О Сен-Ламберте и Лагарпе

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Шатобриан Ф. Р., год: 1803
Примечание:Переводчик неизвестен
Категория:Воспоминания/мемуары
Связанные авторы:Лагарп Ж. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: О Сен-Ламберте и Лагарпе (старая орфография)

О Сен-Ламберте и Лагарпе.

Французская Словесность лишилась вдруг Сен-Ламберта и Лагарпа. Первый скончался на 85 году от рождения. Он умер среди многочисленых друзей своих; не имел горести пережить тех, которые составляли щастие его жизни {В самом деле редкое благополучие Г. Сен-Ламберт с 28 лет имел сердечную связь с Госпожею д'Удето, в которую Ж. Ж. Руссо, был влюблен так страстно: она еще и теперь жива! - К.}. Мнения сего Автора, непоколебимые от молодых лет до старости, спасли его от гонений, претерпенных творцем Филоктета и Мелании во время бедственной Революции. И так не льзя сказать о Сен -Ламберте:

Нещастлив тот, кому Бог долго жить дает!

В самое то время, когда Автор Катихизиса общей Морали засыпал тихим сном вечности среди всех утешений философии, Лагарп кончался среди всех утешений Религии. С одним в минуту смерти были чувствительные люди, с другим Бог. Лагарп умер 11 февраля 1803 году, в осьмом часу утра. Он до последней минуты сохранил память, разсудок, и мог чувствовать с благодарностию всю милость Неба к Християнину: утешение, которого не имел г. Сен-Ламберт, умирая только с важным спокойствием философа! Лагарп показал великую твердость и самую искреннюю набожность за время своей долговременной болезни, и несколько раз слушал молитвы умирающих. В одну из сих минут видя пришедшого к нему Фонтана, он протянул к нему изсохшую руку свою и сказал: "любезной друг! благодарю Небо за то, что разум мой не затмился: я чувствую, как утешительна и прекрасна эта молитва!".... Вот последний взор Християнина и Литтератора (le dernier regard &c.)!

Его отпевали в храме Богоматери, Он уже несколько лет жил в ограде его, как будто бы желая укрыться от злобного мира в сени храма Небесной Благости!.... Те, которые видели останки сего знаменитого Автора, заключенные в тесном гробе, могли чувствовать ничтожность, Авторского величия, подобного всякому другому величию; но, к щастию, Християнин торжествует смертию, и слава его начинается в ту минуту, когда всякая другая слава умолкает. - Гроб человека, который столь живо чувствовал красоты Писания, давал еще более силы Християнским молитвам об усопших. Сей глас, сии восклицания надежды: Requiem dabo tibi - Expectabo, Domine, donec veniat immutatio mea; vocabis me, & ego respondebo tibi - Господь вещает: успокою тебя -- Ожидаю, Господи, моего изменения; воззовешь меня, и буду Тебе ответствовать -- о смерть! где твое жало? Настанет время, когда все сущие в гробах услышат глас Сына Божия: сии слова пророческия глубоко трогали сердца молящихся; и когда Священники запели: теперь они успокоились от трудов своих, глаза всех друзей Лагарповых наполнились слезами.

которой падал из облаков на гробные пелены; ветер, которой развевал их, как будто бы для того, чтобы мертвый слышал говорящого друга: все сие действовало вместе и на сердце и на воображение....

Шатобриан.

"Вестник Европы". Часть VIII, 1803, No 8