Герберт Уэллс. Человек - невидимка

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Иностранная литература (общая)
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Уэллс Г. Д. (О ком идёт речь)


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Герберт Уэллс. Человек - невидимка

Тема. Тема повести - человеческое одиночество, одиночество ученого в недружелюбном, недружественном к нему обществе, приводящее героя к границе, разделяющей человеческий разум и сумасшествие. Образ героя - Гриффина - трактуется исследователями как образ изгоя, вынужденного страдать вдали от человеческого общества. Еще один аспект темы - тема стремления к власти, желания получить власть над "всем муравейником", как говорил Ницше. И в самом деле, на определенное время Невидимка завладевает сознанием и руководит действиями Марвела ( который помогает ему, в частности, переносить книги ) и Кемпа ( который по воле автора повести почти безпрекословно выслушивает довольно длинный рассказ Невидимки ). Однако власть героя над второстепенными персонажами повести оказывается на поверку весьма хрупкой - даже бомж Марвел убегает от своего невидимого покровителя, прихватив с собой книги и ассигнации ( на которые он впоследствии приобретет трактир, а книги, хотя и несколько обгоревшие и потрепанные, будет изучать ).

В центре повести - образ героя - ученого, не совладавшего с последствиями

Своего открытия (его "поразительное открытие не приносит счастья ни самому ученому, ни окружающим его людям" ). Он продолжает ряд образов героев романов Жюля Верна - чудаковатого, но весьма симпатичного и умного Паганеля из "Детей капитана Гранта", Камарэ ("Удивительные приключения экспедиции Барсака"), который захвачен своими мечтами и капитана Немо, который в курсе всех новых технических достижений своего времени и управляет уникальной подводной лодкой.

Кроме того, образ ученого находится в центре романа Уэллса "Остров доктора Моро".

"Роман Г. Уэллса остается фантастическим в смысле деталей, но основная концепция, что человек сумеет переделывать и перекраивать животных, уже не кажется только уделом фантазий: она находится в пределах трезвых расчетов ученого" , - писал М. Завадовский. Моро так же, как Гриффин, предан науке, но постепенно обрывает связи с обществом, что также приводит его к осознанной жестокости в обращении с живыми существами, которых он вправе, по собственному разумению, "погружать в купель страданий". "Изучение природы делает человека в конце концов таким же безжалостным, как и сама природа", - мимоходом бросает Моро в разговоре с С. Прендиком. Очевидно, что кроме всего прочего, Моро - еще и атеист и поклонник теории эволюции ( без сомнений, красивого слова, как сказал бы герой Набокова ).

И Моро, и Гриффин считают себя свободными от традиционных общественных устоев общества, от морали как таковой. На свой страх и риск они осуществляют научный эксперимент, который, с позиций современного общества, следовало бы признать безответственным.

"Остров доктора Моро" и повесть "Человек-невидимка" исследователи называют антиутопическими произведениями, "романами - предупреждениями". Герои их в самом деле довольно аморальны ( Невидимка, напр., расхаживает по улицам города обнаженным - и в результате страдает от холода ).

С другой стороны, на примере отношения людей к Невидимке Уэллс изображает нравы современного ему общества ( буржуазного общества, если воспользоваться словами Сартра ). Узнав об истории Невидимки, окружающие проникаются к нему чувством опаски, граничащей с ненавистью. Изловив Невидимку, они наносят ему тяжелые раны.

Марвел похищает вещи и книги Невидимки.

Этой темы Уэллсу нельзя было избежать, ведь "Человек-невидимка" находится в одном временном ряду с такими произведениями как "Остров доктора Моро" (1896), "Война миров" (1898), "Когда спящий проснется" (1899), "Первые люди на Луне" (1901).

То, что Уэллс был недоволен нравами современного ему общества, подчеркивает то, что в 1903 году он вступает в Фабианское общество, пропагандировавшее реформистский путь превращения капиталистической системы в социалистическую.

Композиция. Композиционно повесть состоит из трех крупных частей.

Первая - похождения Человека - невидимки ( а о том, что его зовут Гриффином, мы узнаем значительно позднее - изящный композиционный прием Уэллса ) в трактире "Кучер и кони", которым владеют миссис Холл и ее супруг, бегство разоблаченного Невидимки, встреча его с бродягой Марвелом, приключения в Айпинге ( где Невидимка, безымянный поначалу, устраивает форменный разгром ).

Вторая - встреча с университетским товарищем Кемпом. Невидимка, уставший от одиночества и от долгого ношения своей тайны, раненый, обезсиленный просит у Кемпа временной защиты и рассказывает ему историю своего пути к невидимости. Эта-то история и составляет суть второй части композиции романа. Из нее мы узнаем о прошлом Невидимки. Кроме того, в беседе с Кемпом Невидимка высказывает мысль о том, что он желал бы установить - для начала - в городе - царство индивидуального террора. Невидимка, как выясняется, не прочь использовать свой дар в сугубо эгоистических целях. Кемп, опасаясь непредсказуемого товарища по университету, не разделяя его устремлений, пишет записку начальнику местной полиции полковнику Эдлаю.

Третья - начинается с того, что во время беседы с Кемпом Невидимка слышит шаги на лестнице. Он догадывается, что Кемп его выдал властям. И события начинают разворачиваться со стремительностью, присущей первой части. Гриффину удается выскользнуть из дома Кемпа. Он некоторое время скитается в окрестностях города и, между прочим, убивает почтенного гражданина, думая, что тот хочет причинить ему вред или поймать его ( а бедолага просто - напросто погнался за железным прутом, который он видел движущемся по воздуху ). Кемп и Эдлай в это время огранизовывают настоящую охоту на Невидимку - с полицейскими и собаками. Гриффин желает отомстить Кемпу. Ему удается подкрепиться и поспать - и с новыми силами он приступает к жилищу предавшего его товарища. Далее описана длинная погоня Невидимки за Кемпом. Кемп избирает лучшее средство - бросается в толпу, Невидимка устремляется за ним, и тут-то его ждет печальный финал. Несколько наиболее сознательных горожан набрасываются на Невидимку, с которым борется Кемп, одолевают его и наносят ему раны. Кемп проявляет некоторое сострадание к преданному им Гриффину - пытает отогнать толпу, но поздно - Гриффин уже становится видимым, постепенно, от рук и ног до головы. Это значит, что Гриффин убит - ведь он невидим, покуда жив.

Кроме этих трех частей, в повести есть и эпилог. В нем речь идет о Марвеле, открывшем кабачок "Веселые крикетисты", который каждый вечер после десяти часов запирается в затененной комнате и рассматривает книги Гриффина, мечтая тоже когда-нибудь стать Невидимкой.

Первая и третья часть живописуют необыкновенные возможности Невидимки в том отношении, что он необыкновенно быстро одолевает своих видимых противников, наносит им раны или даже убивает. Невидимка способен, как ясно из этих частей, быстро покидать и проникать в помещение, быстро перемещаться в пространстве ( он молод и довольно силен ).

Неточности.

такого человека невозможно. Некоторые учение утверждают, что даже если бы удалось провести опыт, подтверждающий теоретические выкладки Гриффина о прозрачной природе человека и коэффициенте преломления света, то такой бы человек был бы не только невидимым, но и слепым - то есть участь его была бы незавидна ( наблюдение советского популяризатора науки Якова Перельмана ). Если у невидимки показатель преломления тела становится равным аналогичному показателю у воздуха, хрусталик в этом случае потеряет возможность преломлять лучи света и фокусировать их на сетчатке глаза.

- Уэллс пишет, среди прочего, о том, что кошка, которую Гриффину удалось сделать невидимой, привлекла всеобщее внимание только своим мяуканьем. Вокруг этой невидимой кошки якобы собралась любопытствующая толпа. Здесь имеет место явное преувеличение.

Вряд ли мяуканье само по себе способно возбудить чувства толпы до такой степени.

Таким образом, удивление его этими "чудесами природы" не имеет под собой оснований.

