Год: | 1972 |
Категория: | Критика литературная |
Связанные авторы: | Тик Л. И. (О ком идёт речь) |
В. И. Кондорская.
ТИК (Tieck), Людвиг (31.V.1773, Берлин, - 28.IV.1853, там же) - нем. писатель. Сын ремесленника. В 1792--95 учился в ун-тах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Первое значит. произв. Т. - философ. роман в письмах "Вильям Ловель" (1795--96); отличаясь экзальтированным умом, его герой познает все соблазны жизни и совершает при этом преступления. Трехтомный сб. "Народных сказок Петера Лебрехта" ("VolksmДrchen, herausgegeben von Peter Lebrecht", 1797) - идеализирующая патриарх. мир переделка и стилизация ср.-век. "народных книг". Наиболее оригинальны в этом сб. "Удивительная история любви прекрасной Магелоны и графа Петра Прованского" ("Wundersame Liebesgeschichte der schЖnen Magelone und des Grafen Peter aus der Provence") - наивная ср.-век. сказка о верной любви, и мрачная новелла "Белокурый Экберт" ("Der blonde Eckbert"). В сб. включена "Замечательная историческая хроника граждан Шильды..." ("Die denkwЭrdige Geschichtschronik der SchildbЭrger..."). Глупцами-шильдбюргерами ср.-век. шванков у Т. оказываются просветители, к-рые пытаются поймать свет просвещения в мышеловку и провести его в судейскую комнату или исправить воров путем чтения им од.
В 1799--1800 Т. становится членом иенского кружка романтиков. Эстетич. взгляды, изложенные в философ. романе "Странствования Франца Штернбальда" ("Franz Sternbalds Wanderungen", 1798), навеяны другом детства Т. - В. , после смерти к-рого Т. издал "Фантазии об искусстве для друзей искусства" ("Phantasien Эber die Kunst fЭr Freunde der Kunst", 1799, рус. пер. под назв. "Об искусстве и художниках. Размышления отшельника...", 1826). В основе книги лежит тезис Ваккенродера: изящнейший поток жизни возникает из слияния иск-ва и религии. Самому Т. принадлежат 15-й и 16-й отрывки. В пьесах "Кот в сапогах" ("Der gestiefelte Kater", 1797, рус. пер. 1916), "Синяя борода" ("Ritter Blaubart", 1797), "Мир наизнанку" ("Die verkehrte Welt", 1799) - легких сатирах-сказках в стиле комедий К. Гоцци - Т. иронизирует над бурж. филистерством и феод. миром. Сб. "Романтические поэмы" ("Romantische Dichtungen") включает пьесу "Жизнь и смерть св. Генофефы" ("Leben und Tod der heiligen Genoveva") и рассказ "Верный Эккарт и Тангейзер" ("Der getreue Eckart und der TannenhДuser"), использованные Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне и Р. Вагнером.
В 20-е гг. Т. создал исторические повести "Мятеж в Севеннах" ("Der Aufruhr in den Cevennen", 1826) - о восстании в 1702--04 во Франции, а также "Молодой столяр" ("Der junge Tischlermeister", 1836) - из жизни Л. Камоэнса. В повести "Жизнь поэта" ("Dichterleben", Tl 1--2, 1825--30) Т. противопоставляет склонным к риторике К. Марло и Р. Грину великого своей простотой У. Шекспира. Новелла "Жизнь льется через край" ("Des Lebens эberfluß", 1839) пронизана иронией как по отношению к романтич. герою, так и к окружающей его мещанской среде. Последний роман Т. - "Виттория Аккоромбона" (1840), затрагивающий вопрос женской эмансипации, мало интересен. В последние годы жизни Т. был занят переводами "Дон Кихота" М. Сервантеса и драм Шекспира.
Сочинения:
Werke, Bd 1--3, Lpz. - W., [1892];
в рус. пер. - [Соч.], в кн.: Нем. романтич. повесть, т. 1, М. - Л., 1935;
в кн.: Гербель Н. В., Нем. поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1877.
Гайм Р., Романтич. школа, М., 1891;
Брандес Г., Лит-ра XIX в. в ее главных течениях. Нем. лит-ра, СПБ, 1900;
В. М., Нем. романтизм и совр. мистика, СПБ, 1914;
История нем. лит-ры, т. 3, М., 1966;
Köpke
В., L. Tieck und die VolksbЭcher, В., 1893;
Hienger ätwerk L. Tiecks, [KЖln], 1955 (Diss.);
Источник: Кондорская В. И. Тик // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" - Флиаки. - 1972