Козина Е.: Людвиг Тик

Заявление о нарушении
авторских прав
Год:1939
Категория:Критика литературная
Связанные авторы:Тик Л. И. (О ком идёт речь)

Е. Козина

ТИК Людвиг [Johann Ludwig Tieck, 1773--1853] - немецкий писатель, один из крупнейших представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию, учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал Шекспира и Сервантеса. Лит-ой работой Т. занялся еще на школьной скамье. В 1797 Т. встретился с братьями Шлегель (см.). Это знакомство сыграло решающую роль в лит-ом развитии Т. В 1799 Т. вошел в т. наз. иенский кружок романтиков. Стяжал признание и восхищение теоретиков романтизма романом "Странствование Франца Штернбальда" (Franz Sternbalds Wanderungen, 1798).

гл. обр. историей театра и драмы. С 1825 Тик состоял официальным драматургом дрезденского придворного театра. Его последнее произведение - роман "Vittoria Accorombona" [1840].

Т. - первый писатель, осуществивший в творческой практике принципы романтической теории, раскрывший с большой силой психологию немецкой мелкобуржуазной интеллигенции начала XIX в. Отвращение к пошлой действительности, ужас перед нею ведут Т. к уходу от действительной жизни в экзотику и фантастику, в отдаленное прошлое народа и в замкнутый мир индивидуальных переживаний. В ранних произведениях Т. культивирует образы экзотического Востока ["Almansur", 1790 (напеч. впервые в 1798), "Abdallah", 1792 (напеч. в 1795)], обращается к народной сказке ("VolksmДrchen, hrsg. von Peter Lebrecht", 1797), изучает вместе с Ваккенродером (см.) немецкое средневековье, поэтизирует старый Нюренберг, культивирует столь существенный для романтизма принцип народности (VolkstЭmlichkeit) в смысле любви к национальной старине. Вместе с тем он изощренно передает смятение раздвоенного сознания ("Der blonde Ekbert", 1797), тонко анализирует утомленную и неуравновешенную душу. Характерен роман Т. "История Вильяма Ловелля" ("Die Geschichte des Herrn William Lovell", 1793--1795), напеч. 1795--1796, где интерес к психологическому анализу перерастает в отчетливое отрицание мира вне познающего его субъекта. В творческой манере Т. все эти тенденции проявились в подчеркнутом отказе от реализма. Чрезвычайно характерны для стиля Т. его драмы, в к-рых один из основных принципов романтической эстетики - принцип иронии нашел наиболее полное выражение. Его пьеса "Кот в сапогах" ("Der gestiefelte Kater", 1797) - полемически заостренный выпад против мещанской драмы; здесь провозглашено требование "театральности", основанное на понимании театра как искусства, якобы по самой специфике своей враждебного реализму. Дарование Т. раскрылось в Иене во всей силе в драме "Геновева" (Leben und Tod der heiligen Genoveva, 1800). Сюжет "Геновевы" заимствован из народной лубочной книги - "Легенды о св. Геновеве". Сказочные рыцарские времена, битвы с маврами, рыцарские замки, феодальная любовь, верность, месть, фантастические приключения, мистическое настроение, прозрения и предчувствия, вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь, ощущение удвоения мира, иной, высшей сущности - такова "Геновева" Т. Драматическое построение ее основано на непрерывной перемене места действия, нагнетании настроения.

Художественные тенденции "Геновевы" реализуются Т. еще раз в драме "Император Октавиан" (Kaiser Oktavianus, 1802, напеч. 1804). Но "Геновева" остается высшим взлетом романтизма Т.; за нею начинается спад, разложение, уход от художественной лит-ры, слабые попытки вернуться к ней - и переход к историко-литературной работе, сохраняющей, однако, неизменными принципы и влечения Т. как художника.

Библиография:

I.

Gesammelte Novellen, 12 Bde, B., 1852--1854;

Nachgelassene Schriften, hrsg. v. R. Köpke, 2 Bde, Lpz., 1855.

Об искусстве и художниках (Размышления отшельника, любителя изящного), изд. Л. Т., М., 1826 (нов. изд. с предисл. П. Н. Сакулина, М., 1914);

Кот в сапогах, "Любовь к трем апельсинам", П., 1916, кн. 1;

"Немецкая романтическая повесть", с вступ. ст. и комм. Н. Берковского, т. I, Москва - Ленинград, 1935.

II.

Köpke R., L. Tieck, 2 Tle, Lpz., 1855;

Briefe an L. Tieck, ausgew. und hrsg. v. K. v. Holtei, 4 Bde, Breslau, 1864--1865;

Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brüssel, 1897;

Miessner W., L. Tiecks Lyrik, B., 1902;

ünther H., Romantische Kritik und Satire bei L. Tieck, Lpz., 1907;

Drach E., L. Tiecks Bühnenreformen, B., 1909;

L. Tieck und die Brüder F. u. A. W. Schlegel. Briefe, hrsg. v. H.

Lüpeke, Frankfurt a. M., 1930;

Zeydel E. H., L. Tieck and England, Princeton, 1931;

Брандес Г., Литература XIX в. в ее главнейших течениях (Немецкая лит-ра), СПБ, 1900;

Источник: Козина Е. Тик // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929--1939. Т. 11. - М.: Худож. лит., 1939