Лагерь Валленштейна.
Общее примечание

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Шиллер Ф. И., год: 1800
Категория:Драма

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Лагерь Валленштейна. Общее примечание (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ПРИМЕЧАНИЯ

ВАЛЛЕНШТЕЙНОВСКАЯ ТРИЛОГИЯ.

Общее примечание.

Три драмы, сгруппированные вокруг личности Валленштейна, называются обыкновенно трилогией. Это не совсем верно; ничего подобного античной трилогии с её тремя законченными, равноправными и самостоятельными драмами здесь нет. С художественной точки зрения "Пикколомини" и "Смерть Валленштейна" составляют - как оно и было первоначально - одну драму; но возможно говорить о завязке и развязке каждой из них отдельно; завязка драмы это все пять актов "Пикколомини", её высшее напряжение - первый акт, развязка - остальные четыре акта "Смерти Валленштейна". "Лагерь Валленштейна" есть также не драма в настоящем смысле, a драматическая картина, служащая прологом.

совершенно устранить вопрос о тех результатах исторической науки, которые добыты позднейшим исследованием и Шиллеру не могли быть известны. Нас должно интересовать только, как поэт отнесся к тому, что он сам считал исторической истиной. В данном случае мы имеем для суждения об этом незаменимый источник - "Историю тридцатилетней войны" самого Шиллера, к которой и отсылаем читателя для исторических справок о событиях и лицах. Здесь отметим лишь несколько любопытных подробностей, характеризующих художественные требования Шиллера.

Квестенбергь был совсем не такой безразличный исполнитель воли двора, каким он рисуется в драме, но один из ближайших друзей Валленштейна, долее других остававшийся ему верным. Октавио Пикколомини является исполнителем всех интриг, в которых на самом деле были виновны другие; ему приписана вся деятельность одного из худших врагов герцога, Лесли, которому тот доверял свои важнейшия тайны и который вовсе не появляется в драме, равно как Галлас; все это сделано для того, чтобы дать возможность сосредоточить все интриги в одном лице, что чрезвычайно усиливает драматический эффект; для этого необходимо было также еще более отступить от исторической личности Октавио, которому во время эгерских убийств было всего тридцать пять лет и y которого не могло быть такого сына, как Макс; последний есть вообще создание творческого воображения Шиллера; дочь Валленштейна, Тэкла, была в это время ребенком десяти лет, который не мог, конечно, играть той роли, которую ей приписывает поэт. Кинский, один из важнейших деятелей чешской оппозиция, связавший Валленштейна такими действиями, которые устранили возможность обратных шагов, который заключил уже против императора договор с французами, почти не упоминается в драме. Его жена в самом деле имевшая на герцога серьезное влияние, сделана женой Терцкого. Тайный агент Cеина, захват которого имеет столь роковое значение в драме, также измышлен поэтом. Вся драма, события которой, от договора генералов (12 января) до убийства герцога (25 февраля), длились почти полтора месяца, сжата в четыре дня. Марадас совсем не был в это время в Эгере и Пильзене, комический Тифенбах, по безграмотности подписывающий договор военачальников крестом, был грамотен и находился в Вене. Верный друг Валленштейна Koлальто умер за четыре года до событий, изображенных в драме. Любопытно также отступление от истории, сделанное Шиллером без всяких художественных побуждений, но в виду его отношений к веймарскому двору: начальником шведов при предстоящем союзе против императора он делает не герцога Бернгарда Веймарского, как было на самом деле, a Рейнграфа, который в это время был на верхнем Рейне.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница