Джеймс Хедли Чейз. Цветок орхидеи

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Иностранная литература (общая)
Категория:Критическая статья


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Джеймс Хедли Чейз. Цветок орхидеи.

Композиция. Сюжет повести "Цветок орхидеи" построен вокруг одной главной героини - Кэрол Блэндиш, внучки сумасброда - миллионера. Кэрол является обладательницей большого состояния, завещанного ее дедом, но сама до поры не подозревает об этом. Именно на отношении других персонажей к Кэрол и ее богатству основывается моральная система этого произведения. Суть в том, что Кэрол - бывшая пациентка психиатрической лечебницы - не представляет опасности до тех пор, пока кто-либо не захочет причинить ей зло. То есть она - своеобразное "дитя природы" ( как персонаж сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца" ), которое реагирует на ситуации вокруг нее спонтанно.

Неудивительно, что разные персонажи повести относятся к Кэрол по-разному. Первый высказывает свое мнение коренастый охранник Джо ищз психиатрической лечебница: "Укол бы ей сделать. У меня от нее мороз по коже. Если бы я знал, что здесь так будет, никогда бы не согласился на эту работу.. эта идиотка из пятнадцатой палаты".

Согласно сюжету повести Кэрол сбегает из больницы. Впереди ее ждут разнообразные, часто неприятные происшествия и приключения. Потому что не своем пути она встречает не только благородного героя, но и отрицательных второстепенных персонажей. Одни из них хотят воспользоваться и присвоить состояние Кэрол. Других прельщает ее красота, и они не прочь с ней "поразвлечься". Среди вторых, напр., водитель Ник, который полагает так: "Хотелось бы получше ее рассмотреть. По-моему, она очень даже ничего".

Автор дает нам один фантастический поворот сюжета за другим.

Рассмотрим их по порядку.

- Девушка сбегает из психиатрической больницы, попросту обманув медсестру. На самом деле такой поступок ей вряд ли бы удалось совершить. Сам персонал и порядки в больнице обрисованы с некоторой наивностью.

- Сбежав из больницы и оказавшись в кабине грузовика, Кэрол овладевает управлением машины. Ник не может помешать ей управлять машиной - якобы из страха, что машина потеряет управление и упадет вниз. Ник предоставляет, таким образом, почти полную свободу Кэрол, не может даже дотронуться до нее, и только пытается ее образумить криками: "Надо остановиться, малыш!"

- Кэрол удается, управляя грузовиком, настичь и сбить мотоцикл с весьма наивным полицейским, который, не подозревая об опасности, ехал прямо перед грузовиком со сбежавшей пациенткой психиатрической лечебницы.

- После происшествия с грузовиком Кэрол подбирает некий Стив. Здесь автор использует типично мелодраматический прием: несчастная жертва обстоятельств, Кэрол начисто забывает о происшествиях предыдущей ночи и также о том, кто она такая, и о времени, проведенном в психиатрической больнице. Это фантастика, без всякого преувеличения! Такое возможно лишь в романе Чейза.

- Когда Рой, братец Стива, пытается овладеть Кэрол, она предпринимает отчаянные действия, которые никак не связаны с ее предыдущим поведением.

- Одни из братьев Салливэнов, Фрэнк рассказывает, как они однажды подожги одного из своих "клиентов", тот подпрыгнул как ракета, а потом "болван, побежал прямо к дому". От него загорается дом. Таким же образом безжалостные Салливэны поступают с Роем.

- Стив до последнего момента не подозревает о том, что ясно для всех его окружающих персонажей - о том, что Кэрол - и есть та сумасшедшая, сбежавшая из больницы Гленвью, за которой охотятся досужие до чужих миллионов Салливэны.

- Нужно сказать, что способности и сила Салливэнов явно преувеличены. Так, с ними ничего не может поделать превосходящая их по количеству охраняющая дом полиция.

головам. То же, что творят братья Салливэны, вообще с трудом поддается описанию. Они на протяжении повести с необыкновенной легкостью убивают около десятка персонажей, в том числе и возлюбленного Кэрол - Стива. Но и сами Салливэны погибают в неравной схватке с Кэрол.

- Отдельные сцены убийств описаны подробно, со знанием дела. На самом деле они не вызывают никакого чувства, кроме отврашения.

- Кэрол удается дважды совершить одно и то же деяние - она с необыкновенной ловкостью лишает зрения сначала Роя, а затем Макса. При этом ее жертвы выглядят на удивление безпомощными.

И подобными несообразностями наполнена вся эта довольно посредственная, но представляющая собой яркий образец прозы рассматриваемого автора, повесть. После того, как возлюбленный Кэрол - Стив - погибает, она решает отомстить братьям Салливэнам. Прежде всего, как уже было сказано, она лишает дара зрения Фрэнка. Тогда Макс отвозить Фрэнка на юг, к его бывшей любовнице Линде и сообщает ей, что отныне она будет "глазами" Фрэнка. "Эй, Линда, вот я и вернулся!" - с радостью сообщает ей Фрэнк. Но Линда вовсе не рада. Ее новый любовник, Эдди, тоже.

Сообразительная Кэрол нанимается сиделкой в дом Линды под вымышленным именем Мэри Прентисс. Фрэнк не видит Кэрол, поэтому не узнает ее. У него так же как и у Роя, возникает мысль овладеть героиней. Большая ошибка! Пользуясь этим желанием Фрэнка, Кэрол выманивает его из дома. Далее следует драматический момент.

"Мы что, уже приехали?" - спрашивает Фрэнк.

"Да. Вы прибыли к конечной цели своего путешествия", - отвечает ему Кэрол. Уже одна эта фраза должна была заставить Фрэнка понять, с кем он имеет дело. Но об этом Фрэнк начинает догадываться только, когда нащупывает знакомый шрам на запястье Кэрол. Да и то не сразу. Сначала он рассуждает: "Я знал одну девушку с таким же шрамом. Она была сумасшедшая.. паршивая тварь!" Затем спрашивает: "Кто ты?" Наивный вопрос! "Кэрол Блэндиш, - отвечает наша героиня, - Я долго ждала этой минуты. Сначала ты, потом - Макс".

и замечает Фрэнка слишком поздно.. Перед тем, как отправиться в мир Иной, Фрэнк успевает сообщить Максу ( в полном соответствии с законами жанра - ведь эта сцена весьма эффектна сама по себе! ), кто послужил причиной несчастного случая с ним. "Кэрол Блэндиш. Она сказала: сначала я, потом ты". На прощание Макс обзывает Фрэнка "лопухом" и, глядя на медсестру, замечает: "За этой ты уже не приударишь".

Но Кэрол удается еще один сильный ход в партии против Салливэнов - а именно она очищает сейф Макса. Как молодая и не слишком сообразительная Кэрол могла осуществить это, можно только догадываться. С Максом от вида опустошенного сейфа случается удар.

Чуть позже Эдди, любовник Линды, наносит удар Кэрол. Итак, Макс и Кэрол оказываются в одной и той же больнице, причем палата раненой Кэрол находится напротив, в нескольких метрах от палаты полупарализованного Макса. Именно в такой обстановке, по замыслу автора, должен состояться их последний поединок. Когда Макс приползает в палату Кэрол, в дело вмешивается еще и второстепенная героиня мисс Лолли. Макс убивает ее, но сил метнуть нож в Кэрол уже нет ( нож принесла ему сама мисс Лолли, желавшая убить Макса ). В финале повести в палате Кэрол появляется тень Фрэнка. Он зовет Макса за собой и говорит, что теперь уже поздно - "Ты слишком долго выжидал, Макс. Теперь ничего не получится". Итак, Макс тоже отправляется в мир Иной.

"неподвижно и спокойно и ждет прихода ночной дежурной".



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница