Задиг или Судьба.
Министр

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Вольтер
Категория:Повесть


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Министр

Царь, лишившись своего первого министра, назначил на его место Задига. Все вавилонские красавицы одобрили этот выбор, потому что с самого основания государства не бывало еще такого молодого министра. Все придворные злились; Завистник стал даже харкать кровью, и нос у него чудовищно распух. Задиг, поблагодарив царя и царицу, пошел также поблагодарить и попугая.

- Прекрасная птица, - сказал он, - ты спасла мне жизнь и сделала меня первым министром; собака и лошадь их величеств причинили мне много зла, а ты сделала добро. Вот от чего иногда зависят судьбы людей! Но, - прибавил он, - такое необыкновенное счастье, быть может, недолговечно.

Попугай ответил: «Да». Это слово поразило Задига, но, будучи хорошим натуралистом и не веря в пророческие способности попугаев, он вскоре успокоился и начал самым усердным образом заниматься своими обязанностями министра.

Он дал почувствовать всю священную власть законов, не выставляя на вид важности своего сана. Он не стеснял членов Дивана, и каждый визирь мог высказывать свое мнение, не навлекая на себя его немилости. Когда ему приходилось решать какое-нибудь дело, судьей был закон, а не его личная воля. Когда закон был слишком строг, он смягчал его, а если соответствующего закона вообще не было, он сам создавал новые законы, не менее справедливые, чем Зороастровы.

Это от него унаследовали народы великое правило, что лучше рискнуть и оправдать виновного, нежели осудить невинного. Он считал, что законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им. Его отличительная способность состояла в том, что он легко раскрывал истину, тогда как обычно люди стараются ее затемнить.

С первых же дней своего управления он стал применять эту способность. В Индии умер известный вавилонский купец; состояние свое он разделил поровну между двумя сыновьями, предварительно выдав замуж дочь. Кроме того, он назначил тридцать тысяч золотых тому из сыновей, о ком станет известно, что он больше другого любит отца. Старший сын поставил ему памятник, а младший частью своего наследства увеличил приданое сестры. Все говорили: «Старший больше любит отца, а младший - сестру, старшему и должны достаться тридцать тысяч».

Задиг призвал обоих сыновей, одного за другим. Он сказал старшему:

- Ваш отец вовсе не умер, он выздоровел и возвращается в Вавилон.

- Слава богу, - ответил молодой человек, - только напрасно я так потратился на памятник.

Задиг сказал то же самое младшему.

- Слава богу, - отвечал тот, - я отдам моему отцу все, что получил в наследство, но желал бы, чтобы он не отбирал у сестры того, что я ей выделил.

- Вы не отдадите ничего, - сказал Задиг, - а получите еще тридцать тысяч золотых, вы больше любите своего отца, чем ваш брат [35].

Одна очень богатая девица одновременно дала согласие выйти замуж за двух магов и после нескольких месяцев их поучений забеременела. И тот и другой хотели на ней жениться.

- Моим мужем станет тот из вас, - сказала она, - кто дал мне возможность подарить государству гражданина.

- Я совершил это благое дело, - сказал один.

- Эта заслуга принадлежит мне, - возразил другой.

- Хорошо, - сказала она, - я признаю отцом моего ребенка того из вас, кто сможет ему дать лучшее воспитание.

Она родила сына. Каждый из магов хотел его воспитывать. Дело дошло до Задига. Он призвал обоих магов.

- Чему ты будешь учить своего воспитанника? - спросил он у первого.

- Я научу его, - отвечал ученый, - восьми частям речи, диалектике, астрологии, демономании, я разъясню ему, что такое субстанция и акциденция [36], абстрактное и конкретное, монады и предустановленная гармония [37].

- Я, - сказал второй, - постараюсь сделать его справедливым и достойным дружбы.

Задиг произнес:

[38].

Примечания

35

«Приложения»).

36

Акциденция - термин средневековой схоластики, обозначающий преходящее, изменчивое, в противоположность субстанции - неизменной сущности вещей.

37

Насмешка над теориями немецкого философа Вильгельма Лейбница (1646 - 1716). Эти строки были внесены в текст повести после 1752 г., когда Вольтер пересмотрел свое отношение к взглядам Лейбница. В философии последнего монадами называются составляющие мир самостоятельные духовные сущности, которые обладают способностью движения. Связь монад между собой является результатом якобы предустановленной богом гармонии.

38

«Приложения»).



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница