Рыжик.
Котел

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Ренар Ж., год: 1894
Категории:Повесть, Детская литература


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Котел

Как редки случаи, когда Рыжику удается быть полезным своей семье! Притаившись в углу, он выжидает, ловит их на лету. Он может слушать спор без всякой предвзятости, а в нужную минуту выступить из тени и, как рассудительный человек, который среди разгоряченных страстями людей один только сохранил полную трезвость мысли, возьмет инициативу в свои руки.

Теперь он уверен, что мадам Лепик нуждается в умном и надежном помощнике. Разумеется, она слишком горда, чтобы признаться в этом. Между ними само собой состоится молчаливое соглашение, и Рыжику придется действовать без всякого одобрения с ее стороны и без надежды на награду.

Он решается на это.

С утра до вечера на крюке над очагом висит котел. Зимой, когда всегда есть надобность в горячей воде, котел то и дело наполняют и опоражнивают, и в нем на жарком огне постоянно кипит вода.

В летние дни кипятком пользуются только после трапез, для мытья посуды, в остальное же время котел кипит просто так, легонько посвистывая, и под его потрескавшимися боками тлеют два почти уже угасших полена.

Иногда Онорина перестает слышать это посвистывание. Тогда она наклоняется над котлом и прислушивается.

- Все уже выкипело, - говорит она.

Она вливает в котел ведро воды, придвигает к нему тлеющие поленья и разгребает золу. Вскоре опять начинается тихая песенка, и успокоенная Онорина принимается за другие дела.

Если сказать ей: "Онорина, зачем вы греете воду, ведь она вам больше не нужна? Снимите котел и погасите огонь! Вы жжете дрова, как будто они достаются даром. А сколько бедняков мерзнет, как только начинается стужа: Ведь вы все-таки женщина бережливая", - она в отпет только покачает головой.

Спокон века она видела котел, подвешенный над очагом. Спокон века она слышала, как булькает в нем кипяток, и, опорожнив котел, она опять наполняла его водой, не глядя - льет ли на дворе дождь, дует ли ветер, пли вовсю светит солнце.

Теперь ей даже не нужно прикасаться к котлу или поглядывать на него, - она знает его насквозь. Ей достаточно прислушаться, и если котел умолкает, она опрокидывает в него ведро воды, - ей это легче, чем нанизать на нитку жемчужинку, и она так к этому привыкла, что до сих пор ни разу еще не промахнулась.

Сегодня в первый раз она не попадает, куда надо. Вся вода проливается на огонь. Из очага, точно потревоженный, разъяренный зверь, взвивается облако пепла, кидается на Онорину, окутывает, душит ее и обжигает. Она вскрикивает и, пятясь назад, чихает и плюет.

- Что за чертовщина! - говорит она. - Будто сам дьявол выскочил из преисподней!

Ничего не видя слипшимися и опаленными глазами, она шарит почерневшими руками в черной пасти очага.

- А, - с изумлением говорит она, - теперь я все понимаю! Котла там нет... Нет, ей-богу, ничего я не пойму! - бормочет она. - Котел же только что был! Наверняка был! Ведь я слышала, как он посвистывал, точно сопелка.

Кто-нибудь снял котел, должно быть, в ту минуту, когда Онорина повернулась к нему спиной, вытряхивая в окно свой передник, наполненный всякими очистками.

Но кто же это сделал?

Мадам Лепик, строгая и спокойная, показывается на пороге кухни:

- Что тут за шум,Онорина?

- Шум! Шум! - ворчит Онорина. - Как тут не быть шуму! Еще немного, и я совсем бы изжарилась. Поглядите-ка на мои башмаки! А юбка, а руки - видите? И кофту испачкала, а в карманах прямо куски угля.

Мадам Лепик.

Я смотрю на лужу вон там, у печки. Прямо потоп! Нечего сказать, наделали дел1

Онорина.

А зачем у меня без всякого предупреждения вытащили котел? Уж не вы ли сами его взяли?

Мадам Лепик.

Этот котел принадлежит всей семье,Онорина. Не хотите ли вы, чтобы я, мосье Лепик или мои дети, прежде чем взять его, спрашивали у вас разрешения?

Онорина.

Я болтаю всякий вздор, - до того я зла.

Мадам Лепик.

выливаете ведро воды в огонь и еще упорствуете, не желаете сознаться в своей неловкости, осмеливаетесь обвинять других, даже меня! Это уж слишком, знаете ли!

Скажи, Рыжичек, ты не знаешь, кто взял котел?

Мадам Лепик.

Откуда ему, безответному ребенку, это знать? Бросьте разговоры о котле! Вспомните-ка лучше вчерашние свои слова: "В тот день, когда я увижу, что не могу даже вскипятить воду, я уйду сама, без всяких понуканий". Правда, я знала, что у вас больные глаза, но я не думала, что ваше положение безнадежно. Больше я ничего не скажу,Онорина. Поставьте себя на мое место. Вы не хуже меня понимаете положение. Судите сами и делайте соответствующие выводы. О! Не стесняйтесь, пожалуйста, плачьте, плачьте! Есть над чем поплакать!

 



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница