Габриэль Гарсиа Маркес. Рассказы

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Иностранная литература (общая)
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Гарсиа-Маркес Г. Х. (О ком идёт речь)


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Габриэль Гарсиа Маркес. Рассказы.

"Тот, кто ворошит эти розы"

И город залит тишиной,
И нас уже не найти..
Все остальные - в пути..

О чем это я? О рассказе Маркеса "Тот, кто ворошит эти розы". Розы, собственно ворошит, герой рассказа, который как раз и находиться не где-нибудь, а в Ином мире, только об этом никто не догадывается, включая его возлюбленную. Герой рассказа наблюдает за героиней, но никак не может повлиять на ее восприятие. Единственное, чего ему удалось добиться - это того, чтобы перед алтарем "что-то скрипнуло" и воздух всколыхнулся на миг. Но это героиня вполне может принять за движение ветра. Героиня занята самыми будничными делами - она ищет лампу, возлагает цветы на алтарь. Герой же пытается овладеть розами. На протяжении рассказа он "подбирается" к ним.

Затем герой рассказывает, как он проводил время, будучи перемещенным в Иной мир. Оказывается, он находился здесь же, в углу комнаты и ждал. Он научился слышать шорох ветшающего дерева и улавливать перемены воздуха, застоявшегося в закрытых ставнях. Там он проводит минуты досуга, до тех пор, пока гне появляется героиня. Когда она появляется, дом уже почти разрушен ( подобный мотив встречается в романе "Сто лет одиночества" ). Она отворяет дверь, и в этот момент в комнате умолкает сверчок, трещавший все двадцать лет. Она ничуть не изменилась с того дня, как героя обнаружили лежащим навзничь среди разбросанного сена, все еще сжимавшего в руках перекладину сломавшейся лестницы. Она приходит не только для того, чтобы увидеть комнату - но и для того, чтобы здесь жить. Она открывает чемодан, и запах мускуса наполняет комнаты. Она восстанавливает алтарь. Вечерами она сидит в качалке рядом с дверью и штопает одежду, поджидая посетителей, заглядывающих, чтобы купить букет роз. Герой ждет момента, когда героине "понадобятся четверо мужчин, чтобы снести ее на холм". По мнению героя, именно в этот момент она узнает, что "это не ветер приходил каждое воскресенье к алтарю и ворошил ее розы".

"Ночь, когда хозяйничали выпи"

под метафорой "выпи выклевали глаза". У героев рассказа отсутствует собственное зрение, и они воспринимают мир, во-первых, наощупь, во-вторых, на слух, в-третьих, благодаря запахам. Все эти три чувства у них обострены и выпячены на первый план. Сначала герои идут по пустому коридору и чувствуют запахи - напр., "пахло печальными женщинами". Одновременно открываются несколько дверей. Герои оказываются в некой комнате, где расположены сундуки, набитые одеждой ( подобную роль выполняли фургоны в рассказе Набокова "Катастрофа" ), они прикасаются к чему-то продолговатому и живому. "Это какая-то женщина". Они слышат, как женщина поднимается с постели, нащупывает шлепанцы в темноте. Она интересуется, что герои рассказа делают в комнате. Но они не знают. Видимо, с потерей дара зрения они потеряли всякое представление о смысле собственных действий. Тогда женщина говорит, что в газетах писали о том, что трое мужчин пили пиво в патио. Один стал подражать голосу выпи. Тогда выпи прыгнули ( у них развивается необыкновенная прыгучесть! ) к ним на стол и выклевали им.. глаза. Затем появляется мальчик и еще одна женщина. Мальчик видит наших героев, а женщина - нет. Очевидно, что они тоже, как герой рассказа "Тот, кто ворошит эти розы", находятся в Ином мире. Герои предлагают мальчику выйти с ними на улицу, чтобы он подтвердил, что это те самые люди, в которыми неласково обошлись выпи. Мальчик резонно возражает, что если он выйдет на улицу и скажет, что это, мол, те, кому выпи выклевали глаза, мальчишки его забросают камнями - ведь "в городе говорят, что такого не бывает". И кроме того, мальчик занят - он читает книгу "Терри и пираты". Правда, он не знает, что же на самом деле произошло с Терри - ему нравиться только рассматривать картинки. В финале рассказа герои нежатся на нежарком солнце, которое, впрочем, их оставляет довольно равнодушными. "Мы где-то сидели, потеряв представление о расстоянии, времени, направлении. Мимо нас прошло несколько голосов". Они жалуются - голосам. Но им отвечают, что они лишь всерьез приняли то, что было написано в газетах.

"Ева внутри своей кошки".

считает, что в безсоннице виноваты ее предки. Они передали ей совершенную красоту, которую героиня сравнивает с опухолью.

Однако и в этом рассказе речь идет о представителе Иного мира. Это некий малыш, о котором периодически думает и которого вспоминает героиня - "она всегда вспоминала о малыше, представляла, как он, уснувший, лежит под корнями травы, в патио, рядом с апельсиновым деревом". Когда идет дождь, ей кажется, что малыш тихонько плачет, его плач прорывается сквозь шум дождя. Героиня ожидает, что малыш вернется с минуты на минуту. И он является ей ночью, из глубин мрака, по выражению Маркеса. Он как будто зовет ее и просит помочь освободиться из плена земли.

Героиня думает, что под каждым апельсиновым деревом во всем мире похоронен ребенок. Однако вдруг ей хочется съесть апельсин. "Глупо было думать, что малыш был в каждом апельсине", - размышляет она. Но она не может утолить это желание. На какое-то время она чувствует, что оказалась тоже посреди Иного мира. "Она боялась этого чужого, таинственного и незнакомого мира. Что скажет ее мать, когда придет домой? Она представила, как встревожатся соседи, когда откроют дверь в ее комнату и увидят, что кровать пуста.. А она будет там. Она будет смотреть на все происходящее.. глядя из угла, отовсюду - из самого удобного местечка.. Произошло измпенение состояния, обыкновенный переход из физического мира в более легкий, более удобный, где стираются все измерения". Но героиня хочет вернуться в прежнюю жизнь. Главным образом, из-за желания съесть апельсин. Но вернуться, увы, не удается. Тогда героиня думает о том, чтобы воплотиться в кошку. "У нее будет мягкая белая шерстка, и она всегда будет готова к прыжку. Она будет знать, что по ночам ее глаза светятся. По ночам она будет мурлыкать, подняв глаза к небу". Но героиню останавливает то, что она боиться почувствовать в своем четвероногом теле желание съесть мышь. Однако, немного подумав, она решает, что может и стать кошкой, и съесть апельсин. Она ищет кошку в доме. Ища кошку, она обнаруживает, что кошки уже нет, а комната изменилась. Вместо кошки она находит мышьяк по всему дому. Даже ее любимые книги покрыты слоем мышьяка. Запах его ударяет в ноздри, будто она находится в аптеке. Только тут героиня понимает, "что прошло три тысячи лет с того дня, когда ей захотелось съесть апельсин".



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница