Автор: | Гёте И. В. |
Примечание: | Перевод Наталии Ман |
Категория: | Критическая статья |
ЭПОХА ФОРСИРОВАННЫХ ТАЛАНТОВ
Порождена философской. Высокие теоретические воззрения сделались яснее и распространеннее. Необходимость определенного содержания, как бы мы его ни называли: идеей или понятием, - была признана всеми; поэтому рассудок мог вмешиваться в изобретательность и, если он умело развивал тему, считать, что и действительно занимается поэзией.
Первый теоретический толчок к этому дали «Эстетические письма» Шиллера, помещенные в «Орах», и его трактат «О наивной и сентиментальной поэзии», в критическом же, а стало быть, и в практическом плане - его рецензия о Бюргере во «Всеобщей литературной газете».
Братья Шлегели теоретизировали и критиковали в том же духе. Их учение и замыслы вышли из кантовской философии.
Таково изображение этой эпохи, поскольку речь идет о ее содержании.
Внешняя, завершающая форма выполнения была значительно облегчена благодаря усовершенствованной ритмике. Фосс, хотя его труды были вознаграждены лишь неблагодарностью, скорее соглашался разрушить эффект, который производили в силу внутренней обаятельности его вещи, чем отказаться от своих убеждений. Как бы то ни было, каждый со вниманием отнесся к его учению и примеру. Итак, эта новая эпоха большую выгоду для себя нашла в усовершенствованной ритмике.
Помимо этого, все с великой тщательностью и добросовестностью подражали итальянским и испанским стихотворным размерам, применяя в немецком языке форму октавы, терцины и сонета.
Так были даны начало и конец поэтическому искусству, определенное содержание - разуму, а техника - вкусу; и вот тут-то и возник тот удивительный феномен, когда каждый считал возможным заполнить это промежуточное пространство и, следовательно, быть поэтом.
Философы обратили в свою пользу это заблуждение: отводя искусству столь высокое место, что даже философия оказалась поставленной ниже его, они тем более не желали лично поступаться этим привилегированным положением и утверждали, что каждый, и уж во всяком случае философ, должен уметь быть поэтом, если только пожелает.
Эти максимы зажигали толпу, и стихотворцы появлялись в избытке.
Даже Шиллер, обладавший подлинно поэтической натурой, дух которого сильно склонялся к рефлексии и который многое, что должно бессознательно и свободно возникать у поэта, покорял мощью своих размышлений, - увлек за собой множество молодых людей, которые, в сущности, могли у него научиться только его языку.
Эту огромную пропасть между избранным объектом и завершающим техническим воплощением пытались заполнить множеством различных способов.
1. Путем религиозных убеждений:
а) христианских -
пиетических и католических;
б) языческих -
понятием рока;
в) романтических -
применяющихся в пункте а).
2. Предметами искусства и убеждениями:
а) языческими;
б) христианскими.
Последние возобладали; поэзия и пластическое искусство взаимно портят друг друга.
1812
Комментарии
«форсированных талантов» содержанием поэзии становится философия; рефлектирующая мысль вытесняет органическую поэзию, в которой мысль, слово, ритм нерасторжимо слиты воедино. Гете находит уже у Шиллера это преобладание рефлексии, в еще большей степени черта эта проявляется у романтиков. Поэтическая техника начинает играть у них самостоятельную роль. К ней затем подыскивается содержание, чаще всего - мистическое и религиозное, что органически чуждо Гете.
«Эстетические письма» - точнее: «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795). «О наивной и сентиментальной поэзии» - напечатано в 1795 г. - напечатана в 1791 г.
Фосс
Философы обратили в свою пользу это заблуждение… - По-видимому, Гете имеет в виду философа-романтика Фридриха Шеллинга (1775-1854), автора «Системы трансцендентального идеализма» (1799) и «Философии искусства» (1809).