Преступная мать, или Второй Тартюф.
Действие первое

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Бомарше П. К.
Категория:Драма


ОглавлениеСледующая страница

Преступная мать, или Второй Тартюф

Нравоучительная драма в пяти действиях

Изгнать из семьи негодяя -
это великое счастье.
Заключительные слова пьесы

Несколько слов о «Преступной матери»

Действующие лица

Граф Альмавива, испанский вельможа, благородно-гордый, но не надменный.

Графиня Альмавива, женщина глубоко несчастная и притом ангельской кротости.

Кавалер Леон, их сын, молодой человек, свободолюбивый, как и все пылкие души нового времени.

Флорестина, воспитанница и крестница графа Альмавивы; в высшей степени чувствительная молодая девушка.

Господин Бежарс, ирландец, майор испанской пехоты, исполнявший обязанности секретаря при графе, когда тот был послом; весьма низкой души человек, великий интриган, искусно сеющий раздоры.

Фигаро, камердинер, лекарь и доверенное лицо графа; человек, обладающий большим жизненным опытом.

, первая камеристка графини, жена Фигаро; прекрасная женщина, преданная своей госпоже, свободная от иллюзий молодости.

Господин Фаль, нотариус, человек верный и глубоко порядочный.

Вильгельм, немец, слуга майора Бежарса, слишком большой простак для такого господина.

Действие происходит в Париже, в доме, который занимает граф со своей семьёй, в конце 1790 года.

Действие первое

Богато убранная гостиная.

Явление первое

Сюзанна одна, составляет букет из тёмных цветов.

Сюзанна. Теперь графиня может просыпаться и звонить - печальный мой труд окончен. (В изнеможении садится.) Ещё и девяти нет, а я уже так устала… Последнее её распоряжение перед сном отравило мне всю ночь… «Завтра чуть свет, Сюзанна, вели принести побольше цветов и укрась мои комнаты». Привратнику: «Весь день никого ко мне не впускайте». «Сделай мне букет из чёрных и тёмно-красных цветов с одной белой гвоздикой посредине…» Вот и букет. Бедная графиня! Как она плакала! Для кого все эти приготовления? Ах, да, живи мы в Испании, сегодня были бы именины её сына Леона… (таинственно) и ещё одного человека, которого уже нет на свете! (Рассматривает букет.) Цветá крови и траура! Раны на её сердце не затянутся никогда! Перевяжем букет чёрным крепом, раз уж такова печальная её причуда. (Перевязывает букет.)

Явление второе

Сюзанна, Фигаро заглядывает с таинственным видом.

Вся эта сцена должна идти с подъёмом.

Сюзанна. Входи же, Фигаро! У тебя вид счастливого любовника твоей жены.

Фигаро. Можно говорить не стесняясь?

Сюзанна. Да, если не затворять дверь.

Фигаро. А к чему такая предосторожность?

Сюзанна. Дело в том, что известный тебе человек может войти с минуты на минуту.

Фигаро (с расстановкой).

Сюзанна. Да, наша встреча была назначена заранее. Послушай, отвыкай ты прибавлять к его имени разные словечки: это может до него дойти и помешать нашим замыслам.

Фигаро. Его же зовут Оноре!

Сюзанна. Но не Тартюф.

Фигаро. А, да ну его к чёрту!

Сюзанна. Ты как будто чем-то удручён?

Фигаро. Я взбешён.

Сюзанна встаёт.

Где же наш с тобой уговор? Помогаешь ли ты мне, Сюзанна, верой и правдой предотвратить большую неприятность? Неужели ты позволишь этому злобному существу ещё раз обвести себя вокруг пальца?

Сюзанна. Нет, но по-моему, я вышла у него из доверия: он ничего больше мне не сообщает. Право, я боюсь, как бы он не подумал, что мы с тобой помирились.

Фигаро. Будем по-прежнему делать вид, что мы в ссоре.

Сюзанна.