- Желание Невидимки учинить в городе индивидуальный террор выглядит неправдоподобным. Ученый, выпускник университета, обладающий познаниями в области химии и физики, позволившими ему сделать столь значительное открытие, при наличии определенной фантазии ( которая у Гриффина, видимо, должна быть ) должен понимать безплодность индивидуального террора, как и его аморальность.

"Тогда я ограбил своего старика, своего родного отца.. Деньги были чужие, и он застрелился". В этих двух фразах с большой небрежностью переданы события, которые должны были вызвать у Гриффина как у героя повести ряд сильных чувств. Вместо этого Гриффин рассказывает об этих ключевых событиях своей жизни более чем сухо.

- Невидимка путешествует по роману зачастую полностью обнаженным ( почти как герой Набокова в романе "Дар" ). При этом ни слова не сказано об естественном человеческом стыде героя.

- В повести Невидимка сбрасывает с себя одежду с необыкновенной стремительностью. При этом желающие поймать его ничего не могут предпринять, глядя на это зрелище. На самом деле в этот момент Гриффина было бы проще всего поймать.

- В повести Невидимка делает невидимым только себя, но на ум ему никак не приходит сделать невидимой и свою одежду, в которой он собирается ходить по городу.

Достоинства повести.

невидимым, но не обдумавшего как следует план своих действий. На улице Невидимка дважды едва не попадает под движущийся экипаж. Спускаться по лестнице для него затруднительно, так как он не видит своих ног. Он всеми силами избегает толпы, где его присутствие было бы тотчас обнаружено. Он страдает от холода, ибо действие повести происходит в январе. Он вынужден искать пристанища и ночлега. Он не может выходить на улицу в снег, метель или дождь. В первых двух случаях снег облепил бы его всего, в третьем - вокруг него образовался бы некий водяной пузырь.

На некоторое время Невидимка находит приют в большом универсальном магазине - " .. очутился перед огромным магазином "Omnium", - вы знаете его, там торгуют решительно всем: мясом, бакалеей, бельем, мебелью, платьем, даже картинами. Это скорее гигантский лабиринт всевозможных лавок, чем один магазин". Здесь довольно уютно ( Невидимка устраивается на куче тюфяков ), тепло, и есть продовольствие. В закусочной после закрытия магазина он находит холодное мясо, в кофейнике - немного кофе. Невидимка зажигает газ и подогревает его. "В общем, устроился я недурно", - резюмирует он. Это, пожалуй, самый светлый момент во всех похождениях Гриффина. В кондитерском отделе он находит целую груду шоколада и засахаренных фруктов, "которыми чуть не объелся". После этого он чувствует себя в состоянии полной безмятежности и с оптимизмом, по его словам, глядит в будущее. Однако ночью ему снится страшный сон - он видит могилу своего предка, викарий произносит "напуственные" слова, а затем страшный голос говорит Гриффину: "И ты". После этого вердикта Невидимку схватывают такие же невидимые как он существа и тащат к могиле. Гриффин отчаянно сопротивляется, однако его бросают в "дверь на земле" и начинают засыпать землей. При этом люди не только не видят Гриффина, но и не слышат его - его просьбы о помощи безрезультатны. Гриффин, по его словам, "стал судорожно барахтаться - и проснулся".

Здесь в романе появляется вновь тема отца, от которого отрекся Гриффин, она предопределяет отношение к Невидимке автора и финал повести, не радостный для ее героя.

Гриффин просыпается - и видит как к нему приближается два сотрудника универсального магазина. Гриффин одет - но люди не видят его лица ( тогда Гриффин еще не догадался прятать его за париком, бакенбардами и накладным картонным носом ). Гриффин бежит от них, пугая по дороге парнишку. В магазине проявляется впервые разрушительный талант Гриффина. Он бросает в своих преследователей лампу и цветочные горшки, чем вызывает немалый переполох в магазине. В итоге ему удается сбросить с себя всю одежду и скрыться.

