Автор: | Гёте И. В. |
Примечание: | Перевод Л. Гинзбурга |
Категория: | Стихотворение |
АПОФЕОЗ ХУДОЖНИКА
Сцена представляет собой великолепную картинную галерею. Картины всех школ в широких золоченых рамах. По залу прохаживается публика. Перед одной из картин сидит Ученики старательно ее копирует.
Ученик
(встает с места, кладет палитру и кисть и становится позади своего стула)
Мастер
(входит)
Ученик
Мастер
Ученик
(рассматривая картину)
Любитель
Ученик
Любитель
(отворачиваясь)
Ученик
(садясь)
Второй мастер подходит к нему, разглядывает его работу и молча удаляется.
Ученик
Мастер
Ученик
Мастер
Ученик
Мастер
Ученик
(Указывает на картину, с которой он делал копию.)
Мастер
Ученик
Мастер
Ученик
Мастер
(подходит к ним)
Мастер
Ученик
Инспектор
Ученик
Инспектор
Торговец картинами
(входит)
Вносят картину с изображением Венеры Урании и ставят на мольберт.
Все собираются возле картины.
Первый мастер
Второй мастер
Ученик
Любитель
Торговец
Инспектор
Картину помещают в раму и ставят на прежнее место.
Князь
(входит и рассматривает картину)
Кассир кладет на стол мешок с цехинами и всхлипывает.
Торговец
Кассир
(считая)
Князь стоит перед картиной, остальные - в некотором отдалении. Открывается плафон:Муза, держа за руку Художника, вплывает на облаке.
Художник
Муза
Художник
Муза
Художник
(Указывая сверху на Ученика.)
1784
Комментарии
Апофеоз художника. - Это произведение, состоящее из нескольких диалогов, примыкает к «Земной жизни художника». Это как бы ее продолжение. Здесь художника ждет «апофеоз» - признание его собратьями по искусству, царственным меценатом, наконец, дельцами, продающими и покупающими картины. Художник с полным правом сетует на то, что материальное вознаграждение пришло слишком поздно. Стихотворение написано значительно позже предшествующих. Стихотворная фактура, особенно в начале, напоминает стиль первых сцен «Фауста», переработкой которых Гете был в ту пору занят. Если в ранних стихотворениях цикла, относящихся к периоду «Бури и натиска», главным элементом творчества Гете провозглашал эмоциональное и интуитивное воплощение природы, то в «Апофеозе» подчеркивается, что стихийные порывы художника следует подчинять требованиям разума. «Апофеоз художника» - произведение, в котором отражен поворот Гете к классицизму.