Духовное господство (Рим в XIX веке).
Историческое прибавление.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гарибальди Д., год: 1870
Категории:Роман, Историческое произведение

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Духовное господство (Рим в XIX веке). Историческое прибавление. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавление

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРИБАВЛЕНИЕ.

 

I.

 

Последние эпизоды из истории волонтеров. Акваленденте. - Монтелибретти. - Верола. - Монтеротондо. - Ментана.

Я прошу от вас не храбрости, а только постоянства.
G. *

* Слова самого Гарибальди к волонтерам.

Конец 1867 года ознаменовался целым рядом кровавых эпизодов для волонтёров.

Немало подвигов храбрости и самоотвержения проявили они, много выказали геройства. Многие из папских наемщиков обязаны сохранением своей жизни их великодушию, несмотря на то, что предварительно запятнали себя жестокостию против них, и поступали, как вандалы, какими всегда было к навсегда останутся.

Если в моих описаниях мне приходилось писать желчью и чинить перо кинжалом, то я имел на это выстраданное право.

Кто может оставаться хладнокровным при виде Италии, этой страны, благословенной самим Богом, в том жалом её состоянии, в какое она приведена людьми?

Кто может относиться с равнодушием к великодушных к героическим попыткам борьбы её сынов против толп предателей, продающих из-за своих личных интересов чужеземцам страну, где они родились, и народ, трудом и кровью которого они существуют.

Папство - это разъедающий рак Италии. К счастию, вся Италия начинает сознавать, что никакое благоденствие невозможно в "аду живых" {Петрарка.}. Со всех концов полуострова раздаются крики энтузиазма о близком наступлении падения папства. Частные люди, управления городов, иностранцы-друзы, способствуют всеми зависящими от них мерами делу освободителей, и должно думать, что Италия скоро должна освободиться от духовного гнёта.

Отважная молодёжь, желая участвовать в народной славе, не устает наполнять собою ряды защитников свободы. Аквапенденте, Монтелибретти, Монтеротондо были как бы победным гимном над наемными чужеземцами. Римския поля были от них очищены. Мосты, ведущие в вечный город, были взорваны на воздух, и дрожащие патеры в страхе ожидали в Риме конца своего владычества.

Все, казалось, было окончено, и со всех сторон света не слись приветствия и поздравления той молодёжи, которая, повидимому, освободила Италию от гнёта, тяготевшого над нею столько столетий. Но...

Не так было решено в Париже и Флоренции. Франция прислала флот и войско, Флоренция вселила в народ страх и недоверие и внесла в среду победителей порчу и лишения.

Результатом этого совместного действия была Ментана.

У волонтёров были отняты все средства подвоза снарядов и всего необходимого. Сношения их с соседними государствами были прерваны. Те отряды, которые можно было обезоружить без опасности, были иезуитски обезоружены. Не одна тысяча волонтёров была соблазнена к дезертерству. Наконец, занятием некоторых пунктов римской территории под видом противодействия вступлению на нее французских войск, приготовлялось все для Ментаны.

И, несмотря на все это, Ментана могла быть вторым 30-м апрелем {В Риме.}. Я видел сам папския войска бежавшими от выстрелов из никуда негодных ружей волонтёров. При Ментане была минута, когда волонтёров можно было считать выигравшими сражение, когда все поле покрыто было неприятельскими трупами...

Но тут в среде наемного войска раздался зловещий гул: "две тысячи французов аттаковали арриергард волонтёров!". Гул этот все усиливался, стал раздаваться между волонтерами, и наконец, лицо, заслуживающее доверия, сообщило известие это и мне, подтвердив его словами: "я видел это сам". Для сомнения не оставалось места!

Проклятие! Вот до какой степени может доходить человеческая недобросовестность! какой урок для итальянской молодёжи!

Прочитав все это, кто же может меня обвинить, что перо мое омочено в желчь?...

 

II.
Западня.

В короткий период времени, в октябре и ноябре 1867 года, защитники Рима сделались дважды жертвою обмана.

Пользуясь моим пребыванием на Капрере, и не стесняясь ничем, флорентинское правительство уверило партию движения, что достаточно только нескольких выстрелов, хотя бы на воздух, чтобы его войско тотчас двинулось на Рим.

И бедные римляне, поверив этому обещанию, взорвали на воздух казарму папских зуавов, и почти безоружные дрались на улицах Рима, как только может драться народ иря таких стесненных обстоятельствах.

И ни один солдат не был двинут к Риму!

Кайроли и его товарищи были при этом принесены в жертву. Множество римских граждан пали от пуль и штыков иноземных наемщиков или наполнили собою папския тюрьмы.

Не лучше было поступлено и с волонтерами.

Между тем, как было объявлено, что при высадке хотя бы одного французского солдата все войско двинется на Рим. Правительство действительно заняло своими войсками некоторые пункты римской территории и разместило их по границам, но для того только, чтобы обезоруживать волонтеров, как это произошло с некоторыми отрядами, и чтобы превратить им все пути для получении пособий и из вспомогательных комитетов и из заграницы.

Таким образом, оставив волонтеров без всяких средств и необходимых снарядов, посеяв в то же время в рядах их несогласия и раздоры, правительство осуществляло задуманный им тайно план совершенного их истребления.

Заняв своими войсками римскую территорию, в то время когда в Риме находились значительные войска французов, правительство развязало руки папским войскам и дало из возможность всею массою действовать против волонтеров.

Несмотря на это, робкия и напуганные предшествовавшая поражениями папския войска - не решались действовать одни и подкреплению их французскими войсками правительство не воспрепятствовало.

итальянские войска - цвет населения - присутствовали холодными зрители истребления своих братьев - итальянцев!

Папския войска от окончательного поражения спасло только подкрепление французов. Ментанское дело, начавшееся в час пополудни 3-го ноября - между волонтерами и папскими войсками, через два часа ожесточенной битвы представлялось уже совершенно потерянным для последних. Эти войска почти повсюду сдались и волонтеры обратили их в бегство. Убитых и раненых у них было множество...

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Так были дважды обмануты защитники Рима. Ничего подобного этим обманам не представляла до нашего время история!

"Отечественные Записки", NoNo 2--4, 1870

 

 



Предыдущая страницаОглавление