На улице Невидимка простужается. Но ему удается проникнуть и обосноваться в доме хозяина лавки, которого он оглушает и спускает с лестницы. Гриффину нужно было обязательно покинуть этот дом одетым, именно этим обстоятельством он объясняет свой необычный поступок. Он находит в доме одежду, саквояж, пудру, румяна и пластырь, а также маску, бакенбарды и парик.

Тема повести "Человек - невидимка" продолжена в рассказах Уэллса "Новейший ускоритель" и "Страна слепых". В рассказе "Новейший ускоритель" друг героя профессор Гибберн, "прославившийся среди физиологов своими работами по изучению действия медикаментов на нервную систему", так же как и Гриффин, делает уникальное открытие, которое он называет "Новейший ускоритель". Прежде чем приступить к его продажам ( профессор говорит, что он вправе рассчитывать "на приличную мзду" и восклицает - "В конце концов почему все лучшее от жизни должны получать какие-то колбасники!") профессор опробует препарат, содержащийся в маленьком зеленом пузырьке, на себе и на своем друге. Герой пробует препарат ( вместе с профессором ), и выясняет, что он действительно дает увеличение скорости процессов в организме как минимум в тысячу раз. Вокруг героев все как бы замедляет ход. Так, стакан, выпущенный профессором из рук, не разбивается, а вопросительно повисает в воздухе.

" - Грубо говоря, - поясняет Гибберн, - в наших широтах падающий предмет пролетает в первую секунду футов шестнадцать. То же самое происходит сейчас с моим стаканом.. Но он не успел пролететь и сотой доли секунды" ( Г.Уэллс, 1981, 465 ).

Этот стакан медленно опускается, и тогда герой понимает, что время вокруг него словно бы замедлило ход. Так же как герой повести "Человек-невидимка" герои рассказа проходят по улице мимо остановившегося омнибуса, застывших, бездвижных прохожих и экипажей совершенно незамеченными - просто они движутся слишком быстро, чтобы чей-то глаз мог бы их увидеть. Они видят медленно перебирающую крылышками, летящую по воздуху пчелу, затем подмигивающего девицам молодого человека ( причем его глаз форменно страшен ), оркестр, с напряженным видом выдувающий отдельные звуки. Среди сидящих в неподвижности на лужайке Гибберн обнаруживает свою соседку с болонкой, которая досаждает ему тем, что "вечно лает". Гибберн решает отомстить соседке, хватает собачку и мчится с ней к скалистому берегу. И участь бедной собачки была бы незавидна, если бы герой не обнаружил, что действие препарата уже на исходе. Таким образом, месть здесь также не удается. Гибберн довольствуется тем, что швыряет собачку в воздух.

Она шлепается на зонтик одной из дам, чем отвлекает всеобщее внимание от неожиданного появления героев рассказа на лужайке. В своеобразном эпилоге рассказа герой замечает, что история "Новейшего ускорителя" также не исчерпала себя и может иметь продолжение. До сведения читателя доводится, что скоро "Ускоритель для нервной системы" доктора Гибберна будет продаваться в любом аптекарском магазине и трем его степеням ускорения: 1 : 200, 1 : 900, 1 : 2000, будут соответствовать разноцветные этикетки - желтая, розовая и белая.

"Страна слепых" речь идет о таинственной горной долине, лежащей якобы в самой глуша Эквадорских Анд - Стране слепых. Про попытке группы англичан взойти на Параскопотел - "исчезает" их проводник по имени Нуньес. Ему и суждено стать героем рассказа. Кубарем скатившийся по обширному склону Нуньес остался жив и обнаружил луговину с домиками, где жили слепцы. Нуньес спускается в зеленую луговину, осматривает домики и оросительные ручьи его жителей. Он видит трех обитателей долины, кричит им, махает руками, но его взмахи нисколько не привлекают внимания слепцов. "Дурачье! Слепые, они что ли?" - первая мысль, которая приходит на ум герою.

Нуньес знакомится со слепыми, причем те принимают его - в соответствии со своим уровнем образования - за духа, вышедшего из скал. Но когда они обнимают и ощупывают героя, то убеждаются в том, что он - человек.

Для слепых Нуньес - "странное создание", "чудище". У него жесткий волос, "как у ламы", подбородок его "шершав". Слепцы решают отвести Нуньеса к представителям местной власти - старейшинам.

Нуньес говорит, что пришел из города Боготы. Название города слепцы, в силу своей наивности, принимают за имя героя. Отныне они называют его исключительно Боготой.

Нуньес в доме без окон, куда его привели, пытается рассказать старейшинам о "большом мире, откуда он упал к ним, о небе, о горах, о зрении". Но понимания среди слепцов он не находит. Старейшины племени находят, что этот человек еще недавно сотворен и ум его еще не сложился, а чувства - не развиты.

"Русская история". Что бы ни рассказывал Нуньес о зрении и видимом мире, его повествование не находит отклика у слушателей, за исключением двоих - троих слепцов. Когда слепцы в очередной раз высмеивают Нуньеса, он решает, что наступила пора перейти к действию. Он завладевает лопатой и заявляет слепцам, что будет делать в долине все, что захочет. Слепцы предпринимают попытку изловить Нуньеса, но тому удается пробиться к калитке в окружной стене. Два дня и две ночи проводит герой за стеной долины слепых. В отличие от человека - невидимки, Нуньес - герой вполне цивилизованный. Он не может себя заставить прибегнуть к индивидуальному террору - напр., пойти и убить какого-нибудь слепца, чтобы показать свою силу и вселить в обитателей долины страх. Он пробует искать пищу или изловить ламу - напрасно. На третий день в состоянии, близком к отчаянию, он вступает в переговоры с слепыми.

и заставляют делять тяжелую работу. Нуньеса определяют к некоему слепцу по имени Яков, у которого есть красивая младшая дочь Медина-Сартоэ. Нуньес начинает питать к ней нежные чувства и думать о том, как получить ее в жены. В беседах с Мединой-Саротэ Нуньес рассказывает ей о зрении, которое представляется его возлюбленной всего лишь поэтическим вымыслом. Но слепцы, в частности, Яков, считали мысль о женитьбе Нуньеса и Медины-Саротэ "невозможной", - Нуньес представлялся им кретином, идиотом. "Всю молодежь страны слепых приводила в ярость мысль о порче расы, а один парень так разошелся, что грубо обругал Нуньеса и ударил его".

Один из старейшин страны, слепой врач, решает пойти навстречу пожеланиям Нуньеса и "излечить" его. По мнению этого доморощенного "врача", у Нуньеса не больше и не меньше как поврежден мозг - "Те странные придатки, которые называются глазами и предназначены создавать на лице приятную легкую впадину, у Боготы поражены болезнью, что и вызывает осложнение в мозгу". Затем слепой продолжает развивает свою теорию и в завершение беседы высказывает мысль о некой "хирургической операции" на глазах, которая могла бы Нуньеса спасти ( сделать его таким же слепым, как и собственно лекарь ). Медине-Саротэ приходится по душе эта мысль старейшины и она принимается уговаривать Нуньеса согласиться на операцию. " - Тебе будет только чуть-чуть больно, - сказала она, - И ты пройдешь через эту боль.. ты пройдешь, через нее, любимый, ради меня.. Я вознагражу тебя". Этот мелодраматический пассаж говорит сам за себя.

Однако Нуньес вовсе не собирается участвовать в предложенном ему проекте. Он видит прекрасный мир над долиной слепых - горы, залитый солнцем лед, снега, их "безконечную красоту" и думает о Боготе - многообразном городе с его дворцами, статуями и фонтанами. Он начинает карабкаться в гору. К закату он забирается довольно высоко. В финале рассказа Нуньес предстает "примиренным и довольным", и читатель понимает, что ему удалось вырваться из долины слепцов.

Сходство повести "Человек - невидимка" и рассказа "Страна слепых" было отмечено исследователями творчества Герберта Уэллса, назвавших Гриффина "зрячим в городе слепых".



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница