Год: | 1805 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Критическая статья |
Связанные авторы: | Вольтер (О ком идёт речь) |
Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Мнение о Вольтере, как об Историке (старая орфография)
Мнение о Вольтере, как об Историке.
Школьник, выучивший наизусть французскую Историю, разположенную по вопросам и ответам, отставной Каноник, в жизнь свою ничего не читавший, кроме Городской поварихи, добренькая старушка, просветившая ум свой безпрестанным чтением прологов - кричат тоном учительским: "Вольтер есть Историк самой несправедливой, самой неверной!"
С другой стороны, кажется, ученая Европа согласилась, что Робертсонова История Карла V принадлежит к числу самых лучших произведений изтекшого столетия. Одно введение доставило бы славу безсмертную своему Автору. Выпишем же от слова до слова из второго Тома место, достойное внимания. Вот оно:
"Я ни один раз не ссылался на Вольтера, совсем не потому, чтобы презирал творения сего необыкновенного человека, которого смелый, все объемлющий ум упражнялся во всех родах Словесности. В большей части он оказался превосходным; везде приятно занимает, везде наставляет Читателя; жаль только, что мало оказывал уважения к Религии.
Он был путеводителем в ученых моих изысканиях; показывал мне не только события, на которых нужно было останавливаться, но даже на следствия, которые выводить надлежало. Если бы он упоминал названия сочинений, содержащих в себе сказания о подробностях произшествий, тогда труд мой уменьшился бы большею половиною, a многие из читателей, полагающие Вольтера в числе Авторов приятных и занимательных, увидели бы в нем Историка ученого, глубокомысленного.
Должно заметит, что он был Священник и Доктор Богословия: если не соглашался со всеми мнениями Вольтера, по крайней мере не думал, чтобы частная причина могла заставить не уважать чрезвычайных дарований великого Мужа.
Не хотим Г-на Шатобриана ставить на ровне с Робертсоном, однакож здесь его свидетельство не может быть подозрительным. Он говорит ясно и вразумительно в своей книге: Дух Xpucmiянства: "После Боссюэта, Вольтер есть первый французский Историк."
()
"Вестник Европы", No 11, 1805