Жан-Поль Сартр. Тошнота

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Иностранная литература (общая)
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Сартр Ж. Ш. (О ком идёт речь)


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Жан-Поль Сартр. Тошнота.

Тема. Чаще всего роман "Тошнота" рассматривают в контексте философии экзистенциализма. По мнению большинства исследователей, роман содержит именно философские наблюдения и рассуждения.

Есть мнение, согласно которому роман трактует само Бытие, описывает саму "стихию существования". В финале романа герой якобы приходит к чисто философским выводам: "в основе Бытия лежит абсурд" и "экзистенция не является необходимостью". В доказательство приводятся, в частности, такие слова Рокантена - "Разве я знаю причины, побуждающие жить? В отличие от нее, я не впадаю в отчаяние, потому что я ничего особенного не ждал. Я скорее... удивленно стою перед жизнью, которая дана мне ни для чего".При этом "за скобки" выносится любовный сюжет романа - образ Анни, описание встречи с ней.

Другие рассматривают роман в социологическом разрезе - как критику современного писателю буржуазного общества. Безусловно, она прочитывается в романе, хотя и не занимает весь первый план повествования. Буржуазное общество - лица, образы, вызывающие тошноту своим присутствием - показано как искусственное, этакий тесный мирок, в котором накоплены определенные ценности, которые сгустились в определенные понятия и стали предметом культа в провинциальном городе.

"Они составляют законы, пишут популистские романы, женятся, совершают высшую глупость, производя детей" ( в другом переводе - "доходят в своей глупости до того, что плодят детей" ), - говорит Рокантен, вспоминая о нравах этого общества.

"Тошнота" - роман, который должен быть прочитан в русле французской реалистической традиции разоблачения буржуазного общества, - пишет Л.Андреев, - Замечательна картина воскресных прогулок в Бувиле! Царство ритуалов, пустопорожнего мельтешения безликой массы - сколько сарказма видит в этом "посторонний" Антуан! Рокантен - это и сам Сартр, его идея, так как Рокантен - это любой человек, просто человек".

Итак, еще одна важная тема - тема человеческого одиночества. Рокантен осознает, что у него мало сил, чтобы противостоять существованию и обществу. Итак, Рокантен не находит смысла ни собственного существования, на существования как такового ( существования общества, предметов, созданных людьми - в узком, как говорится, смысле, и мира - в широком ). Рокантен "противостоит миру всем своим сознанием", любуется своим сознанием, так как будто в мире, кроме него, не существует ничего. Сартр "с потрясающей силой изображает разнообразные оттенки смятения разума и чувств одинокого, отчаявшегося человека".

Но причина одиночества Рокантена - в экзистенции, природе человеческого существования как таковой, считает писатель. "История жизни человека, какой бы жизнь ни была, есть история неудачи", - писал Жан-Поль Сартр в философском трактате "Бытие и ничто" (1943).

Впрочем, некоторые критики утверждают, что странные чувства, которые испытывает Рокантен объяснимы его социальным положением, ведь Рокантен - рантье. "У меня нет неприятностей, - рассказывает о себе Рокантен, - будучи рантье, я не страдаю от безденежья, у меня нет начальства, жен, детей; я существую, вот и все".

Отдельная тема романа - критика автором готовых научных идей, накопленных буржуазным обществом знаний, сформировавшихся представлений о существовании. Сартр убедительно показывает, что они зачастую оказываются ложными. Олицетворение безсмысленности научных изысканий в провинциальной библиотеке - Самоучка, наделенный по желанию автора не только непомерной жаждой знаний, но и противоестественным влечением к лицам своего пола. Кроме того, Самоучка - недалекий человек - записывается в социалистическую партию. И это тоже, по мнению Рокантена, частный случай абсурда.

Не жалует придирчивый автор и модного в прошлом веке гуманизма ( в контексте которого рассматривает роман Сартра Мамардашвили ). "Где же ваша наука? Где же ваш гуманизм? Где ваше достоинство мыслящего тростника?" - планирует крикнуть Рокантен своим оппонентам при наступлении апокалиптических времен.

В уста Рокантена писатель вкладывает свои слова, свои мысли. В книге "Слова" ( 1964 ) Сартр признается: "В тридцать лет я с успехом проделал лихой фокус: описал в "Тошноте" - и, поверьте мне, совершенно искренне - горечь бесцельного, неоправданного существования себе подобных, как будто я сам тут ни при чем. Конечно, я был Рокантеном, без всякого снисхождения я показывал через него ткань моей жизни, но в то же время я был "я", избранник.. "

По мнению М.Мамардашвили, произведения Сартра - это не больше, чем пропаганда экзистенциалистской теории, которая "стремится стать, так сказать, "внутренней совестью" всякого общественного или индивидуального действия, разъяснив всем и каждому логику того сознания, с которым индивид вообще что-то предпринимает в обществе или в своей личной жизни" ( статья "Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра" ). Исследователь считает, что в романе Сартра превалирует именно философская составляющая.

Композиция. Роман состоит из трех частей, неодинаковых по своему объему.

Первая - рассказ о исследованиях Рокантена, автора дневника, его "существовании" в провинциальном Бувиле и ожидании встречи с Анни.

Вторая - рассказ о встрече с Анни и объяснение с ней.

Третья - финал романа, где Рокантен вновь оказывается в парке, а затем слышит в кафе удивительную мелодию.

Все три части оформлены в виде дневника - тетрадей, которые предлагаются нашему просвещенному вниманию, обнаруженных в бумагах писателя и историка Антуана Рокантена. В ту пору ( 1932 год ) Антуан Рокантен, объездивший центральную Европу, северную Африку и Дальний Восток, обосновался в провинциальном городке Бувиле ( по словам В.Ерофеева, его прообразом послужил Сартру Гавр, где писатель преподавал философию в лицее в начале тридцатых годов ) и принялся за роман, посвященный маркизу де Рольбону - интригану, королевскому любовнику, путешественнику и шпиону, побывавшему даже - страшно подумать - в России.

И вдруг Рокантен, еще накануне вечером прекрасно вписывавшийся в окружающий мир, не хуже любого добропорядочного буржуа, замечает, что мир вокруг него входит в некое извращение. Одинокий, разговаривающий лишь с хозяйкой "Приюта путейцев" Француазой да с библиофилом Самоучкой, изучающим по алфавиту энциклопедии, остро воспринимающий безпокоящие его предметы, Антуан становится одержим тошнотой. Он в ее власти. Официантка Мадлен и гнилозубый Адольф ( кузен Француазы ) выводят его из благодушного настроения. Он выходит из бара, бродит по холодному бульвару Нуара, видит в желтом свете тошноты некую Люси, которая умоляет ее любовника Шарля не оставлять ее. "Я вижу будущее, - осеняет Рокантена, - оно здесь, на этой улице, чуть более блеклое, чем настоящее.. Солнце и синее небо лишь обман ( ? - И.П. ). Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном.. откроешь его, а там сухие листья".

Дома он встречает Самоучку, которому рассказывает о своих путешествиях и вручает ему кучу открыток и фото стран мира ( тот в восторге ). Но кошка - мысль не дает спать..

На следующий день герой встает в 16.30, выходит на улицу ( спрашивая себя: "Зачем?" ) - "Я есмь. По пути покупаю газету. Сенсация. Найдень тело маленькой Люсьены. Убийца скрылся.. Маленькую Люсьену изнасиловали. Задушили. Ее тело все еще существует, плоть истерзана. Она больше не существует".

Во время разговора с Самоучкой Антуан убивает муху, хохочет до слез.

- Вам весело, мсье, - замечает Самоучка.

" - Просто, - говорю я ему, смеясь ( удивительно веселая мысль! ), - в существовании нет никакого, ну, ни малейшего смысла".

- В концентрационном лагере я научился верить в людей, - возражает тот.

"того самого гуманизма, который переварил уже антиинтеллектуализм, манихейство, мистицизм, пессимизм, анархизм, эгоизм.. Но я не хочу, чтобы меня превращали в эту составную, не хочу, чтобы на моей алой крови жирело это лимфатическое чудовище: я не совершу глупости и не стану рекомендоваться антигуманистом. Я просто не гуманист".

- Кого надо любить? - спрашивает у Самоучки Антуан, - тех людей, что сидят здесь?

- И этих тоже. Всех.

Погуляв по парку, Антуан отправляется на встречу со своей бывшей любовницей в Париж. Пополневшая Анни рассказывает, что играет в одном из лондонских театров, а на досуге путешествует по свету. Лицо ее, великолепное и исполненное ненависти, - лицо известной Медузы - ядовито. У нее "лицо старухи" и черная одежда.

- Но я вовсе не грущу, - признается она, - знаю, что больше никто и ничто не сможет внушить мне страсть. Я живу в прошлом. Восстанавливаю в памяти все, что со мной было и переделываю на свой лад. На расстоянии все кажется не таким уж скверным, и ты почти готов в это поверить.

- Выходит, я тебя нашел, чтобы снова потерять.

- Нет. Ты меня не находил, - ответствует Анни.

"Анни вернулась только для того, чтобы отнять у меня всякую надежду, - уезжая в Бувиль, думает Антуан, - Я один на этой белой, окаймленной садами улице. Один - и свободен. Но эта свобода.. Что я мог делать целыми днями, живя в Бувиле? Вся моя жизнь лежит позади меня. Партия проиграна, вот и все.. Отныне я буду жить по примеру Анни. Есть, спать. Спать, есть. Существовать покорно, как деревья, как лужа, как красное сиденье трамвая.. Сейчас мне скучно, вот и все" ( интересно, что в написанном в то же время - тридцатые годы прошлого века - романе М.Булгакова - герой - мастер - признавался также, что его сломали и ему скучно ).

Антуан находит в читальном зале Самоучку и видит, как тот пристает к мальчикам. Толстая дама и библиотекарь - корсиканец уличают незатейливого библиофила в нетрадиционной ориентации. Корсиканец бьет Самоучку по носу, и тот, невзирая на вмешательство Рокантена, уходит, окровавленный.

Антуан идет в городской парк и там смакует всеобщее забвение, в которое ввергнут. Затем он идет в "Приют путейцев", где Мадлена, узнав о его отъезде из города, ставит ему на прощание пластинку. "Я оцепенел, я почти дремлю.. Я ухожу, все во мне зыбко". Все надежды изменить прошлое и будущее он видит в написании своей книги. "И в прошлом - только в прошлом - я смогу примириться с собой".

Последняя фраза романа передает его настроение в целом: "Темнеет. На втором этаже отеля "Прентания" осветились два окна. На стройплощадке Нового вокзала резко пахнет сырым деревом. Завтра в Бувиле будет дождь".

Неточности

- В дневнике Рокантена сказано, что в Жукстебувиле живут мелкие буржуа, которые появляются на улице Турнебрид вслед за железнодорожниками Турвиля. Но в финале романа речь идет о том, что в Жукстебувиле много труб - видимо, это пригород, где есть заводы и преобладает рабочий люд.

- В дневнике Рокантена критике подвергаются все виды гуманистов:

- "левый" гуманист;

- писатель - коммунист;

- гуманист - католик.

"Это все актеры на первых ролях. Но есть и масса других":

- гуманист - весельчак;

- мрачный гуманист

и так далее. Но в своем трактате "Экзистенциализм - это гуманизм" Сартр сам предстает в образе философа - гуманиста.

3. Сначала Самоучка вызывает у Рокантена чувства, граничащие с восхищением. О Самоучке сказано следующее: "Веки его опущены, и я без помех могу любоваться его красивыми, загнутыми, как у женщины, ресницами. От него пахнет застарелым табаком, к которому, когда он дышит, примешивается следковатый запах шоколада". Однако чувства Рокантена к Самоучке претерпевают разительную перемену. Именно слова Самоучки о том, что "людей надо любить" и "люди достойны восхищения" вызывают у героя тяжелый приступ Тошноты. Ему даже приходит на ум мысль "всадить фруктовый ножик в глаз Самоучки".

провинциального города, обитатели которого, по выражению Булгакова, как родились, так и всю свою жизнь провели в нем, не подозревая о существовании взглядов и ценностей, отличных от их представлений. Как единообразна их пища, так и однообразны названные представления о мире. Любопытно, что солидная часть из них почерпнута из местной школы и бульварных провинциальных романов. Не случайно в "Тошноте" приводится выдержка из "Евгении Гранде", с описанием тягостного и скучнейшего диалога между родственниками, в ходе которого "увядшее за годы страданий лицо матери сияет", госпожа Гранде молчит минуту ( больше, чем МХАТовская пауза ), матери "хочется разделить безумие дочери". С обобым смаком описана сцена, в которой незадачливого знакомого Рокантена - Самоучку - уличают в его нетрадиционной ориентации. Начинается сцена с взволнованной речи корсиканца - смотрителя библиотеки.

" - Я видел все, - опьянев от ярости, орал ( действие, напомню, происходит в библиотеке - И.П. ) корсиканец, - на этот раз видел, посмейте сказать, что это неправда. Посмейте только сказать, что ничего не было ( редуцированное предложение, предполагающее скрытую угрозу - "посмейте только сказать, и.." - И.П. ). Думаете, я не замечал ваших штучек? У меня есть глаза, приятель ( панибратское обращение к персонажу, предшествующее избиению - И.П. ). Терпение, - говорил я себе, - терпение ( о терпении, заметьте говорит персонаж, который не знает, что такое терпение - И.П. ), я его застукаю, и это дорого ему обойдется. Я знаю вашу фамилию и адрес.. И вашего начальника, мсье Шюйе, знаю тоже. То-то он удивится завтра утром, когда получит письмо от главного библиотекаря ( главный библиотекарь - фигура в самом деле грозная! - И.П. ). Что? Помалкиваете? - продолжал он, вращая глазами, - Для таких, как вы, во Франции есть суды ( служащие, напомним, интересам того же буржуазного общества - И.П. ). Мсье занимался самообразованием! Мсье расширял свой кругозор! ( видно, что как раз это и раздражало библиотекаря, - И.П. ). Мсье мне покоя не давал

"

Продолжает гневную и исполненную яда речь корсиканца посетительница библиотеки - грузная дама, тоже вошедшая в роль обличительницы нарушителя морали и ревнительницы устоев общества.

" - Не слушайте его ( т.е. Самоучку - И.П. ), я все видела. Да, да, и вижу не в первый раз. В прошлый понедельник ( то есть Сартр указывает на то, что посетительница бывает в библиотеке не чаще одного раза в неделю - И.П. ), примерно в это же время, я его уже приметила, но ничего не сказала, я глазам своим не поверила: чтобы в библиотеке, в солидном месте, куда люди приходят набраться знаний ( в ее представлении, очевидно, так же, как пьяный приходит набраться в кабак - И.П. ), случались вещи, от которых в краску вгоняет. Сама я женщина бездетная, но мне жаль матерей, которые разрешают своим сыновьям работать в этом зале и думают, что здесь их никто не тронет, а между тем есть выродки, для которых нет ничего святого и которые мешают детям делать уроки".

"Слышите, что говорит эта дама? Нечего комедию ломать. Вас поймали на месте преступления, грязный негодяй".

Вся сцена написана с истинным вкусом; тонко подмечены особенности речи и манеры второстепенных персонажей романа - корсиканца и посетительницы библиотеки. Похожую сцену Рокантен наблюдает в музее, где провинциальные граждане с видом знатоков размышляют о висящих здесь же картинах.

"Господин первым обрел хладнокровие.

- Целая эпоха, - почтительно произнес он.

- Да, - сказала дама, - эпоха моей бабушки".

"размышления об эпохе" этих полуграмотных персонажей вызывают только усмешку.

Увидя портрет Паротена, супруг восклицает: "Это сама История!"

Громкая фраза как бы повисает в воздухе, нелепая в своей абсурдности и простоте. Среди прочего, посетители музея восхищаются Оливье Блевинем, который по их словам "не давал спуску смутьянам". Но Оливье Блевинь оказывается персонажем анекдотичным, причем до такой степени, что ему посвящается номер "Бувильского сатирика" от 6 ноября 1905 года. В журнале Блевиня сравнивают с "вошью в гриве льва" и указывают на его малый рост - метр пятьдесят три сантиметра. "Зато мадам Блевинь, урожденная Паком, была здоровенной кобылой. "Вот уж когда воистину уместно сказать: дал половину, взял вдвойне", - писал хроникер".

Кроме того, внимание посетителей музея привлекает портрет бедного студента - политехника, преставившегося из-за увлечения несвойственными его обыкновению интеллектуальными занятиями. В частности, дама замечает, что у студента "умное лицо" и сетует на то, что в учебных заведениях "слишком большая нагрузка" и "мозг не отдыхает даже во время сна". Последняя фраза примечательна: Сартр явно намекает на то, что мозг самой дамы, как и мозг ее супруга, отдыхает постоянно.

Отчасти к этому тесному мирку принадлежит и Самоучка, который хвалится своей любовью к соседям. Причем Самоучка глух к доводам Рокантена, который пытается увлечь его своей философией. "- Вы их вовсе не любите, этих двоих, - говорит Рокантен, - для вас они только символы. Вас умиляют не они, вас умиляет Человеческая Молодость, Любовь мужчины и женщины. - Ну и что? Разве всего этого не существует? - Конечно, нет".

из романа Ильфа и Петрова размышлял возле шкафа с книгами о русской интеллигенции и своей принадлежности к этой прослойке? )

"Каштан - лишний. Велледа - лишняя. И я сам - вялый. Расслабленный, непристойный ( ! - И.П. ), переваривающий съеденный обед и прокручивающий мрачные мысли, - я тоже был лишним.. Но лишним был бы мой труп, моя кровь на камнях, среди этих растений, в глубине этого улыбчивого парка, - предается герой Сартра невеселым размышлениям, - абсурдность.. существование не является закономерностью ( то есть Рокантен не находит закона Божьего! - И.П. ) .. нет закономерности.. безпричинно все - этот парк, этот город и я сам. Когда до тебя доходит, тебя начинает мутить ( здесь нужно сказать, что к месту была бы фраза из "МНМ", где замечено, что "видения, инспирированные бесами, вызывают тяжелое чувство смущения и тоски или, напротив, судорожной веселости, которыми они сопровождаются ( обычный симптом видимой или невидимой близости бесов - тошнота, ср. название бесов в русском фольклоре - "тошная сила" )" ), и все плывет, как было в тот вечер в "Приюте путейцев" - вот что такое тошнота, вот что Подонки с Зеленого холма и им подобные пытаются скрыть с помощью своей идеи права. Жалкая ложь.. существование лишено памяти: от ушедших оно не оставляет ничего - даже воспоминания ( ?? - И.П. ), существование всюду до безконечности излишне.. Я привалился к скамье, оглушенный, раздавленный избытком не имеющих начала существ: все вокруг расцветало, в ушах звенело от существований, сама моя плоть трепетала и приоткрывалась, отдаваясь вселенскому почкованию, это было омерзительно. Деревья зыбились. Они не хотели существовать, но не могли не существовать.. мир - громадное абсурдное существо. Как же все-таки получается, что существует какой-то мир, а не ничто? Вещи были похожи на мысли, которые замерли на полдороге, которые забыли сами себя, забыли, что они думали, да так и повисли между небом и землей, вместе со странным крохотным смыслом, который они не могут в себя вместить".

Другая дневниковая запись обобщает наблюдения Рокантена, касающиеся жизни провинциального буржуазного города: "Они выходят из своих контор, самодовольно оглядывают дома и скверы и думают: "Это наш город, красивый буржуазный город". Им не страшно, они - у себя.. Сто раз на дню они лицезреют доказательство того, что все работает как отлаженный механизм, все подчиняется незыблемым, непреложным законам ( а сама мысль о существовании закона, видимо, противна обезбоженному сознанию Рокантена ). Городской парк каждый день закрывается в 18.00, свинец плавится при температуре 335 градусов С, последний трамваи уходит от ратуши в 23.05. Они уравновешенны, мрачноваты, думают о завтрашнем дне, то есть, попросту говоря, - об очередном сегодня.. Мне противно думать, что я снова увижу их тупые, самодовольные лица. Они составляют законы ( именно таков взгляд Рокантена на происхождение закона ), сочиняют популистские романы.."

Третья запись представляет собой размышления Рокантена о будущем его современников. "А что, если что-то случиться?" - спрашивает он с надеждой, и его мысленному взору предстают различные уродства и болезни, которые настигнут жителей провинциального города. Рокантен воображает, что у некоего ребенка вырастет третий глаз, "смеющийся глаз", одежда горожан оживет, а язык мирного обывателя превратится в сороконожку ( в наказание за то, что он любил "работать языком" ). И появится множество вещей, которым придется дать новые имена, напр., каменный глаз или громадная трехрогая рука. Кроме того, Рокантен ожидает, что город охватит эпидемия самоубийств, когда людям откроется некое непосильное для их "отдыхающего" разума знание.

Схожие произведения. В статье "Экзистенциализм - это гуманизм" Сартр предостерегает от расхожего толкования экзистенциализма как грубого "натурализма" и "законченного пессимизма".

"атеистическим экзистенциалистам" - то есть философам, которые рассуждают не о Боге, а о Бытии. Этим Бытием для Сартра является человек. По мнению Сартра, "человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни".

В этой статье Сартр всячески подчеркивает свою дистанцированность по отношению к христианству. В завершение он заявляет, что экзистенциализм - это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма.

В рассказе "Ужас" из сборника "Возвращение Чорба" Владимир Набоков, по его собственному утверждению, предвосхитил "Тошноту" Сартра. В рассказе "ужас" - это внеположенная человеку безличная сила, которую можно сравнить со "стихией существования" Жана-Поля Сартра.

Герой Сартра - Рокантен - боиться "попасть в ловушку зеркала". Герой Набокова ( тоже занятый писанием, сочинительством ) глядит на свое отражение в зеркале и не узнает себя. Герой рассказа, так же как герой романа Сартра, расстается со своей подругой и приезжает в незнакомый для него большой нерусский город.

"На пятый день, рано утром, после безсонной ночи, я вышел пройтись, - пишет он, - То, что буду рассказывать дальше, мне хотелось бы напечатать курсивом ( в романе "Лолита": "" ) - даже нет, не курсивом, а каким-то новым, невиданным шрифтом.. И сразу, как только я вышел на улицу.. Да, вот теперь я нашел слова. Я спешу записать их, пока они не потускнели ( та же ситуация, что и в романе Сартра, - герой наедине со своим дневником ). Когда я вышел на улицу, я внезапно увидел мир таким, каков он есть на самом деле. Ведь мы утешаем себя, что мир не может без нас существовать, что он существует, поскольку мы существуем.." Перед героем Набокова существование также предстает в его пустой фактичности, его отвлеченности от событий, как феномен какого-то нечеловеческого сознания. "И вот в тот срашный день, когда, опустошенный безсонницей, я вышел на улицу, в случайном городе, и увидел дома, автомобили, людей, - душа моя внезапно отказалась воспринимать их как нечто привычное, человеческое. Моя связь с миром порвалась, я был сам по себе, и мир был сам по себе ( похожие чувства испытывает герой повести Набокова "Соглядатай" ) - и в этом мире смысла не было". Если для героя Сартра безсмысленность мира становится очевидна при взгляде на трамвай, сиденья которого утратили свой смысл - то герой рассказа Набокова глядит на дома, и видит, что от них остался только "безсмысленный облик". "И с деревьями было то же самое, и то же самое было с людьми. Я понял, как страшно человеческое лицо.. Напрасно я старался пересилить ужас, напрасно вспоминал.. Напротив, чем пристальнее я вглядывался в людей, тем безсмысленнее становился их облик. Охваченный ужасом, я искал какой-нибудь точки опоры, исходной мысли, чтобы, начав с нее, построить затем снова простой, естественный, привычный мир, который мы все знаем. Я, кажется, сидел на скамейке в каком-то парке ( еще одна черта сходства между двумя произведениями ). Действий моих в точности не помню. Как человеку, с которым случился на улице сердечный припадок, нет дела до прохожих, до солнца, до красоты старинного собора, а есть в нем только желание дышать, - так и у меня было только одно желание: не сойти с ума.

Думаю, что никто никогда так не видел мира, как я видел его в те минуты. Страшная нагота, страшная безсмыслица". Это страшное открытие настолько иррационально, необъяснимо с позиций обыденного разума, настолько нечеловечно - что герой вынужден отступить под гнетом и гноем этого существования. "Рядом какая-то собака обнюхивала снег. Я мучительно старался понять, что такое "собака", - и оттого, что я так пристально на нее смотрел, она доверчиво подползла ко мне, -и стало мне до того тошно, что я встал со скамьи и пошел прочь. Я уже не боролся". Итак, ясно то, что единственное, что может предпринять герой, столкнувшийся с описанной ситуацией, - "встать со скамьи" ( также вещи, сооруженной человеком и непонятной, может быть, именно оттого ) и "пойти прочь". Герой Набокова также живет в гостинице. Именно здесь его находит швейцар, который подает ему телеграмму с сообщением о беде, которая постигла его подругу. В финале описана встреча с подругой, которая на какое-то время избавляет героя от пережитого им наваждения.

описан Гавр - город на северо-западе Франции в устье реки Сена. Однако такая значимая для Гавра примета как река в романе "Тошнота" не упоминается. Описаны только пустыня города, где бродит Рокантен и пустыня моря, которую он наблюдает с набережной ( сказано, что Бувиль "окружен" морем ).

Видимо, название "Бувиль" было образовано путем сопряжения названий двух городов, расположенных на северо-западе Франции - Лилля и Булони-сюр-мер ( эти города находятся недалеко от морского побережья ). На расположение города на северо-западе страны указывают и еще два непримечательных на первый взгляд обстоятельства:

- то, с какой регулярностью появлялся в городской гостинице "Прентания" "господин из Руана".

Также нужно учесть несколько раз упоминавшуюся в романе моду на все английское ( начиная с Морского бульвара - в то время именно Англия была "владычицей морей" ).



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница