Герман Гессе. Игра в бисер

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Иностранная литература (общая)
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Гессе Г. (О ком идёт речь)


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Герман Гессе. Игра в бисер.

Композиция. Роман начинается с "опыта общепонятного введения в историю игры в бисер". Писатель утверждает, что грамматика этой игры - не что иное как разновидность тайного языка, синтез всех наук и искусств, в особенности математики и музыки. По мнению автора, "игра была всегда" - в догадках Пифагора, гностиков, древних китайцев, магических мечтаниях Новалиса. "Таким умам, как Абеляр, как Лейбниц, как Гегель, несомненно была знакома эта мечта - выразить духовный универсум концентрическими системами и соединить искусство с магической силой, свойственной формулировкам точных наук". Игра в бисер связана с культом музыки. В начале двадцатого века углубилось музыковедение, а игра возникла одновременно в Германии и Англии. Изобретатель ее - некий Бастиан Перро из Кальва - пользовался бисером вместо букв, цифр и нот. Это "игра игр", важная часть которой - созерцание.

Затем следует "Жизнеописание магистра игры Иозефа Кнехта".. Кнехт с детства был учеником элитарной школы. Старик-магистр ( который Кнехту представлялся как "полубог" ) играл с ним на скрипке. Когда они сделали фугу из простой песенки, Кнехт пережил "акт призвания" - ему якобы открылся некий "идеальный мир". Затем учитель музыки проводил его на вокзал, и Кнехт отправился в новую элитарную школу Касталии. Там его уже ждал магистр, который предупредил Кнехта, что он приступает к игре в бисер, будет учиться медитации и тому, чтобы в нем "звучала музыка". Брака у кастальцев не существует, денег нет, почти нет собственности. Итак, Кнехт учится в школе Вальдцель, директор которой - большой оригинал Отто Цбинден. У Кнехта есть старший товарищ Плинио Дезиньори. Плинио не люит "игру в бисер", считает ее возвращением к "фельетонной эпохе" ( размышления об эпохе! - И.П. ), спорит с Кнехтом. Вскоре Плинио уезжает из Касталии. Студенческие годы Кнехта также описаны как "игра в бисер". Автор рассказывает, как учились тамошние студенты, упоминает семинары по критике стиля и.. по игре в бисер, естественно! За время обучения Кнехт накропал три жизнеописания, изучал китайский, "Ицзин" ( книгу перемен ), был у китайцев. Встретился с возмужавшим Плинио, ставшим юристом. Затем Кнехта принимают в орден игроков в бисер. У Кнехта был еще один знакомый - Тегуляриус Фриц, тихий юноша, любитель сочинений Лейбница и Платона, блестящий "игрок". Но с ним Кнехту пришлось попрощаться, когда его послали в монастырь Мориафель. В монастыре наш герой познакомился с отцом Иаковым, худым стариком с ястребиной головой, который играл на пианино, и нелестно - с позиций религии - отзывался об ордене. Два года "работал" наш герой в монастыре, знакомил отца Иакова с историей Касталии, с идеями игры в бисер.

Но вот опять наступила весна.. Весна - время ежегодной праздничной "игры в бисер". В связи с этим событием Кнехту вручают ключи и печати, признают его интеллектуалом, а старик-музыкант дает ему наказ: "Ты должен целиком посвятить себя элите". Став магистром игры, Кнехт покончил со старыми привычками, стал рьяно служить "игре" и "элите". "Не каждый способен быть должностным лицом, как не каждый, напр., хороший филолог способен быть учителем", - говаривал он. Затем описана еще одна ежегодная игра в бисер, в связи с которой вновь появляются Плинио и Тегуляриус. Причем Тегуляриус - ходячее предостережение и предзнаменование гибели Касталии, вырождающейся в сказочное государство, населенное сплошь тегуляриусами.

