Рыжик.
Крючок

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Ренар Ж., год: 1894
Категории:Повесть, Детская литература


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Крючок

Рыжик чистит пойманную им рыбу - пескарей, уклеек и даже окуней. Он скребет их ножом, распарывает рыбьи животы и с треском раздавливает каблуком двойные прозрачные плавательные пузыри. Внутренности собирает для кошки. Наклонившись над ведром, он работает торопливо, усердно и старается не вымазаться.

В кухню заглядывает мадам Лепик.

- Слава богу, - говорит она, - благодаря тебе поедим сегодня жареной рыбки! Отлично! Ты вовсе не такой уж неловкий, когда захочешь!

Она треплет его по затылку, по плечам и вдруг громко вскрикивает от боли: в палец ей впился крючок от удочки.

Прибегает сестра Эрнестина. За ней следует брат Феликс, и вскоре появляется даже сам мосье Лепик.

- Ну-ка покажи! - говорят они.

Но мадам Лепик зажимает палец между коленями, и крючок еще глубже вонзается в тело. В то время как брат Феликс и сестра Эрнестина поддерживают мать с обеих сторон, мосье Лепик хватает ее руку, поднимает кверху, и каждый может видеть ее палец.

Крючок прошел насквозь.

Мосье Лепик пытается его вынуть.

- О нет! Так нельзя! - пронзительным голосом кричит мадам Лепик.

И в самом деле, крючок не пускают с одной стороны его рубчатые жала, а с другой - колечко.

Мосье Лепик надевает пенсне.

- Что за черт! - говорит он. - Придется сломать крючок.

Как его сломать! При малейшей попытке мужа, у которого нет никакой сноровки в этих делах, мадам Лепик вскакивает и вопит от боли. Что ж это в самом деле, сердце хотят из нее вырвать, что ли?! И к тому же крючок сделан из стали отличного закала.

- Что ж, - говорит мосье Лепик, - придется резать палец. - Он покрепче насаживает на нос пенсне, вынимает перочинный ножик и так слабо начинает водить по пальцу неотточенным лезвием, что оно не входит в тело. Он нажимает посильней, потеет от натуги. На пальце показывается кровь.

- Ой-ой-ой! - кричит мадам Лепик, и все собравшиеся вокруг нее трепещут.

- Скорей, папа, - говорит сестра Эрнестина.

- Да не будь же ты трусихой! - говорит матери старший брат Феликс.

Мосье Лепик выходит из терпенья. Ножик раздирает тело, пилит где попало, и мадам Лепик, пробормотав: "Палач! Палач!" - к счастью, теряет сознание.

Мосье Лепик пользуется этим. Побелев от волненья, он в каком-то неистовстве кромсает, режет, и палец - уже сплошная кровавая рана, из которой наконец вываливается крючок.

- Уф!

Во время всего этого происшествия Рыжик оставался в стороне. Он убежал при первом же крике матери. Сидя на лестнице, обхватив голову руками, он пытается объяснить себе этот несчастный случай. Несомненно, когда он с размаху закидывал удочку, крючок зацепился, да так и остался у него на спине.

"Не удивительно, что рыба перестала клевать", - думает он.

Он прислушивается к стонам матери, и сначала ему совсем ее не жалко. Разве сам-то он не будет сейчас кричать, ничуть не меньше, чем она, кричать изо всех сил, до хрипоты, чтобы мать поскорее уверовала, что она отомщена, и оставила его в покое?

Привлеченные шумом соседи расспрашивают:

- Что это у вас там случилось,Рыжик?

Он ничего не отвечает.

Он затыкает пальцами уши и низко опускает свою рыжую голову. Соседи выстраиваются внизу перед лестницей и ожидают сообщений.

Но вот наконец появляется мадам Лепик. Она бледна, как роженица, и, гордясь грозившей ей серьезной опасностью, бережно несет перед собой свой запеленатый палец. Она преодолевает последние страдания. Улыбаясь собрав- шимся, она несколькими словами успокаивает их и кротко говорит Рыжику:

- Да, дорогой мой мальчик, мне очень больно. О! Я не сержусь на тебя. Это случилось не по твоей вине.

Никогда еще она не разговаривала с Рыжиком таким тоном. Вне себя от удивления, он поднимает голову. Он видит перед собой завернутый белой тряпкой и перевязанный веревочкой чистый толстый квадратный палец, напоминающий тряпичную куклу, какой играют дети бедняков. Глаза его тотчас же наполняются слезами.

Мадам Лепик наклоняется к нему. Он привычным жестом заслоняет лицо. Но она на глазах у всех великодушно целует его.

Рыжик ничего уже больше не понимает. Он плачет в три ручья.

- Говорю же я тебе, что все кончено, что я тебя прощаю. Ты, видно, считаешь меня очень злой.

Рыжик рыдает пуще прежнего.

- Ну не дурак ли он? Можно подумать, что его здесь режут, - говорит мадам Лепик; и соседей умиляет ее доброта.

Она передает им крючок, все они с любопытством его рассматривают. Один из соседей утверждает, что это размер 8. Мало-помалу к пострадавшей возвращается дар слова, и она довольно бойко рассказывает публике о пережитой ею драме.

Сестра Эрнестина предлагает отнести его в самый конец сада, зарыть в яму и притоптать землю ногами.

с ногу!

Он встряхивает Рыжика, а тот, все еще потрясенный тем, что ему удалось избежать наказания, продолжает усиленно проявлять раскаянье, издает хриплые стоны и потоком слез омывает свое пятнистое, созданное для пощечин лицо.

 



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница