Дети лесов.
Глава XLIII. Заключение

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рид Т. М., год: 1855
Категории:Приключения, Роман


Предыдущая страницаОглавление

ГЛАВА XLIII
Заключение

Несколько лет ван Блум вел жизнь охотника за слонами. Все эти годы старая нвана служила ему жилищем, и его дети и слуги были единственными товарищами его. Но время это нельзя назвать самым несчастным в его жизни, потому что и он, и вся семья его пользовались все эти годы высшим благом на земле - здоровьем.

Впрочем, ван Блум не допустил своих детей вырасти без воспитания. Он не позволил им остаться просто "детьми лесов". Он научил их многому из книги природы, многому такому, чему не может научить школа. Он научил их любить Бога и друг друга. Он посеял в сердцах их семена добродетелей - чести и нравственности, без чего никакое образование не имеет цены. Он приучил их трудиться и во всем полагаться на самих себя, внушил им обязанности, налагаемые жизнью в цивилизованном обществе, чтобы, возвратившись в общество, они оказались равными своим сверстникам. Одним словом, годы, проведенные в пустыне среди диких животных, не были потерянным временем в их жизни. Впоследствии они могли вспоминать о них с чувством удовлетворения и удовольствия.

Но человек создан для жизни в обществе. Сердце человеческое, если только оно не испорчено, ищет общения с другими людьми, а ум, особенно если он развит образованием, влечет его принять участие в общественной жизни и страдает, если какие-либо причины лишают его этого участия.

Так было и с ван Блумом. Он страстно желал снова возвратиться в цивилизованное общество. Ему так хотелось еще раз увидеть места, где жизнь его текла так мирно и счастливо, хотелось снова поселиться среди друзей и знакомых старых дней, в живописном округе Грааф-Рейнета. Да и действительно, не было больше необходимости оставаться более среди пустыни. Правда, он очень пристрастился к дикой жизни охотника, но она уже не приносила ему выгоды. Слоны совершенно оставили эту местность, и миль на двадцать в окрестности их нельзя уже было встретить. Они прекрасно узнали значение выстрела из ружья, всю опасность его и поняли, что из всех врагов самым страшным, которого необходимо избегать, - является человек. И они так старательно избегали его, что часто охотники по целым неделям не видели ни одного слона.

Но это уже не беспокоило ван Блума. Ум его был теперь занят совершенно другим; его единственным и страстным желанием теперь было возвратиться в Грааф-Рейнет и поселиться среди старых друзей.

Наконец, наступило время, когда он мог исполнить это желание; ничто, казалось, не препятствовало уже более его полному осуществлению. Изгнание, на которое он был осужден, давно уже было отменено всеобщей амнистией, объявленной правительством. Правда, имущество не было возвращено ему; но это не беда, он приобрел себе новое богатство, целую пирамиду слоновой кости, которая была сложена под старой нваной.

Стоило только перевезти ту кость на рынок, и он будет очень богат.

И ван Блум нашел возможность перевезти ее на рынок. Снова был вырыт огромный ров возле прохода через утес, и в него попалось много квагг. Хотя и с большим трудом, но все же дикие животные эти были вскоре приучены ходить в упряжи.

Наконец, наступил день, когда старый фургон снова был собран и поставлен на колеса. В него сложили слоновую кость, впрягли квагг. Свартбой с огромным бичом снова поместился на козлах, и колеса, хорошо смазанные слоновым жиром, легко покатились по равнине.

Как удивлены были однажды утром добрые жители Грааф-Рейнета, когда на улицах их маленького городка показался громадный фургон, запряженный двенадцатью кваггами, между тем как четыре всадника, верхом также на кваггах, скакали по его сторонам. Еще более удивились они, когда увидели, что фургон наполнен слоновой костью, за исключением маленького уголка, где сидела прелестная девушка с розовыми щечками и золотистыми локонами. И как же обрадовались они все, когда узнали, что и слоновая кость, и прелестная девушка принадлежали их старому другу, всеми уважаемому сограждану их, ван Блуму.

На площади Грааф-Рейнета ван Блум нашел самый радушный прием со стороны своих друзей и, что также очень важно, хороший сбыт слоновой кости.

Случилось, что именно в это время слоновая кость была очень дорога. Вещи из нее вошли в моду, и потому спрос на нее в Европе повысился, и охотник имел возможность продать сразу весь свой запасза наличные деньги, почти вдвое дороже, чем рассчитывал.

Таким образом, ван Блум стал снова очень богат. О последующей жизни его мы скажем теперь только несколько слов. Деньги, вырученные за слоновую кость, дали ему возможность выкупить свое старое имение и развести на прекрасных лугах его громадные стада лошадей, рогатого скота и овец.

Он быстро увеличивал свои богатства, и вместе с тем приобретал все большее уважение сограждан. Само правительство теперь относилось к нему с доверием, и скоро назначило его ландростом, то есть главным судьей округа.

Маленький Ян отдан был в школу, между тем как прелестная Гертруда оставалась при отце, вела его хозяйство и служила украшением его дома.

Тотти по-прежнему царствовала на кухне. Свартбой, конечно, был важным членом семьи и много-много еще лет щелкал бичом и джамбоком и удерживал ими в повиновении круторогих быков богатого ландроста.

"детьми лесов".



Предыдущая страницаОглавление