Дон Карлос, инфант Испанский (Драматическая поэма). Примечания

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Шиллер Ф. И.
Категория:Драма


Предыдущая страницаОглавление

Примечания

Решение обработать в драматической форме историю взаимоотношений наследника испанского престола дон Карлоса, его отца - короля Филиппа II, и мачехи - королевы Елизаветы было принято Шиллером в марте 1783 года.

Основным источником для сюжета послужила Шиллеру новелла французского писателя и путешественника аббата Сен-Реаля (1639-1692) «История дон Карлоса», с ее далекой от истины романической коллизией и всяческим приукрашиванием инфанта Карлоса, в действительности человека распутного, вспыльчивого и честолюбивого.

В начале работы над пьесой Шиллер строил ее как семейную драму в испанском королевском доме. На втором этапе работы семейная трагедия оттесняется трагедией политической. Интерес Шиллера к «Дон Карлосу» возрастает.

В марте 1785 года в журнале Шиллера «Рейнская Талия» выходит в свет первое действие «Дон Карлоса»; поэт приступил к реализации своего нового замысла - политической трагедии, в которой «семейные мотивы» играют подчиненную роль.

Замысел этот снова подвергся коренным изменениям в третий период работы, нашедшей свое законченное выражение в напечатанной - уже целиком (в июле 1787 г.) - пьесе: «Дон Карлос, инфант Испанский» (Лейпциг, Гешен). Заглавие пьесы осталось прежнее, но подлинным героем ее стал маркиз Поза - изменение, отчетливо осознанное самим Шиллером, который (в «Письмах о »Дон Карлосе", 1788) писал: «Новые мысли, зародившиеся в моем уме, оттеснили предыдущие; сам Карлос потерял мое прежнее расположение, быть может на том простом основании, что я с тех пор возмужал, и по соответствующей причине маркиз Поза занял его место».

Для сцены Шиллер сделал две переработки: одну в стихах, другую в прозе. Премьера «Дон Карлоса» состоялась в Гамбурге в 1787 году.

Действие трагедии «Дон Карлос» происходит в 1568 году, на тринадцатом году царствования короля Филиппа II (1555-1598).

современности, показав трагическую неосуществимость благородного идеала свободы, равенства и счастья людей в условиях господства феодально-абсолютистской реакции. С этой точки зрения, Испания времен Филиппа II представлялась ему наиболее подходящей эпохой не только для любовной трагедии дон Карлоса, но и для политической трагедии «гражданина грядущих поколений», .защитника угнетенного человечества - маркиза Позы.

преобладания в Европе, войны с протестантскими князьями Германии, наконец ряд народных восстаний в самой метрополии, - подрывали экономические и политические основы испанского абсолютизма и вели страну к неминуемой катастрофе. Филипп И, человек ограниченный, жестокий и жадный, не извлек никаких уроков из губительной политики своего отца, продолжал, подобно ему, носиться с химерической идеей создания мировой католической державы и во имя этой идеи огнем и мечом стремился укрепить свою реакционную власть, опираясь на католическую церковь. Орудием испанского абсолютизма стала инквизиция, а сама Испания - оплотом европейской реакции второй половины XVI века. Прикрываясь требованием единства веры, инквизиция проводила Свирепый религиозно-политический террор внутри страны и в подвластных испанской короне провинциях, тысячи лучших людей, обвиненных в «ереси», сжигала на кострах и подвергала пыткам в своих застенках.

Жестокость реакции усугублялась тем, что в эту пору Испания, в результате революции цен, вызванной колоссальным наплывом золота и серебра из Америки, вступила в полосу тяжелого экономического кризиса, охватившего как сельское хозяйство, так и ремесла. Для ведения своей мировой политики испанское правительство нуждалось в огромных средствах.

В источник этих средств были превращены Нидерланды, наиболее развитая в торгово-промышленном отношении страна Европы, находившаяся в политической унии с Испанией. Нидерланды восстали против испанского владычества и с оружием в руках отстояли независимость семи северных провинций. Победила самая ранняя революция в Европе, Нидерландская буржуазная революция, сочувствие к которой вдохновляет обоих героев трагедии Шиллера - инфанта дон Карлоса и маркиза Позу.



Предыдущая страницаОглавление