Итак, как пишет автор, уже в раннем возрасте Кнехт оказался на вершине всего, был обременен политической ответственностью, вникал в дела высшего начальства ( и чувствовал к ним отвращение ). Снова Кнехт встречается с Плинио Дезиньори. Его старый знакомый стал к тому времени политическим писакой, депутатой и членом правительственной бюджетной комиссии. Плинио переменился - он подавил в себе живого, открытого человека. "Я приспособился, - говорит Плинио Кнехту, - Я был побежден. Я уже не принадлежу Касталии". Кнехт утешает его, говорит, что плинио был ранен пропастью отчуждения, лежащей между людьми и Касталией. "Наша встреча - воскрешение минувшего - сулит новые перемены. Она открыла мне путь к вашему миру". В этот момент Кнехту приходит в голову соблазнительная мысль "синтезировать" два мира - мир людей и мир Касталии. Плинио же сравнил кастальцев с младенцами в тщательно огороженном, убранном, похожем на детский сад, мирке, где всем аккуратно вытирают носы, где всю жизнь играют в спокойные, неопасные, безкровные игры. Плинио обвиняет кастальцев в том, что они ведут "паразитический образ жизни", в то время как в мирской грязи бедные люди живут "настоящей жизнью".

"Да ты не упражняешься в медитации!" - восклицает в ответ Кнехт.

"Как забезпокоился ты вдруг обо мне! Я стал мирянином, - сообщает ему Плинио, - мы распутничали, наркоманили.."

Кнехт делает вывод о том, что Плинио пришлось идти "дорогой печали". Кнехт и Плинио вновь подружились. Они вместе совершили поездку к семье Дезиньори. Так Кнехт познакомился с жизнью мирян. Дезиньори пожаловался ему на своего дерзкого сына Тито и попросил Кнехта заняться его воспитанием. И Кнехт приступил к занятиям. Причем Тито притих, едва Кнехт сыграл ему пассаж из Скарлатти.

Затем Кнехту приходит в голову мысль составить заявление об уходе из ордена. В этом ему помогает Тегуляриус. В заявлении содержатся следующие незамысловатые утверждения:

- Внизу что -то горит ( ? - И.П. ).

- Мы стали аристократами ( появились заносчивость, чванство ).

- Нам не хватает осознания ответственности.

- Расцвет позади. Грядет перераспределение власти, то бишь критические времена.

-

Ответ "клуба магистров игры в бисер" не заставил себя ждать. Было сказано, в частности, что игроки в бисер и не пытались творить историю, а утверждения Кнехта, предрекающего нигилистически конец ордену - полная ерунда. Также Кнехта обвинили в самонадеянности и сказали, что ждут от него устных разъяснений.

Но Кнехт не успокаивается. Он едет к о. Александру ( без предупреждения )

"Мое ходатайство - уловка, - заявляет он, - я не хочу идти в мир со страховым полисом в кармане. Я найду не только решения задач, но и страдания". Затем Кнехт сравнивает себя со святым Христофором - человеком большой силы и храбрости, который не хотел владычествовать и править, а хотел служить. Итак, Кнехт покидает орден, оставив свою машину для нужд администрации. О.Александр сожалеет об этом поступке Кнехта.

Кнехт, почувствовав вкус свободы, садится под вишню и играет на флейте ( ведь дудочка - единственное имущество, взятое им из Вальдцеля ). Затем Кнехт является в дом Дезиньори ( хотя никто его об этом не просил ) и обучает Плинио дыхательным упражнениям. Кнехта отвозят на дачу ( не на "канатчикову дачу", как вы, возможно, подумали, а просто - на дачу ). Кнехт не спит ночь, наблюдает за картиной восхода солнца. С ним наблюдает Тито.

поздно..

Сочинения, оставшиеся от Кнехта ( в основном - стихи ):

- "Мы - глина под рукой творца" ( "Жалоба" ).

- "В узоре букв - вселенная" ( "Буквы" ).

- "Последний умелец игры в бисер" ( о старости игрока ).

- "По поводу одной токкаты Баха".

- "Служение" ( мечта о жизни ).

- "Ступени" - "Цветок сникает, юность быстротечна.."

- "Игра в бисер" - "Звезды - смысл высокой жизни в них сокрыт.."

Жизнеописания:

- "Кудесник". Время действия - тысячу лет назад, период истории - матриархат. Герои - мальчик Кнехт и девочка Аda.

Заклинатель дождей - мастер Туру - поселяет мальчика Кнехта в своей хижине и сообщает ему ( извините, друзья, за грамматические ошибки - пишу в ужасных условиях! ): " .. моя дочь станет твоей женой. Когда у нее родится сын от тебя, мой дух вернется и вселится в Вашего сына, и ты назовешь его Туру, как меня". В самом деле, Туру отправился в мир иной, а его предсказание сбылось. Кнехт стал изучать луну. У него появился ученик - Маро. Маро хотел править, не умея служить, однако был очень смышлен и наделен воображением. Наступает новый год, когда Кнехт чувствует "какую-то испуганность земли, растений и животных, какое-то безпокойство в воздухе, какую-то зыбкость, ожидание, испуганное предчувствие". Ему мнится, что вселенская осень срывает звезды как увядшие листья с небесного дерева. Весна выдается на редкость скверная, "предсказанная луной". Осенью же в этот "безжалостный год" "ничего не выросло". В деревне сначала шепчут заклинания, потом начинается паника. Кнехту приходит на ум мысль об обряде жертвоприношения. Он сообщает Маро, что решил принести себя в жертву, и предлагает убить его. Маро отказывается удовлетворить его просьбу.

- Исповедник. Главный герой - Иозефус Фамулус ( "Фамулус" по латыне - "слуга" ) - христианин, отрекшийся от своих прегрешений, отдавший имущество беднякам, перебравшийся из города в пустыню, где молился, жевал финики, смотрел на звезды. Отшельник, пустынник. Иозефус имел дар слушать, облегчить душу. Отпускал грехи, благословлял. Жил трудной духовной жизнью.

Однажды пошел на поклон к отцу Диону, хотел исповедоваться. Отец Дион сказал так: "Чтобы человек пожелал спасения и спасительной веры, чтобы он перестал радоваться мудрости, гармонии своей мысли, надо сперва, чтобы ему пришлось плохо, очень плохо, чтобы он изведал горечь и отчаяние, оказался в безвыходном положении". "Почему Вы не сказали мне этого десять лет назад?" "Тогда тебе было еще недостаточно плохо", - ответствовал Дион.

"Ну, так я оставляю дерево и тебя, мой сын". В завершение отец Дион сообщает: "Получить разрешение уснуть, когда ты устал и сбросить бремя, которое ты нес очень долго - это дивное, чудесное дело". Дион уходит в мир предков с лучистой детской улыбкой на устах. А пальма, которую посадил Иосиф, приносит плоды.

где однажды и встретил святого человека - йога. Этот йог, по мнению Дасы, проник сквозь поверхность мира в осознание сущего, в тайну вещей. "Святой человек!" - сказал о нем пастуху Даса.

Затем Даса влюбился в дочь издольщика - красавицу Правати. Своим трудом добился того, чтобы она стала его женой. Был счастлив в продолжение одного года. Потом Даса, метнув камень, убил раджу, с которым изменяла ему Правати. Сбежал из поселения. Стал жить скрыто, встретил йога, которому носил молоко. Рассказал ему незамысловатую историю своей жизни. Иог лишь беззвучно засмеялся, произнес: "Майя, майя".

Даса просит йога поведать чуть больше о майе. Иог приводит его к деревне. Даса видит Правати. "Она вернулась, и он опять потерял голову", - пишет Гессе. Правати стала высокопоставленной особой, наподобие княгини. Даса с ней гулял в саду с редкими птицами, читал книжки жрецов о соответствии мира и Вишну. Появился сын. Ради него Даса жил. Но началась война, и сын.. погиб. И это тоже была "майя", по мнению Г.Гессе.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница