Фауст.
Первая часть. 22. Сон в Вальпургиеву ночь, или Золотая свадьба Оберона и Титании

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гёте И. В.
Категория:Трагедия


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Первая часть

Сон в Вальпургиеву ночь, или Золотая свадьба Оберона и Титании

Интермедия[84]

Директор театра

Мы сегодня отдохнем,
Мидинга потомки![85]
Сценой будет все кругом,
Горы, скал обломки.
 

Герольд

Золотая свадьба - плод
Полстолетья в браке,
Но и так за годом год
Надо жить без драки.
 

Оберон

Духи, духи, вот пароль
Нашего союза:
«Королева и король
Обновляют узы».
 

Пук

С Пуком - кобольдов толпа,
Но выделывают па
Лучше, чем в балете.
 

Ариэль

Я поднес свирель ко рту.
Звуков благородство
Покоряет красоту
И смирит уродство
 

Оберон

Расторгайте гименей
Временами, семьи,
Чтобы жить еще тесней
Остальное время.
 

Титания

Если в браке двое злюк,
Надо в час досужий
Отослать жену на юг
И на север мужа.
 

Оркестр трутти (fortissimo)

И сверчки-горланы,
Баритоны, тенора,
Наши меломаны.
 

Соло

За горой, надув пузырь,
Заиграл волынщик,[86]
Здешних сборищ богатырь,
Глупостей зачинщик.
 

Несложившийся дух[87]

Я из гадов двух гибрид
В синтезе каком-то
На живую нитку сшит,
Как строфа экспромта.
 

Парочка

Радостно вдвоем плестись
По лугам вприпрыжку,
Но ведь ты без крыльев ввысь
Не взлетишь, трусишка.
 

Любопытный путешественник[88]

Это правда или сон?
Знаменитый Оберон
Предо мной у двери.
 

Ортодокс[89]

Оберон хоть без рогов,
Все же черт в итоге,
Как и все в конце концов
Греческие боги.
 

Северный художник[90]

Я набрасываю суть
Красками скупыми,
Но и я когда-нибудь
Побываю в Риме.
 

Пурист[91]

Ведьм хотя и весел круг,
Но нецеломудрен.
Только, например, у двух
Нос едва припудрен.
 

Молодая ведьма

Пудру на лицо и лиф
Я ж красуюсь, все раскрыв,
Обнаженным телом.
 

Матрона

Мы б вели напрасно спор
О вопросах плоти.
Вы ж, голубка, до тех пор
Заживо сгниете.
 

Капельмейстер

Мушки к голенькой летят
И не смотрят в ноты.
Только все пошло на лад,
Сбились все со счета.
 

Флюгер[92] (поворачиваясь в одну сторону)

Сливки общества, верхи,
Только званым место.
Избранные женихи,
Лучшие невесты!
(Поворачиваясь в другую сторону.)
Проходимцы-гости.
А не то я сам с горы
Провалюсь со злости!
 

Ксении

Лязгом ножниц на ремне
Дайте насекомым
Туш исполнить сатане
И его знакомым.
 

Геннингс[93]

Надрываются сверчки
Так, что вянут уши,
И считают, чудаки,
Что у них есть души.
 

Музагет

Я пришел на юбилей
И застрял до часу.
Ведьмы севера милей
Девственниц Парнаса.
 

Бывший гений своего времени

Высшего паренья;
Это брокенская сень
На заре весенней.
 

Любопытный путешественник

Что так злится, не пойму,
Господин сердитый?
Видно, чудятся ему
Здесь иезуиты.[94]
 

Журавль[95]

Кто так чист душою всей,
Тот не загрязнится,
Ловлей рыбы у чертей
Замутив водицу.
 

Светский человек[96]

Чем фальшивей пустосвят,
Тем с ним спор бесцельней;
Даже брокенский разврат
Для него молельня.
 

Танцор

Словно гром грохочут?
Это цапли в тростнике
В унисон гогочут.
 

Танцмейстер

Гляньте на коротыша
И кувалду эту?
А туда же антраша,
Па и пируэты!
 

Скрипач

Если бы волынщик смолк,
Каждый этой ночью
Здесь друг Друга бы, как волк,
Разорвал на клочья.
 

Догматик[97]

Нет, критикой меня не сбить.
Раз черт есть вид объекта
То, значит, надо допустить,
Что он и сам есть некто.
 

Идеалист[98]

И всех вещей начало.
Но если этот шабаш - я,
То лестного тут мало.
 

Реалист[99]

Реальность жизни - мой кумир.
Что может быть бесспорней?
Сегодня, впрочем, внешний мир
Мне неприемлем в корне.
 

Супернатуралист[100]

Я здесь не просто ротозей:
О выводах заботясь,
До ангелов я от чертей
Дойду путем гипотез.
 

Скептик[101]

Забыли, так попутал черт,
Где зад у них, где перед.
Нет, только тот во взглядах тверд,
Кто ничему не верит.
 

Капельмейстер

Захотели взбучки?
Вправду ли вы мастера,
Или недоучки?
 

Ловкачи

Услужаем второпях
Нашим мы и вашим.
Можно - пляшем на ногах,
Вверх ногами пляшем.
 

Недалекие

Наши лучшие деньки
Закатились к черту.
Износились башмаки,
И штаны протерты.
 

Блуждающие огни[102]

На болотах дух несвеж.
Вас поздравить не с чем.
Даже мы средь вас, невеж,
Воспитаньем блещем.
 

Падающая звезда[103]

На навозной куче.
Не поможете ли встать
Вы звезде падучей?
 

Толстяки

Эй, посторонись, плотва,
Мелюзга, младенцы!
Выступают существа
Плотных корпуленций.
 

Пук

Толстокожие, как слон,
Лежебоки, сидни!
Пук, причудливый, как сон,
Нынче всех солидней.
 

Ариэль

Все, кто с крыльями, за мной!
Воздух тих и влажен.
Холм за просекой лесной
Розами усажен.
 

Оркестр (pianissimo)

Тени отступили,
Мгла рассеялась, как сон,
Разлетелась пылью.

Примечания

84

«Сон в Вальпургиеву ночь, или Золотая свадьба Оберона и Титании» был первоначально задуман как сборник эпиграмм, продолжающий «Ксении» (эпиграммы Гете и Шиллера, направленные против враждебных им деятелей немецкой культуры). Название «Сон в Вальпургиеву ночь» дано этой интермедии в подражание «Сну в летнюю ночь» Шекспира; оттуда же заимствованы и некоторые персонажи, как то: Оберон и Титания, царь и царица эльфов, и Пук (проказник-эльф); из шекспировской «Бури» заимствован светлый дух воздуха Ариэль.

Сцена эта написана в 1796-1797 годах. Первоначально Гете намеревался вывести в ней также писателей Юнг-Штиллинга и Фосса; строфы, им посвященные, сохранились в набросках.

Тема свадьбы Оберона и Титании была навеяна не только комедией Шекспира и поэмой Виланда «Оберон», но и опереттой «Оберон, царь эльфов» композитора Враницкого, поставленной на сцене Веймарского театра в сезон 1796 года под непосредственным руководством Гете. Самую замечательную характеристику «Сна в Вальпургиеву ночь» дал, на наш взгляд, А. И. Герцен в своей юношеской статье о творчестве Э.-Т.-А. Гофмана.

85

Мидинга потомки! - Мидинг - талантливый бутафор Веймарского театра, на смерть которого Гете написал большую прочувствованную кантату.

86

Заиграл волынщик… - По средневековому поверью, дьявол любит играть на волынке.

87

Несложившийся дух. - По мнению немецких комментаторов, намек на писателя Жан-Поля Рихтера; едва ли это так: у Гете упомянута «строфа экспромта», тогда как Жан-Поль - прозаик.

88

Любопытный путешественник - один из недоумевающих читателей многотомного «Путешествия по Германии» Николаи.

89

Ортодокс (правоверный) - граф Фридрих-Леопольд Штольберг, автор ханжеской статьи, направленной против «Богов Греции» Шиллера.

90

Северный художник. - Считается, что Гете говорит здесь о себе самом; однако нам кажется более правдоподобным, что здесь имеется в виду художник Мюллер, живописец и писатель из круга «Бури и натиска».

91

Пурист. - По-видимому, Гете здесь имеет в виду сторонников академического искусства старой французской школы.

92

«Сон в Вальпургиеву ночь», они относились отрицательно, так как он в политическом отношении был значительно левее обоих поэтов; они ставили ему в вину его попытку лавировать между французской революцией и оппозиционно настроенными к ней веймарскими классицистами.

93

Геннингс Август фон; он же, ниже, Музагет (один из его псевдонимов) и Бывший гений своего времени («Гений своего времени» - название одного из сборников стихов Геннингса) - публицист, порицавший классическую эстетику Гете и Шиллера как чуждую духу христианства.

94

Видно, чудятся ему / Здесь иезуиты. - Намек на манию Николаи во всем видеть происки иезуитов.

95

Журавль - Лафатер, писатель-романист и богослов; в юности друг Гете, ко времени написания этой сцены был ему неприятен своим восторженным мистицизмом и ханжеством; Гете называл Лафатера журавлем за его «журавлиную» походку.

96

Светский человек - то есть человек без религиозных или псевдонаучных предрассудков; Гете имеет здесь в виду самого себя.

97

98

Идеалист - в первую очередь, видимо, Фихте, но также и все сторонники идеалистической теории познания, для которых внешний мир существует только в их сознании и которые поэтому не знают, как отнестись к окружающей их чертовщине.

99

Реалист - здесь реалист эмпирического толка.

100

Супернатуралист (убежденный в существовании сверхчувственного мира) - по-видимому, философ-мистик Фридрих Якоби.

101

Скептик - здесь последователь английского философа-скептика Юма.

102

103

Падающая звезда. - Имеются в виду проходимцы, всплывающие на поверхность в эпоху крупных исторических переворотов и низвергаемые ходом исторических событий.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница