Двадцать тысяч лье под водой.
Часть вторая.
Глава XV. НЕСЧАСТЬЕ ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ?

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Верн Ж., год: 1870
Категории:Роман, Приключения


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Глава XV
НЕСЧАСТЬЕ ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ?

На следующий день, 22 марта, в шесть часов вечера, шли приготовления к отъезду. Последние отблески сумерек слились с ночной тьмой. Холод был сильный. Созвездия блестели с удивительной ясностью. У зенита сиял Южный Крест - полярное созвездие антарктических стран.

Термометр показывал двенадцать градусов ниже нуля, и когда подымался ветер, резало лицо. Море повсюду уже собиралось покрыться сплошной массой льдин. Видневшиеся на его поверхности черноватые прогалины предвещали скорое образование сплошного льда. Очевидно, что южный бассейн, замерзающий на шесть месяцев, в это время недоступен. Что делается с китами в этот период? Несомненно, они покидают места, покрытые сплошным льдом, и отыскивают более теплые воды. Что же касается тюленей и моржей, привыкших жить в самом суровом климате, то они могут и не покидать этих ледяных пространств. Эти животные инстинктивно пробивают отверстия во льду и держат их постоянно открытыми. Такими отверстиями они пользуются как отдушинами. Когда птицы, гонимые холодом, улетают к северу, то морские млекопитающие остаются единственными властелинами полярного континента.

Между тем резервуары были наполнены водою, и "Наутилус" стал медленно погружаться. На глубине тысячи футов он остановился. Гребной винт его стал работать, и он направился прямо к северу со скоростью пятнадцати миль в час. К вечеру он уже плыл под толстым покровом сплошного льда.

Ставни в окнах были заперты из предосторожности, чтобы не разбились стекла при столкновении судна с какой-либо плавающей в воде ледяной глыбой. Весь этот день я провел в переписывании набело своих заметок. Я всецело отдался воспоминаниям о полюсе. Мы достигли этой недоступной точки без труда и опасностей, как в вагоне, катящемся по рельсам железной дороги. Теперь мы совершали обратный путь. Я был уверен, что он подарит мне какие-либо неожиданности - подводные чудеса неисчерпаемы.

Вот уже пять с половиной месяцев прошло с того времени, как случай забросил нас на это подводное судно. Мы прошли четырнадцать тысяч лье. Сколько приключений, любопытных или ужасных, очаровывали нас на этом пути, длина которого превышала длину земного экватора! Охота в лесах Креспо, невольная задержка в Торресовом проливе, коралловое кладбище, жемчужная ловля на Цейлоне, Аравийский тоннель, подземные огни Санторина, миллионы в бухте Виго, Атлантида, Южный полюс!

Всю ночь эти воспоминания вставали предо мной, как чудные сновидения, и лишали меня сна. В три часа утра я был разбужен сильным толчком. Приподнявшись на постели, я стал прислушиваться среди полной темноты, как вдруг был отброшен на середину комнаты. Очевидно, "Наутилус" на что-то наткнулся.

Опираясь о стены, я прошел узкими коридорами в салон, который освещался сияющим потолком. Мебель оказалась опрокинутой. К счастью, витрины на укрепленных ножках держались твердо. Картины, повешенные с правой стороны, прижались к стене, тогда как картины на левой стороне отставали от нее нижней частью своей рамы на целый фут. Очевидно, "Наутилус" накренился направо и остановился.

Я слышал шум шагов и неясные голоса, раздававшиеся во внутренних помещениях судна. Капитан Немо не показывался. В ту минуту, как я входил в зал, туда вошли Нед Ленд и Консель.

- Что такое? - обратился я поспешно к ним.

- Я пришел об этом спросить господина, - ответил Консель.

- Тысяча чертей! - воскликнул канадец. - Я прекрасно понимаю, в чем дело. "Наутилус" на что-то напоролся и, судя по толчку, не так скоро счастливо освободится, как в Торресовом проливе.

- Но по крайней мере, - спросил я, - поднялся ли он на поверхность воды?

- Мы этого не знаем, - ответил Консель.

- Но в этом легко убедиться, - сказал я.

Я взглянул на манометр. К моему великому огорчению, он показывал, что мы находимся на глубине трехсот шестидесяти метров.

- Что бы это значило? - вскрикнул я.

- Надо спросить капитана Немо, - ответил Консель.

- Но где мы его найдем? - спросил Нед Ленд.

- Следуйте за мной, - сказал я своим товарищам. Мы покинули салон. В библиотеке никого не оказалось.

сколько было ему угодно, никто ему не возражал.

Мы пробыли, таким образом, почти двадцать минут, прислушиваясь к малейшему шуму, раздававшемуся внутри "Наутилуса", когда в салон вошел капитан Немо. По-видимому, он нас не заметил. Его обычно бесстрастное лицо на этот раз выражало беспокойство. Он молча посмотрел на компас, на манометр и установил палец на ту часть карты, которая изображала моря Южного полюса. Я не хотел его прерывать. Но спустя несколько минут, когда он обернулся ко мне, я обратился к нему с теми же словами, которые им были сказаны в Торресовом проливе:

- Приключение, капитан?

- Нет, господин профессор, - ответил он, - на этот раз серьезное происшествие.

- Важное?

- Возможно!

- Угрожает опасность?

- Нет!

- "Наутилус" сел на мель?

- Да!

- И это произошло от...

- От каприза природы, но не от неопытности людей. В маневрировании судна не было ни одной ошибки. Судно должно было подчиниться закону равновесия. Можно противиться людским законам, но не законам природы.

Странную минуту выбрал капитан Немо для выражения своих философских мыслей. К тому же его ответ ничего мне не разъяснил.

- Позвольте спросить вас, капитан, - обратился я к нему, - какая причина этого происшествия?

- Огромная ледяная глыба, целая гора, перевернулась, - ответил он. - Когда основания ледяных гор подмывают более теплые воды, центр тяжести всей массы льда перемещается - подымается выше, тогда они переворачиваются или опрокидываются. Это самое и случилось. Одна из ледяных глыб, опрокинувшись, столкнулась с "Наутилусом", который шел под водой. Затем она подвернулась под его корпус и приподняла его. "Наутилус", врезавшись в эту глыбу, свалился набок, и в этом положении находится до сих пор.

- Разве нельзя освободить его, опорожнив его резервуары, чтобы восстановить равновесие?

- Это и делается теперь, господин профессор. Вы должны слышать, как работают насосы. Взгляните на стрелку манометра, она показывает, что "Наутилус" поднимается, но вместе с ним поднимается и ледяная глыба, и положение судна не изменится до тех пор, пока какое-нибудь обстоятельство не поможет судну от нее освободиться.

Действительно, "Наутилус" продолжал лежать, сильно накренившись на правую сторону. Очевидно, что он выпрямится, как только отделится от глыбы. Но кто знает, что к этому времени мы не столкнемся с толстым слоем льда, покрывающим поверхность воды, и не будем, таким образом, сжаты сверху и снизу льдами?

Я размышлял обо всех возможных последствиях нашего положения, в то время когда капитан Немо продолжал следить за движением стрелки манометра. "Наутилус" после столкновения успел подняться почти на сто пятьдесят футов, но по-прежнему находился под тем же углом в наклонном положении.

Внезапно в его корпусе произошло легкое движение, и "Наутилус" стал понемногу выпрямляться. Предметы, висевшие в салоне, стали принимать свое нормальное положение. Стены приближались к вертикальной линии. Все мы хранили полное молчание. Мы наблюдали с взволнованными сердцами и чувствовали это выпрямление. Пол под нами принимал все более и более горизонтальное положение. Так прошло десять минут.

- Наконец мы стоим прямо! - вскрикнул я.

- Да, - подтвердил капитан Немо, направляясь к дверям салона.

- Конечно, - ответил он, - как только резервуары будут опорожнены, "Наутилус" немедля поднимется на поверхность воды.

Капитан вышел. Вскоре по его приказанию "Наутилус" был остановлен и перестал всплывать. Оказалось, что судно ударилось о нижнюю поверхность сплошного льда. Таким образом, "Наутилусу" приходилось оставаться под водой.

- Мы удачно выбрались! - воскликнул Консель.

- Да, - ответил я, - нас бы могло раздавить между этими ледяными массами, или по меньшей мере мы могли быть заперты. И тогда, за отсутствием воздуха... Да, мы счастливо избежали опасности.

- Миновала ли опасность? - тихо проговорил Нед Ленд.

Я не хотел вступать с канадцем в бесполезный спор и потому ничего ему не ответил. К тому же в эту минуту ставни раскрылись, и внешний свет ворвался в салон.

Мы, как я уже говорил, находились под водой, и по обеим сторонам "Наутилуса" на расстоянии десяти метров поднимались прозрачные ледяные стены. Вверху нижняя поверхность сплошного льда образовала необъятный потолок. Внизу перевернувшаяся глыба льда задержалась, встретив сопротивление своему подъему в боковых стенах, и продолжала оставаться в этом положении. Таким образом, мы оказались заключенными в ледяном туннеле, имевшем двадцать метров в ширину и наполненном водой. Следовательно, "Наутилусу" можно было выйти отсюда, двигаясь вперед или назад вдоль туннеля, а затем, пройдя его и опустившись на достаточную глубину, свободно продолжать путь под сплошным льдом. Свет, посылаемый потолком, погас, но салон продолжал быть ярко освещенным. Ледяные стены отражали свет маяка с изумительной силой. Я не нахожу слов, чтобы выразить тот эффект, который производили электрические лучи, проникавшие в эти громадные и причудливого очертания массы льда; каждый уголок, каждое ребро, каждая площадка сияли различными световыми переливами основных цветов. Казалось, перед нами ослепительная копь драгоценных камней, и в особенности сапфиров, голубые лучи которых сливались с зеленым блеском изумрудов. Местами появлялись нежные опаловые оттенки среди ярко сверкавших искр, похожих на бриллианты, блеск которых не мог вынести глаз. Напряженность электрического света удесятерялась, так как он проходил сквозь выпуклые стекла маяка и светил на близком расстоянии.

- Как это красиво! О, как красиво! - воскликнул Консель.

- Да, - ответил я, - это чудесное зрелище! Не правда ли, Нед?

- Тысяча чертей, - согласился канадец. - Это восхитительно! И я досадую, что должен с этим согласиться. Никто не мог видеть ничего подобного. Но это зрелище может нам дорого обойтись. И я полагаю, что мы видим здесь то, что Бог пожелал скрыть от взоров людей.

Нед был прав. Это было слишком красиво. Вдруг раздался крик Конселя. Я обернулся.

- Что такое? - спросил я.

- Пусть господин закроет глаза! Пусть господин не смотрит!

Проговорив это, Консель быстро сомкнул веки и закрыл глаза руками.

- Что с тобой, мой славный Консель?

- Я ослеплен, я слеп!

Мои глаза обратились невольно к окну, но и я не мог вынести того яркого пламени, которое увидел.

Тем не менее я понял, что произошло. "Наутилус" пошел самым быстрым ходом. Тогда ровный, спокойный блеск ледяных стен предстал уже сверкающими полосами. Огни мириад бриллиантов благодаря быстрому ходу судна превращались в огневые линии, и казалось, что "Наутилус" плывет, окруженный сетью, сотканной из молний.

Но вот ставни в окнах закрылись. Но мы продолжали закрывать глаза руками. И нам продолжали видеться концентрические сияющие круги, наподобие тех, которые носятся перед сетчаткой после наблюдения солнца. Прошло некоторое время, прежде чем наше раздраженное зрение успокоилось.

Наконец мы отняли руки от глаз.

- Ей-ей, я никогда бы этому не поверил! - воскликнул, в свою очередь, канадец.

мир слишком жалок.

Эти слова в устах апатичного фламандца могут служить показателем той степени возбуждения, которое охватило нас. Но и тут канадец не обошелся, чтобы не плеснуть холодной воды.

- Населенный мир! Гм! - воскликнул он, покачивая головой. - Будьте покойны, друг Консель, мы туда не возвратимся.

Было пять часов утра. "Наутилус" снова обо что-то стукнулся, но уже носом. Я понял, что это его бивень ударился в глыбу льда. Это могло произойти только оттого, что судно продолжало идти туннелем, заваленным льдом; почему капитан Немо держался этого пути, я не знаю; но что меня сильно изумило, это то, что "Наутилус" предпринял отступление.

- Мы идем назад! - воскликнул Консель.

- Да, - ответил я. - Должно быть, с этой стороны туннель не имеет выхода.

- И тогда?

- Тогда, - ответил я, - маневр очень прост. Мы вернемся назад тем же путем и выйдем через южное отверстие. Вот и все.

Говоря таким образом, я хотел казаться более уверенным, чем это было в действительности. Между тем "Наутилус" шел задним ходом и постоянно ускорял его.

- Произошла задержка, - заметил Нед.

- Что значит несколько часов раньше или позже - лишь бы выйти.

Я прогуливался несколько минут из салона в библиотеку и обратно. Мои же товарищи продолжали молча сидеть. Вскоре я кинулся на диван и взял книгу, которую стал машинально просматривать.

Спустя четверть часа Консель подошел ко мне и спросил:

- Господин читает интересную книгу?

- Очень интересную, - ответил я.

- Я этому верю. Книга, которую читает мой господин, его книга.

- Моя книга?

И действительно, я держал в руках свой труд "Морские глубины", чего никак не подозревал. Закрыв книгу, я снова стал ходить.

Нед Ленд и Консель встали, чтобы уйти.

- Как будет угодно господину, - ответил Консель.

Прошло несколько часов. Я часто посматривал на инструменты, висевшие на стене салона. Манометр указывал, что "Наутилус" держится на глубине трехсот метров, компас - что он направляется на юг, лаг - что он идет со скоростью двадцати миль в час - изумительная скорость в таком узком пространстве. Но капитан Немо знал, что он не мог задерживаться, так как теперь минуты стоили веков.

смотрели друг на друга и передавали выражением глаз мысли друг другу, быть может, больше, чем могли выразить словами.

В эту минуту в салон вошел капитан. Я подошел к нему.

- Да, господин профессор. Ледяная гора перевернулась и загородила проход.

- Мы заперты?

- Да!

 



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница