Доктор Безымянный.
Часть I. Медведь Шивы.
Глава III. В стране чудес

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Д'Ивуа П., год: 1908
Категории:Роман, Приключения

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Доктор Безымянный. Часть I. Медведь Шивы. Глава III. В стране чудес (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ГЛАВА III.
В стране чудес.

На левом берегу красивой реки Путри, текущей с гор Гатт в Годавери, большую реку Южной Индии, расположился хорошенький городок Низама - Орангабад.

И4 Июля европейского стиля или в пятый день недели Сингар индийского месяца Амри, улицы этсго городка были необыкновенно оживлены.

Оживленная, разряженная толпа двигалась по всем направлениям.

Везде пестрели разноцветные, переливающияся различными тонами, туники, тюрбаны, Кое где виднелись фигуры всадников на красиво убранных металлическими украшениями сбруях конях. Красиво выделялись в толпе лениво выступающие слоны, в пурпурных с золотом чепраках.

Из покачивающихся на их спинах паланкинов с шелковыми занавесками выглядывали веселые личики дочерей и жен богатых кшатриа, т. е. воинов и дворян, набобов, данников Англии.

Все эти пешие и конные люди стремились к воротам Динару, которые красиво вырисовывались своими островерхими башенками над аркой, висящей над дорогой в Эллора, к храму, изваянному из скалистых громад Мез-Ар-Гата.

Вблизи ворот приютился англо-индусский бар, т. е. небольшой ресторан-кафе с холщевой белой с синими полосами крышей с большими навесами и с тростниковыми стенками, свободно пропускающими воздух.

В ресторане, вокруг бамбуковых столиков, разместились офицера в своей колониальной форме, - салакко, белых даломанах и белых же шальварах. Около ресторанного входа солдаты сипаи держали в поводу офицерских лошадей.

Один из офицеров приготовлял известный напиток, lemonade - лимонад состоящий из виски с небольшим количеством лимонного сока.

В ожидании напитка, офицеры наблюдали в решетки стенок уличную толпу.

- Кажется, Матью, вы видели этого странного человека, - обратился высокий тонкий офицер к своему товарищу.

- Да, да, - поспешил ответить толстый Матью, - я не то чтобы... Видите ли... Его странное жилище было буквально окружено со всех сторон двухтысячной толпой фанатиков непременно желавших попасть в него. При помощи ударов моей трости я с трудом съумел проложить себе дорогу среди толпы, чтобы взглянуть на доктора, но я сейчас же вернулся, так как не мог вынести испарений этой грязной толпы.

Другие офицера, сидевшие за соседними столиками, обратили внимание на рассказ Матью.

Собеседник Матью попросил его подробнее описать, что такое представляет из себя доктор.

Польщенный общим вниманием, лейтенант Матью начал с удовольствием рассказывать:

"доктором Безымянным", без сомнения это его прозвище, настоящого же его имени никто не знает. Он высок ростом, красив, строен. Осанка и манеры изящны. Особенно выразительны прекрасные глаза. По понятию англичан он не красавец, но все таки, одень он наш мундир, он выглядел бы великолепным офицером!.. Матью замолчал, но по просьбе присутствующих стал рассказывать дальше:

- Относительно дома, в котором живет этот господин, я могу сообщить следующее: весь дом, господа, представляет собою очень большой вагон. Длина его 6 сажень, а ширина 2 1/2 саж. Он двухъэтажный. В нем помещается целая квартира. Вход устроен сзади при помощи подъемного крыльца. Если крыльцо поднято, то дом становится совершенно неприступным. На передней стороне имеется большая терраса, затянутая парусиной. Весь дом имеет вид комфортабелького и красивого помещения.

- А какова же его тяжесть в таком случае?..

- Он сравнительно не тяжел. Сделан он из аллюмнiiя, как мне объяснил один из слуг доктора.

- Но в таком случае в нем при нашей жаре можно задохнуться, воскликнул один из собеседников, Томсон, вытирая платком вспотевший лоб.

- Нет, гениальный инженер принял меры против этого. Вагонные стенки сделаны из двух параллельных обшивок, между которыми заключена целлюлоза, непроницаемая ни для тепла, ни для холода.

Разсказ о доме доктора вызвал одобрительные возгласы о стороны слушавших офицеров. Доктор своим появлением заинтересовал всех, так как приезд его нарушил скучное течение гарнизонной жизни в Орангабаде. 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вчера утром на большой дороге, между Низамом и Бомеем, появился дом - колесница таинственного доктора. Прибытие этой интересной личности взволновало всех окрестных жителей. Никто не мог сообщить, откуда появилось это невиданное чудо, но, судя потому, что вагон остановился у подножия холма Селлами, на вершине которого построен один из фортов Орангабада, видно было, что владелец подвижного дома особа знатная, пользующаяся расположением английких властей Индии.

Сейчас по прибытии вагона на место стоянки, из него вышло несколько служителей несших большие плакаты с крупными надписями на английском и на распространенному в Индии наречии урду или иидустани. Надписи гласили следующее:

Великий муж науки,
ДОКТОР БЕЗЫМЯННЫЙ,
безвозмездно дает советы всем в них нуждающимся, делая то, чего до сих пор никто не мог сделать и шлет вызов всему миру, не исключая и браминов.

Последняя фраза о вызове браминов, казалась всем индусам неслыханной дерззстью, и понятно, взволновало все население. Ведь брамины - это каста, сильнее и могущественнее которой нет. Даже гордое английское правительство часто во многом уступает браминам, а иногда даже и заискивает перед ними.

В Индии, среди массы религиозных сект, господствующими являются при религии: 1) Браманизм со своею троицей - Брама, творец мира, Вишну - хранитель жизни и Шива или Сива - разрушитель. 2) Буддизм, учение Сакиа Муни, прозванного Буддой, т. е. Просветленным. Догмат буддизма - признание свободной воли человека. 3) Магометанство - религия Магомета. Из всего населения Индии составляющого 272 миллиона, 18 милл. - браманистов, 55 мил. - мусульман и 12 милл. - буддистов. Все остальные мелкия религиозные секты составляют 16 миллионов.

Браманизм, господствующая религия, представляет громадное удобство для завоевателей, так как она запрещает своим последователям вооружаться и проливать кровь даже для собственной защиты. Это и служит причиной того, что Индия, в своем большинстве, представляет толпу людей преклоняющихся перед всякой вооруженной силой.

Воинственное же население представляют собой мусульмане, всегда готовые возстать для возвращения утраченной свободы.

браминов, для поддержания суеверия в народе и наоборот, ослаблять мелкия народности мусульман. В этом и заключается простая политика завоевателей-англичан в Индии.

Вследствие этого и казался странным вызов Безымянного браминам, любимцам вице-короля Индии.

Даже вызов был рискованным и в том случае, если б был сделан только в отношении к науке служителей Брамы, являющихся в глазах народа носителями истины, которые так старательно оберегают свой научный авторитет все свои тайны в глубине своих храмов и святилищ, впечатление от объявления доктора, вследствие всего этого, было страшное, поражающее.

Вся беднота, все обездоленные, эксплоатируемые кинулись на смелый призыв доктора, который решился вступить в борьбу с угнетателями.

К Безымянному стали приходить так называемые сусра - чернорабочие, тели - выжиматели масла, паи - цирюльники, кумяр - горшечники, агир - торговцы молоком, курми - мелкие рестьяне, кхумар - поденщики и только баниа - кшатрия - дворяне держались в стороне и выжидали,

Все приходящие находили радушный прием у доктора Беымянного, никого он не отпускал без помощи,

Больные получали лекарства, голодным и нищим он давал утоляющия голод пилюли, ревматическия заболевания лечил электричеством.

Легко вообразить себе, как велика была толпа народа, собравшаяся у дома так быстро прославившагося доктора. К вечеру же, когда в дело вмешались и брамины, известность таинственного доктора приняла еще большие размеры.

Вначале спокойные и не придававшие событию особенного значения, брамины стали негодовать и возмущаться, когда народ целыми толпами повалил к пришельцу и уходя превозносил величие и благородство человека, влияние которого стало грозить их собственным величию и славе.

Верховный жрец Орангабадской епархии, брамин Аитар, в сопровождение прислужников, державших над ним зонты и опахала, музыкантов и священных танцовщиц, отправился лично к холму Селлами и потребовал, чтобы Безымянный немедленно принял его одного, с глазу на глаз.

Ответ доктора гласил, что двери его жилища и его сердце открыты для всех, нуждающихся в нем, что с радостью он примет брамина Аитара, но двери своего домаине согласится закрыть даже на одну минуту, перед людьми, которые пришли к нему, хотя бы они принадлежали к сак последней, бедной касте. Из этого ответа брамин увидел, что доктор разрешает ему придти к себе, как и всем остальным и говорить с ним, как и другие, в присутствии всех.

Восторг бедных, презренных и обездоленных, вызванный словами Безымянного, был велик, но также велик был и гнев надменного и честолюбивого жэеца, который понял, что говоривший таким образом человек должен чувствовать за собой силу и потому Аитар не мог не согласиться на условия доктора.

- Ты слишком дерзко бросаешь вызов сьященной коллегии браминов! - начал говорить Аитар.

- Да! спокойно ответил Безымянный.

- Известно ли тебе, что смелость такая - неслыханная

- Да, об этом я слышал, - все с тою же беззаботностью продолжаль Безымянный - но едва только ваша каста начнет препятствовать моим желаниям, я, чтобы восторжествовать над вами, должен буду проявить эту смелость.

Жрец содрогнулся.!

до сих пор все трепетало.

- Не можешь ли ты высказать мне своих намерений? - после некоторого молчания спросил брамин..

- Я и не думаю скрывать их, ответил-Безымянный. - В 20 килом. отсюда около селения Эллора, в глубоких ущельях, есть высеченный из камня целый подземный город, единственный во всем мире.

В средине горы, пройдя целые ряды пещер и ходов, выйдешь к храму Кайласу со стройными башнями, залами, террасами. Переходы и галлереи высекались из цельного базальта.

Головы присутствующих благоговейно склонились при упоминании о почитаемой святыне.

- В храме этом, подобном своей недоступностью крепости, содержится вами взаперти, прославившийся своими добродетелями, знаменитый факир. Все его предсказания, все сказанные им мудрые истины народ узнает только через вас, и к нему вы не допускаете никого.

- Да, это так! Законы наши запрещают нам поступить иначе, так как факир Бэйлад помещается в седьмом круге мудрых и видеть его простые смертные не могут!

- А я то и хочу поговорить с этим самым факиром Бэиладом! с улыбкой проговорил Безымянный.

- Понимаешь ли, чего ты хочешь? быстро заговорил брамин, при наступившем гробовом молчании. - С ним говорить? это невозможно!

- Разрешить этого мы не в силах! ответил брамин, невольно опуская глаза под взглядом Безымянного.

- Ну, я съумею обойтись и без всякого разрешения! - энергично заявил доктор.

Все невольно вздрогнули. Человек из чужой страны хотел нарушить запрещение браминов.

Негодование душило Аитара.

- Нет, это не нужно, - спокойно возразил доктор: - Я только должен помешать вам идти против меня!

- Слушай же, продолжал дальше Безымянный, в упор смотря на служителя Брамы. Голос доктора был особенно отчетлив и повелителен: - Тебе неизвестны мои сила и мощество и потому ты противишься. Чтобы убедить тебя и всю твою касту, я покажу завтра вам и народу, насколько я силен! Священная колесница Вишну, называемая вами колеснний Ягернаута, завтра, в пятый день недели сингар, последует, для поклонения верных, ожидающих ее по обоим столам дороги, из святилища Эллора, где она находится по-пути от храмов к Орангабаду?

- Да!

- Ну так знай же, что я помешаю Вишну совершить торжественное шествие своей колесницы. Дом мой завтра будет стоять поперек узкой дороги от Эллора до Орангабада!

Многие из присутствующих, под влиянием суеверного страха падали на землю и ударяясь лбом в металлический паркет, посылали молитвы к милосердному Браме.

Доктор продолжал говорить:

- Это не будет святотатством, ибо сам Вишну захочет показать перед всем народом к кому из нас он благоволит. Бог будет решать этот спор, сам он для меня очистит путь в Эллора!

Видя на лицах окружающих выражение недоверия к своим словам, Безымянный, величественно подняв руку, и произнес:

свое к человеку, защищающему всех обездоленных, несчастных и слабых. Идите!

Все вышли из аллюминиевого дома доктора Безымянного.

- Как много нужно, - думал он, - лжи и обмана, чтобы облегчить участь этих несчастных людей, еще так далеко стоящих от свободы. Еще целые столетия пройдут, пока наступит царство просвещения и истины.

Слегка улыбнувшись и проведя рукою по лбу, будто отгоняя неприятную мысль, доктор сказал: - Следует сообщить, детям, что все идет, как они хотели. Безымянный прошел в соседнюю комнату и нажал рукою одну из металлических пластинок. В одном месте потолка открылось отверстие и из него спустилась на цепи камышевая корзина, сев в которую, доктор поднялся вверх. Пропустив корзинку, отверстие опять захлопнулось.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница