Соната призраков.
Действие III

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Стриндберг А. Ю., год: 1907
Категория:Драма


Предыдущая страницаОглавление

Действие III

Комната немного странного стиля, восточных мотивов. Везде гиацинты всех цветов. На камине большой Будда; на коленях у него луковица, из которой растет Allium ascalonicum с круглыми цветами белого цвета. В глубине направо дверь, которая ведет в круглый зал. Там сидят тихо, ничего не делая, полковник и мумия. Виден краешек ширм смерти. Налево дверь в столовую и кухню.

Студент и девушка - у стола.

Она с арфой, он стоит.

Девушка. Воспойте мне мои цветы!

Студент. Это - цветы вашей души?

Девушка. Это - единственный мой цветок! Любите вы гиацинты?

Студент. Люблю больше всех других, люблю их девический образ; стройно и прямо подымаются они и купают свои белые, чистые корни в бесцветной водяной влаге. Люблю их краски - снежно-белые, невинно-чистые, ласково-желтые, как мед, розовые, ярко-красные, но больше всего люблю голубые гиацинты, глубокие, как глаза, верные... Люблю их все больше золота и жемчугов, люблю их, с детства восхищался ими, потому что у них - все те красивые качества, каких нет у меня... Только...

Девушка. Только?

Студент. Нет ответа на мою любовь, потому что прекрасные цветы ненавидят меня...

Девушка

Студент. Их аромат, сильный и чистый, от первого ветра весны, пробежавшего по тающему снегу, туманит мои чувства, оглушает меня, слепит, гонит из комнаты и мечет в меня отравленными стрелами, от которых больно моему сердцу, - горит голова!.. Вы не знаете тайны этого цветка?

Девушка. Скажите.

Студент. Но сначала его значение. Луковица, которая покоится в воде или лежит в земле - это земля; стебель подымается, как земная ось, и на верхнем его конце сидят цветы - звезды с шестью лучами...

Девушка. Над землею звезды! Это величественно! Где вы это видели?

Студент. Позвольте подумать... В ваших глазах! Итак, это - отражение мира... И потому сидит Будда с луковицей-землей и согревает ее своими взорами, чтобы видеть, как она вырастет ввысь и обратится в свое небо. Бедная земля должна стать небом! Этого ждет Будда!

Девушка. Теперь я поняла. Но разве цветок подснежника также не с шестью лучами, как лилия, как гиацинт?

Студент. Вы правы! Тогда цветы подснежника - падающие звезды...

Девушка. И подснежник - снежная звездочка, выросшая из снега.

Студент. А желто-красный Сириус, самая большая и самая прекрасная из звезд неба, - это нарцисс с его желтыми и красными чашечками и шестью белыми лучами.

Девушка

Студент. Конечно, видел! Она несет свой цветок на шаре, который походит на небесный свод, усеянный белыми звездами.

Девушка. Господи, как величественно! Это кто придумал?

Студент. Ты!

Девушка. Ты!

Студент. Мы!.. Мы создали вместе... Мы обвенчаны...

Девушка. Еще нет...

Студент. Чего же еще не достает?

Девушка. Ожидания, испытания, терпения!

Студент. Хорошо, испытай меня!

Пауза.

Студент. Скажи, почему родители сидят там так тихо, не говоря ни слова?

. Потому что им нечего сказать друг другу, потому что один не верит тому, что говорит другой. Мой отец так выразил это: "к чему говорить, ведь мы не можем обмануть друг друга".

Студент. Как страшно слышать это.

Девушка. Вот идет кухарка... Посмотрите, какая она большая и жирная...

Студент. Что ей нужно?

Девушка. Она хочет спросить меня насчет обеда. Ведь я хозяйничаю, когда больна моя мать.

Студент. Какое нам дело до кухни?

Девушка. Надо же нам есть... Поглядите на кухарку, я не могу ее видеть...

Студент. Кто она, эта женщина-гигант?

Девушка. Она принадлежит к семье вампиров Хуммель. Она съедает нас...

Студент. Почему же вы ей не откажете?

. Она не уходит! У нас нет над нею власти; она досталась нам за наши грехи... Разве вы не видите, что мы чахнем, что мы истощены.

Студент. Разве вам не дают есть?

Девушка. Дают, много блюд, но вся питательная сила у них уничтожена... Она вываривает мясо и дает нам жилы и воду, а бульон выпивает сама. И из жаркого она сначала вываривает все соки, выпивает их; всё же, что достается нам, лишено питательной силы; точно она высасывает эту силу глазами; нам достается гуща после того, как она выпьет кофе; она выпивает вино и опорожненные бутылки наполняет водою...

Студент. Так прогоните же ее!

Девушка. Мы не можем.

Студент. Почему?

Девушка. Не знаем! Она не уходит! Ни у кого нет над ней власти, ведь она отняла у нас силу.

Студент. Хотите, я ее выгоню.

Девушка. Нет! Пусть будет так, как есть. Вот она! Она спрашивает, чего мы хотим к обеду; я отвечаю: то-то и то-то; она возражает; и делается так, как она хочет.

Студент. Так пусть же она уже сама решает.

. Она не хочет.

Студент. Какой странный дом! Заколдованный!

Девушка. Да! Вот она обернулась, потому что заметила вас!

Кухарка в дверях. Нет, не потому! Улыбается так, что видны зубы.

Студент. Вон отсюда!

Кухарка. Да, если захочу.

Пауза.

Теперь захотела.

Уходит.

Девушка. Не выходите из себя! Будьте терпеливы! Она - одно из тех испытаний, какие мы должны перетерпеть в этом доме. У нас есть еще и горничная., за которой мы должны убирать!

Студент Я лишаюсь сил! Хор в Эфире! Песню!

Девушка

Студент. Песню!

Девушка. Терпение! Эта комната зовется комнатою испытания. Она красивая, но у неё очень много недостатков.

Студент. Невероятно! Здесь красиво. Только немного холодно. Почему вы не топите?

Девушка. Потому что тогда идет дым.

Студент. Разве нельзя вычистить трубу?

Девушка. Не помогает... Посмотрите на письменный стол, вон тот.

Студент. Замечательно красиво!

Девушка. Но он качается! Каждый день я подкладываю под ножку пробку, а горничная вынимает, когда метет, и я должна вырезывать новую пробку. Ручка и перья каждое утро измазаны чернилами, чернильница тоже. И каждое утро на восходе солнца я должна их мыть. Пауза. Что, по-вашему, самое отвратительное?

Студент. Считать белье! У!

Девушка

Студент. А еще?

Девушка. Когда ночью мешают спать, и надо вставать и запирать верхнюю задвижку окна, про которую забыла горничная.

Студент. Еще?

Девушка. Лезть на лестницу и снова привязывать к отдушнику шнурок, оборванный горничною.

Студент. Еще?

Девушка. Подметать за нею, вытирать после неё пыль, разводить за нее огонь в печи, так как она только кладет дрова. Следить за отдушниками, вытирать стаканы, накрывать на стол, откупоривать бутылки, открывать окна и проветривать комнату, оправлять постель, мыть графин, когда он делается зеленым от порослей, покупать спички и мыло, которых никогда не хватает. Вытирать цилиндр и обрезать фитиль, чтобы не коптели лампы; а чтобы лампы не гасли, когда гости, я должна сама наливать их...

Студент. Песню!

Девушка. Подождите! Сначала утомительная работа, чтобы удалить от себя всё нечистое.

Студент. Но ведь у вас есть средства, две прислуги!

Девушка

Студент. Величайшая из радостей...

Девушка. Самая дорогая!.. Стоит ли жизнь стольких трудов?

Студент. Это зависит от того, какой ждешь награды за труды... Я бы ничего не побоялся, чтобы получить вашу руку...

Девушка. Не говорите так! Я никогда не буду вашей.

Студент. Почему?

Девушка. Об этом вы не должны спрашивать!

Пауза.

Студент. У вас упал браслет в окно...

Девушка. Да, у меня так похудела рука...

Кухарка появляется с бутылкой японской сои в руках.

Девушка

Студент. Что это у неё в руках?

Девушка. Это - чертов эликсир, с скорпионными буквами на бутылке. Это - ведьма, г-жа Соя, которая обращает воду в бульон, заменяет соус, с которой варят капусту, на которой делают суп из черепах.

Студент. Вон!

Кухарка. Вы высасываете соки из нас, а мы - из вас; мы берем кровь, а вы получаете назад подкрашенную воду. Это - краска! А теперь иду. Но я всегда остаюсь, сколько хочу! Идет.

Пауза.

Студент. За что у Бенгтссона медаль?

Девушка. За его большие заслуги.

Студент. Недостатков у него нет?

Девушка. Есть, и очень большие, но за них не дают медали.

Смеются.

Студент

Девушка. Как во всех других домах... Оставьте нам наши тайны.

Пауза.

Студент. Любите вы откровенность?

Девушка. Не очень.

Студент. Иногда мною овладевает безумное желание высказать всё, что я думаю; но я знаю, мир бы рухнул, если бы стать действительно откровенным...

Пауза.

Студент. На днях я присутствовал в церкви при отпевании. Было торжественно и красиво...

Девушка. При отпевании директора Хуммеля?

Студент. Да, моего благодетеля. У изголовья гроба стоял старый друг покойного; он же шел и впереди процессии. Особенно сильное впечатление произвел на меня пастор своими движениями, дышавшими достоинством, и своими трогательными словами. Я плакал, мы все плакали. Потом мы пошли в ресторан... Там я узнал, что несший посох любил сына покойного...

Девушка пристально смотрит на него, чтобы понять смысл его слов.

Студент

Пауза.

Студент. А день спустя пастор был арестован, потому что опустошил церковную кассу!.. Это было чудесно!..

Девушка. Да?..

Пауза.

Студент. Знаете, что я сейчас думаю о вас?

Девушка. Не говорите, иначе я умру!

Студент. Должен, иначе я умру!

Девушка. В больнице говорят всё, что думают...

Студент. Правда!.. Мой отец скончался в сумасшедшем доме...

Девушка. Он был болен?

Студент кучка жалких людей, как и большинство людей... Но нужно же было ему знаться с кем-нибудь, потому что он не мог жить один. Людям не говорят, что об них думают, по крайней мере - обыкновенно не говорят, - и он также не делал этого. Он отлично знал, какие они лживые, он ясно видел всю глубину их изменчивости... Но он был умен и благовоспитан, и потому был всегда вежлив... Как-то раз у него собралось большое общество. Был вечер; он устал от работы за день и от того, что приходилось, насилуя себя, то молчать, то болтать с гостями всякий вздор.

Девушка пугается.

Студент. Наконец, он застучал по столу и попросил, чтобы замолчали, поднял стакан и сказал речь... Все запоры упали, и он обстоятельно разобрал и обнажил всю компанию; одного за другим, сказал им про всю их лживость. Затем он, измученный, сел на стол и послал гостей ко всем чертям!

Девушка. О!

Студент. Я был при этом, и я не забуду, что произошло тогда... Отец и мать били друг друга, гости бросились к дверям... И отца поместили в сумасшедший дом. Там он умер.

Пауза.

Студент утром стоял я там и смотрел сюда. Я увидел полковника, который не был полковником; у меня был благородный благодетель, который был бандитом и должен был повеситься; я видел Мумию, которая была не Мумия, и девушку с унаследованною или приобретенною... Впрочем, где найти девственность? Я видел ее лишь в анатомическом театре, в 90-градусном спирту. Где найти красоту? В природе и в моей душе, когда они одеты в праздничные одежды. Где найти верность и веру? В сказках и в детских спектаклях. Где найти сдерживающих то, что обещали? В моем воображении!.. Теперь ваши цветы отравили меня, и за это и я их отравил... Я хотел сделать вас моею женою у моего очага; мы читали стихи, пели, играли - тут вошла кухарка. Sursum Corda! Попытайся еще раз извлечь огонь и пурпур из золотой арфы... Попытайся, прошу, молю на коленях... Хорошо, тогда я сделаю это сам! Берет арфу, но струны молчат.

Она нема и глуха! Самые прекрасные цветы так ядовиты, самые ядовитые. На всём мироздании и на всей жизни лежит проклятие... Почему вы не хотите стать моей женой? Потому, что вы больны в самом роднике жизни... Теперь я чувствую, как вампир из кухни начинает пить мою кровь. Мне кажется, это - Ламия, высасывающая кровь у детей, - кухня всегда вырывает у детей сердцевину, если этого не успела сделать спальня... Есть яды, которые ослабляют зрение, и яды, которые раскрывают глаза, - наверное, я родился с этим последним, потому что не могу видеть в безобразном красивое, или дурное называть хорошим. Не могу! Иисус Христос спустился в преисподнюю, - то было его земное скитание, спустился в дома безумия, в тюрьмы, мертвецкие, и глупцы убили его за то, что он хотел их освободить. А разбойник был отпущен на свободу, разбойнику всегда принадлежат симпатии! Горе, горе! Спаситель мира, спаси нас, мы гибнем!

Девушка согнулась, точно умирает; звонит. Бенгтссон входит.

Девушка. Ширмы! Скорее... Умираю!

приносит ширмы, раскладывает их и окружает ими девушку.

Студент. Грядет избавитель! Привет тебе, бледная, кроткая! Спи, прекрасная! Несчастная, невинная, не виноватая в страданиях своих, спи без грез. И когда ты снова проснешься... Пусть приветствует тебя солнце, которое не жжет, в приюте, где нет пыли. Пусть приветствуют тебя близкие, чистые от позора, и любовь, чистая от порока... Ты, мудрый, кроткий Будда, ты сидишь и ждешь, что вырастет из земли небо; дай же нам терпение в испытаниях, дай чистоту воли, чтобы упование не стало стыдом! Шелестят струны арфы, комната наполняется белым светом.

Когда я видел солнце, я точно зрил сокрытого; каждый человек пожинает плоды своего дела, блажен, кто доброе творит. Без злобы неси кару за совершенное, нежно утешая того, кого ты опечалил. И будет тебе благо. Кто только боится, тот сгубил себя. Хорошо жить без вины.

Бедное, маленькое дитя, дитя этого мира обмана, вины, страдания и смерти; мира вечного изменения, разочарования и горя. Пусть Владыка неба милостиво встретит тебя на твоем пути...

Комната исчезает; вместо заднего плана "Остров смерти" Бёклина. С острова долетает тихая музыка, нежная и приятно-печальная.

Текст издания: А. Стринберг. Полное собрание сочинений. Том 3. Повести и драмы. Издание В. М. Саблина, Москва - 1909.



Предыдущая страницаОглавление