Фигаро. Сначала припомним самое главное. С тех пор как мы переехали в Париж и с тех пор как господин Альмавива… Поневоле приходится называть его по фамилии, раз он строго-настрого запретил называть его ваше сиятельство

Сюзанна (с досадой). Прелестно! А графиня выезжает без ливрейных лакеев. Мы теперь, совсем как простые смертные!

Фигаро. Словом, ты знаешь сама, что с тех пор как беспутный старший сын графа погиб, поссорившись из-за карт, всё у нас в доме совершенно переменилось! Каким хмурым, каким угрюмым стал за последнее время граф!

Сюзанна. Ну, положим, и ты глядишь букой!

Фигаро. Как ненавидит он теперь второго сына!

Сюзанна. Ужас!

Фигаро. Как несчастна графиня!

Сюзанна. Это великий грех на его душе.

Как возросла его нежность к воспитаннице Флорестине! А главное, как спешит он произвести обмен своих владений!

Сюзанна. Знаешь, мой милый Фигаро, ведь это пустая болтовня. Мне же всё известно, так зачем ты со мной об этом толкуешь?

Фигаро. Не мешает лишний раз всё привести в ясность - для большей уверенности, что мы понимаем друг друга. Разве для нас с тобой может быть ещё какое-то сомнение, что бич этой семьи, коварный ирландец, который состоял при графе секретарём в нескольких посольствах, овладел всеми семейными тайнами? Что мерзкий этот интриган сумел заманить графа Альмавиву из тихой и мирной Испании в эту страну, где всё перевёрнуто вверх дном, - сумел заманить в надежде, что здесь ему легче будет, воспользовавшись неладами между мужем и женой, разлучить их, жениться на воспитаннице и прибрать к рукам состояние распадающейся семьи?

Сюзанна. Ну, а я-то чем могу быть здесь полезна?

Фигаро. Ни на секунду не выпускай его из поля зрения, уведомляй меня обо всех его предприятиях…

Сюзанна. Да я и так передаю тебе всё, что он говорит.

Фигаро. Гм! Всё, что он говорит… это лишь то, что он находит нужным сказать! Нет, надо ловить каждое слово, которое у него невзначай срывается с языка, малейшее его движение, выражение лица, - вот где сквозит тайна души! Он обделывает здесь какое-то тёмное дело. В успехе он, по-видимому, уверен, так как, на мой взгляд, он стал ещё… ещё лживей, вероломней, наглей, - так нагло держат себя все здешние дураки, которые торжествуют, ещё ничего не достигнув. Так вот, не можешь ли ты быть столь же вероломна, как он? Задабривать его, ласкать надеждой? Ни в чём ему не отказывать?

Сюзанна. Не слишком ли это?

Фигаро. Всё будет хорошо, и всё пойдет на лад, если только меня своевременно извещать.

Сюзанна. И если только я извещу графиню?

Ещё рано. Он их всех поработил, - тебе всё равно никто не поверит. Ты и нас погубишь и их не спасёшь. Следуй всюду за ним, как тень… а я подсматриваю за ним вне дома…

Сюзанна. Друг мой, я же тебе сказала, что он мне не доверяет, и если он ещё застанет нас вместе… Вот он спускается!.. А ну-ка. Сделаем вид, что у нас крупная ссора. (Кладёт букет на стол.)

Фигаро (громко). Я этого не потерплю! В другой раз поймаю…

Сюзанна (громко). Вот ещё!.. Боюсь я тебя, как же!

Фигаро (делает вид, что даёт ей пощёчину). А, ты не боишься!.. Так вот же тебе, дерзкая!

Сюзанна (делает вид, что получила пощёчину). Бить меня… в комнате графини!

Явление третье

Бежарс, Фигаро, Сюзанна.

Бежарс Что за шум? Ко мне уже целый час доносятся громкие голоса…

Фигаро (в сторону). Целый час!

Бежарс. Я вхожу, вижу заплаканную женщину…

Сюзанна (с притворным плачем). Злодей поднял на меня руку!

Бежарс. Ах, это отвратительно, господин Фигаро! Позволит ли себе благовоспитанный человек ударить существо другого пола?

Фигаро (резко). К чёрту! Милостивый государь, оставьте нас в покое! Я человек вовсе не благовоспитанный, а эта женщина - не существо другого пола: она просто моя жена, наглая особа, интриганка, полагающая, что может со мной не считаться, так как здесь у неё нашлись покровители. Ну, да уж я за неё возьмусь…

Бежарс.

Фигаро. Милостивый государь, если мне понадобится третейский судья для разбора моих отношений с женой, то я позову кого угодно, только не вас, и вы сами прекрасно знаете, почему.

Бежарс. Милостивый государь, вы меня оскорбляете, я пожалуюсь вашему господину.

Фигаро (насмешливо). Я вас оскорбляю? Да разве можно вас оскорбить? (Уходит.)

Явление четвёртое

Бежарс, Сюзанна.

Бежарс. Дитя моё! Я всё ещё не могу опомниться. Из-за чего он так вспылил?

Сюзанна. Он нарочно пришёл сюда, чтобы со мной поссориться, наболтал мне про вас всяких мерзостей. Запретил встречаться с вами, даже говорить. Я за вас заступилась, вспыхнула ссора и окончилась пощёчиной… Правда, это он впервые, но всё-таки я хочу с ним расстаться. Вы сами видели…

Бежарс. Оставим это. Одно время лёгкое облачко омрачило моё к тебе доверие, но после этого крупного разговора оно рассеялось.

Сюзанна. Так вы этим-то меня утешаете?

Бежарс. … Однако хорошо ли заперта дверь?

Сюзанна идёт проверить.

(Про себя.) Ах, если бы мне всего лишь на три минуты ларец с двойным дном, который я заказывал для графини и где хранятся важные эти письма…

Сюзанна (возвращается). Что же это за великая тайна?

Бежарс. Оказывай своему другу услуги - тебя ожидает блестящая будущность. Я женюсь на Флорестине, это решено, её отец этого очень хочет.

Сюзанна. А кто её отец?

Бежарс. Да ты с луны свалилась? Общее правило, дитя моё: когда какая-нибудь сирота появляется в доме на правах воспитанницы или же крестницы, значит это дочь мужа. (Вполне серьёзно.) Словом, я могу на ней жениться при том условии, если ты её уговоришь.

Сюзанна. Да, но её же без памяти любит Леон!

Бежарс. Их сын? (Холодно.)

Сюзанна (с удивлением). Да ведь… она тоже от него без ума!

Бежарс. От него?

Сюзанна. Да.

Бежарс (холодно). Я её излечу.

Сюзанна (в изумлении). Но ведь… но ведь… графиня об этом знает и благословляет их брак.

Бежарс (холодно). Мы заставим её изменить мнение.

Сюзанна (в полном недоумении). И её?.. Но, насколько я понимаю, Фигаро - наперсник Леона.

Бежарс.

Сюзанна. Если только ему от этого не будет никакого вреда…

Бежарс. Что ты! Одна мысль об этом оскорбительна для человека строгих правил. Когда они все окончательно убедятся в том, что это для их же блага, они сами изменят мнение.

Сюзанна (недоверчиво). Если вы этого добьётесь, сударь…

Бежарс (твёрдо). Добьюсь. Ты, конечно, понимаешь, что любовь не имеет никакого отношения к этой сделке. (С ласковым видом.) По-настоящему я никогда никого не любил, кроме тебя.

Сюзанна (недоверчиво). Ну, а если бы графиня захотела…

Бежарс. Я бы, разумеется, её утешил, но она же мною пренебрегла!.. Графиня удалится в монастырь - такова воля графа.

Сюзанна (живо).

Бежарс. Чёрт возьми, но ведь это совершенно в её вкусе! Я от тебя только и слышу: «Ах, она ангел во плоти!»

Сюзанна (гневно). Так что ж, поэтому и надо её мучить?

Бежарс (со смехом). Мучить не надо, а вот приблизить её к отчизне ангелов - небу, откуда она к нам некогда слетела, во всяком случае необходимо!.. А так как по новым чудесным законам развод допускается…

Сюзанна (живо). Граф намерен с ней развестись?

Бежарс. Если удастся.

Сюзанна (гневно). Ах, злодеи мужчины! Передушить бы их всех…

Бежарс. Надеюсь, для меня ты сделаешь исключение.

Сюзанна.

Бежарс (со смехом). Люблю я твой непритворный гнев: в нём сказывается твоё доброе сердце! Что же касается влюблённого кавалера Леона, то граф отправляет его путешествовать… надолго. Фигаро - человек опытный; он будет его благоразумным руководителем. (Берёт Сюзанну за руку.) Теперь - как обстоит дело у нас с тобой. Граф, Флорестина и я, мы будем жить вместе, а дорогая наша Сюзанна, облечённая полным доверием, возьмёт на себя обязанности нашей домоправительницы, станет распоряжаться прислугой, будет вести весь дом. Нет больше мужа, нет больше пощёчин, нет больше грубого спорщика - потекут дни, сотканные из золота и шёлка, настанет безоблачно счастливая жизнь…

Сюзанна. Вы меня так ублажаете, как видно, для того, чтобы я замолвила за вас словечко Флорестине?

Бежарс (ласково). Откровенно говоря, я рассчитывал, что ты для меня постараешься. Ты всегда была чудной женщиной! Всё остальное в моих руках, в твоих - только это. (Живо.) Вот, например, сегодня ты можешь оказать нам с графом чрезвычайной важности услугу…

Сюзанна пристально на него смотрит, Бежарс спохватывается.

Я говорю - чрезвычайной важности, потому что этому придаёт особое значение граф (Равнодушно.) А в сущности говоря, это, право, такой пустяк! Графу пришла фантазия… при подписании брачного договора подарить дочери драгоценную вещь, такую же точно, как у графини. Но только он хочет, чтобы никто об этом не знал.

Сюзанна Вот как!

Бежарс. Мысль счастливая! Хорошие брильянты всегда могут пригодиться! Возможно, он попросит тебя принести ларец с драгоценностями его жены, чтобы сравнить с рисунками, которые выполнил его ювелир…

Сюзанна. Почему же непременно такую, как у графини? Это что-то странно.

Бежарс. Ему хочется подарить дочери вещь не менее великолепную… Мне, ты понимаешь, это совершенно безразлично! А вот и он сам.

Явление пятое

Граф, Сюзанна, Бежарс.

Граф. Я вас искал, господин Бежарс.

Бежарс. Прежде чем идти к вам, сударь, я хотел предупредить Сюзанну, что вы собираетесь попросить у неё ларец…

Сюзанна. По крайней мере, ваше сиятельство, вы понимаете…

Граф. Оставь ты это ваше сиятельство! Ведь я же велел по приезде во Францию…

Сюзанна. Я нахожу, ваше сиятельство, что это роняет наше достоинство.

Граф.

Сюзанна. Так вот, сударь, по крайней мере вы мне дадите слово…

Граф (гордо). С каких это пор мне не доверяют?

Сюзанна. Так я вам его сейчас принесу. (В сторону.) Ничего не поделаешь! Фигаро велел ни в чём не отказывать…

Явление шестое

Граф, Бежарс.

Граф. Видимо, это обстоятельство её смущало, а я нарочно заговорил с ней в таком решительном тоне.

Бежарс. Меня больше смущает ещё одно обстоятельство. Но вы, я вижу, чем-то удручены.

Граф. Сказать ли тебе, друг мой? Я думал, что более сильного горя, чем потеря сына, у меня быть не может, - оказывается, есть ещё более лютая скорбь, от которой начинает кровоточить моя рана и от которой жизнь моя становится невыносимой.

Бежарс. Если б вы не воспретили мне вступать с вами в споры по этому поводу, я бы вам сказал, что ваш второй сын…

Граф (живо). Мой второй сын! У меня его нет.

Бежарс. по догадкам?

Граф. По догадкам? О, я слишком в этом уверен! Отсутствие явных доказательств - вот что меня огорчает. Пока мой бедный сын был жив, я не придавал этому почти никакого значения. Он являлся наследником моего имени, моего положения, моего состояния… Что мне было до этого другого существа? Холод моего презрения, другое имя, Мальтийский крест и постоянное денежное пособие отомстили бы за меня его матери и ему самому. Но можешь ли ты себе представить моё отчаяние при мысли о том, что обожаемого сына у меня нет, а какой-то посторонний человек наследует его положение, титулы и вечно бередит мне рану ненавистным обращением отец!

Бежарс. Боюсь, что я ещё больше расстрою вас, вместо того чтобы успокоить, но добродетель вашей супруги…

Граф (гневно). А, её добродетель - это только ещё одно преступление! Сделать мне такое зло и утаить его под личиной примерной жизни! В течение двадцати лет слыть за женщину высоконравственную, ревнительницу благочестия, пользоваться поэтому всеобщим уважением и почётом и в силу этого своего двуличия навлекать на меня одного все обвинения, вызываемые моим будто бы легкомыслием… Моя ненависть к жене и к этому человеку только усиливается.

Бежарс. А что же ей, по-вашему, было делать? Положим даже, она виновна, но есть ли такой проступок, который нельзя было бы совершенно искупить двадцатилетним раскаянием? Уж так ли сами-то вы безупречны? А юная Флорестина? Вы называете её воспитанницей, но ведь на самом деле она вам ближе…

Граф. Пусть же она послужит орудием моей мести! Я произведу обмен всех моих владений и передам их ей. Три миллиона золотом, которые я уже получил из Веракруса, составят её приданое, но я их дарю тебе. Помоги мне только набросить на этот дар непроницаемый покров. Деньги от меня прими, проси её руки и делай при этом вид, что получил наследство от какого-нибудь дальнего родственника.

Бежарс (показывает на чёрную перевязь на рукаве). Видите: по вашему приказанию, я уже надел траур.

Граф. Как только король разрешит мне произвести обмен всех моих земель в Испании на равноценные имения здесь, во Франции, я найду способ ввести во владение ими вас обоих.

Бежарс (живо). Я от них отказываюсь. Неужели вы думаете, что по одному только подозрению… может быть, ещё недостаточно обоснованному, я стану участвовать в ограблении наследника вашего имени, достойнейшего молодого человека? Ведь нельзя не признать, что достоинств у него…

Граф (в раздражении). Вы хотите сказать, больше, чем у моего сына? Все такого же мнения, - потому-то он меня так и бесит!..

Бежарс. Если ваша воспитанница согласится выйти за меня замуж и вы из вашего огромного состояния дадите ей в приданое те три миллиона золотом, которые вам прислали из Мексики, то взять их себе я откажусь наотрез и приму их только с тем условием, чтобы в брачном договоре они значились как дар моего любящего сердца вашей воспитаннице.

Граф Верный и преданный друг! Какого супруга выбрал я для моей дочери!

Явление седьмое

Сюзанна, граф, Бежарс.

Сюзанна. Сударь, вот ларец с драгоценностями. Только, пожалуйста, не очень долго, - мне нужно поставить его на место до того, как графиня встанет.

Граф. Скажи, Сюзанна, чтобы без моего звонка никто сюда не входил.

Сюзанна (в сторону). Сейчас же дадим об этом знать Фигаро. (Уходит.)

Явление восьмое

Граф, Бежарс.

Бежарс. Для чего вам понадобилось осмотреть ларец?

Граф (вынимает из кармана браслет, осыпанный брильянтами). Я не хочу больше скрывать от тебя подробности нанесённого мне бесчестья. Слушай. Некто Леон Асторга, бывший мой паж, по прозвищу Керубино…

Бежарс. Я знал его. Мы с ним служили в одном полку, в том самом, где я благодаря вам был произведён в майоры. Но ведь он погиб двадцать лет назад.

Граф. На этом-то и основываются мои подозрения. Он имел дерзость полюбить графиню. Мне казалось, что она тоже увлечена им. Я удалил его из Андалусии и определил в мой полк. Через год после рождения сына… которого у меня отнял проклятый этот поединок , я был назначен вице-королём в Мексику. И вот, как ты думаешь, друг мой, где же решила поселиться моя супруга: в Мадриде, в моём севильском замке или, наконец, в великолепном замке Агуас Фрескас? Она избрала скверный замок Асторга, захудалое имение, которое я приобрёл у родителей пажа. Вот где решила она пробыть те три года, которые мне надлежало провести в отсутствии, вот где произвела она на свет - то ли через девять, то ли через десять месяцев - этого дрянного мальчишку, который так похож на коварного пажа! В давнопрошедшие времена художник, писавший с меня портрет для браслета графини, нашёл, что паж очень красив, и изъявил желание написать его: это одна из лучших картин в моём кабинете.

Бежарс. Да… (Опускает глаза.) Портрет так хорош, что ваша супруга…

Граф (живо). Никогда на него не смотрит? Так вот, с того портрета я заказал этот, для такого же точно браслета, как у неё, работы постоянного её ювелира. Сейчас я подложу ей вместо браслета с моим изображением браслет с изображением пажа. Ты понимаешь, что если она промолчит, то доказательство у меня налицо. Как бы она со мной ни заговорила, неприятное объяснение мгновенно прольёт свет на мой позор.

Бежарс. Если вы хотите знать моё мнение, то я против вашего плана.

Граф. Почему?

Бежарс. Честь не позволяет прибегать к подобным средствам. Вот если бы случай, счастливый или же несчастный, доставил вам какие-либо факты и вы отнеслись бы к ним с особым вниманием, я бы вас понял. Но расставлять ловушки! Нападать из-за угла! Всякий хоть сколько-нибудь щепетильный человек отказался бы от такого преимущества над самым заклятым своим врагом!

Граф. Отступать поздно: браслет готов, портрет пажа в него вставлен…

Бежарс (берёт ларец). Честью вас прошу…

Граф (вынув браслет из ларца). А, милый мой портрет, ты у меня в руках! По крайней мере мне будет приятно украсить им руку моей дочери, в сто раз более достойной носить его! (Кладёт в ларец другой браслет.)

Бежарс (сердито). Ну вот, ларец сломался!

Граф (рассматривает ларец). Нет, это один секрет перестал быть таковым благодаря нашему спору. Потайное отделение полно бумаг!

Бежарс (вступает в борьбу с графом). Надеюсь, вы не станете злоупотреблять…

Граф (в нетерпении). Ты мне только что сказал: «Если бы счастливый случай доставил вам какие-либо факты и вы отнеслись бы к ним с особым вниманием, я бы вас понял…» Случай мне их доставил, и я намерен последовать твоему совету. (Вырывает бумаги.)

Бежарс (с жаром). Клянусь счастьем всей моей жизни, я не желаю быть соучастником подобного преступления! Положите бумаги на место, граф, иначе я удалюсь. (Отходит.)

Граф читает бумаги. Бежарс искоса на него поглядывает и незаметно для графа выражает своё удовлетворение.

Граф (в бешенстве). Больше мне ничего не нужно. Остальные положи на место, а эту я возьму себе.

Бежарс.

Граф (гордо). Чего?.. Не смущайтесь, договаривайте, я вас слушаю.

Бежарс (сгибаясь перед ним). Благодетель мой, простите! Мне слишком тяжело, - только этим можно объяснить непристойность моего упрёка.

Граф. Я не только на тебя не в обиде, но, напротив, больше тебя ценю. (Опускается в кресло.) Ах, вероломная Розина!.. Ведь, несмотря на всю мою ветреность, я к ней одной питал… Других женщин я порабощал! О, по одному тому, как я сейчас зол, можно судить, насколько эта недостойная страсть… Я ненавижу себя за то, что я её любил!

Бежарс. Ради бога, положите на место злополучную эту бумагу!

Преступная мать, или Второй Тартюф. Действие первое

Явление девятое

Фигаро, граф, Бежарс.

Граф (встаёт). Что вам нужно, несносный человек?

Фигаро. Я вошёл, потому что был звонок.

Граф (гневно). Я звонил? Любопытный лакей!

Фигаро.

Граф. Ювелира? Что ему от меня надо?

Фигаро. Он говорит, что ему велели прийти по поводу браслета.

Бежарс, заметив, что Фигаро силится рассмотреть на столе ларец, всячески пытается загородить его собою.

Граф. А-а!.. Как-нибудь в другой раз.

Фигаро (лукаво). А не лучше ли, сударь, заодно, благо вы уж открыли ларец графини…

Граф (гневно). Убирайтесь, господин следователь! И если только у вас сорвётся с языка хотя бы одно слово…

Фигаро. Одно слово? Мне слишком много надо бы сказать, а останавливаться на полдороге - не в моих правилах. (Внимательно смотрит на ларец, на письмо, которое держит граф, бросает гордый взгляд на Бежарса и уходит.)

Явление десятое

Граф, Бежарс.

Граф. Закроем предательский ларец. Теперь у меня есть доказательство. Оно у меня в руках, и я схожу с ума. Зачем только я его нашёл! О боже! Читайте, читайте, господин Бежарс!

Бежарс (отстраняет от себя письмо). Стать причастным к такого рода тайнам! Нет, нет, избави бог!

Граф.

Бежарс. Как! Только потому, что я отказался прочитать эту бумагу!.. (Живо.) Спрячьте её, Сюзанна идёт. (Поспешно закрывает потайное отделение ларца.)

Граф прячет письмо во внутренний карман камзола.

Явление одиннадцатое

Сюзанна, граф, Бежарс.

Граф удручён.

Сюзанна (вбегает). Ларец! Ларец! Графиня звонит!

Бежарс (протягивает ей ларец). Вы видите, Сюзанна, что всё в нём в полном порядке.

Сюзанна. Что с графом? На нём лица нет!

Бежарс. Он слегка рассердился на вашего нескромного мужа, который вошёл сюда, невзирая на его распоряжение.

(лукаво). Между тем я передала это распоряжение так, чтобы меня поняли правильно. (Уходит.)

Явление двенадцатое

Леон, граф, Бежарс.

Граф (хочет уйти и видит входящего Леона). Теперь ещё этот!

Леон (хочет поцеловать графа; робко). Доброе утро, отец! Как вы спали?

Граф (сухо, отстраняя его). Где вы были, сударь, вчера вечером?

Леон. Меня, отец, пригласили в одно почтенное собрание…

Граф. И вы там читали?

Леон. Меня попросили прочитать моё сочинение о злоупотреблении монашескими обетами и о праве от них отрекаться.

Граф (с горечью). В том числе и от обетов рыцарских?

Бежарс. Говорят, вы имели большой успех?

Леон. Слушатели выказали снисхождение к моему возрасту.

Граф. … Скоро нельзя будет отличить дворянина от учёного!

Леон (робко). Зато, отец, легче будет отличить невежду от человека просвещённого и человека свободного от раба.

Граф. Речи восторженного юнца! Вижу, вижу, какую дорожку вы себе избрали. (Хочет уйти.)

Леон. Отец!..

Граф (презрительно). Только мастеровые употребляют такие пошлые выражения. Люди нашего круга говорят языком более возвышенным. Вы слыхали, сударь, чтобы кто-нибудь из придворных говорил отец? Называйте меня сударь. Вы заразились от простонародья! Отец!.. (Направляется к выходу.)

Леон следует за ним и смотрит на Бежарса, - тот жестом выражает ему сочувствие.

Идёмте, господин Бежарс, идёмте!



ОглавлениеСледующая страница