Божественная комедия. Ад.
Приложение I

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Данте А., год: 1321
Категория:Поэма

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Божественная комедия. Ад. Приложение I (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Прилагаемые здесь три исторические очерка заимствованы без изменения из перевода Филалетеса (ныне Короля Саксонского Иоанна) "Divina Commedia." Собственно это комментарии к XIX, XXVIII (а равно и к XIV песне Чистилища) и XXXIII песням Ада, и если бы не были так обширны, могли бы быть напечатаны в сносках к моему переводу. Я перевел их без сокращения, полагая, что для любителя Дантовой поэзии они могут показаться весьма интересными дополнениями упомянутых мест поэмы, тем более, что все три составлены знаменитым немецким переводчиком и комментатором Данта по весьма редким подлинным документам историческим. 

I. 

БОНИФАЦИЙ VIII. 

(К XIX ПЕСНЕ АДА).

Папа Бонифаций VIII умер в 1303 г., след. в 1300, в год замогильного странствования Данта, не мог быть помещен в аду. Однакож поэт, не желая оставить заклятого своего врага ненаказанным, влагает в уста Николая III будущее его осуждение. Краткий перечень событий в папствование Бонифация VIII покажет, что Данте имел полное право произнесть столь строгий приговор над этою замечательною личностию средних веков.

После двухлетняго междуцарствия, кардиналы избрали в папы благочестивого пустынника Пиетро ли Мороне, под именем Целестина V (в 1294). {Ада III, 58--60 и прим. и XXVII, 105 и прим.} Этот добрый, но слабодушный человек вскоре так сильно покорился влиянию Карла II Анжуйского, что, по его настоянию, возвел двенадцать иноземцев в кардинальское достоинство. Честолюбивый кардинал Каэтан Ананьи (будущий Бонифаций VIII), из гибеллинской фамилии, пользуясь неспособностию Целестина, употребил все средства, чтобы возложить на свою голову папскую тиару, и для того, с одной стороны, вооружал против Целестина кардиналов, а с другой - действовал на его тревожную совесть; говорят даже, что он через рупор намекал слабодушному папе, что само небо повелевает ему сложить с себя папское достоинство. Вместе с тем он съумел снискать себе благосклонность прежнего своего врага Карла II Анжуйского обещанием содействовать ему во всем, если Анжуйский доставит в пользу его избрания голоса 12 преданных ему кардиналов. Целестин, издав наперед буллу, в силу которой дозволялось папе слагать с себя тиару ради спасения души своей, отказался от папского престола, и Бонифаций был единодушно избран, на его место (в 1294).

до самой его смерти в столь тесном заключении, что ночью он преклонял голову на ступени того самого алтаря, на котором днем служил литургию.

Едва вступив на престол, Бонифаций предался душею и телом партии Гвельфов: старался всеми средствами дать Карлу II возможность завладеть Сицилией и льстивыми обещаниями приманил Карла Валуа в Италию, где он и принял столь сильное участие в делах Флоренции. {Ада VI, 64 и прим.}

Вскоре Бонифаций обнаружил всю необуманность своего характера. Узнав, что Альбрехт Австрийский избран в императоры римские, Бонифаций сам возложил на свою голову императорскую корону, сказав: "Я цезарь, я император; мне подобает право управлять империей." - Однажды, в день освящения пепла, он кинул освященную золу в лице генуезскому архиепископу Поркетто Спинола и воскликнул: "Помни, гибеллин, ты прах и вместе с гибеллинами, тебе подобными, разсеешься прахом!"

папского двора из Ананьи в Рим; а кардиналы Иакопо и Пиетро Колонна явно противились избранию Бонифация в папы. Раздраженный этим, Бонифаций издал в 1297 буллу с жесточайшими упреками против знаменитой фамилии: ею лишал он обоих кардиналов их достоинства и всего имения, объявив весь дом их до четвертого колена недостойным ни для какой духовной должности. Против непокорных был объявлен крестовый поход, при чем Бонифаций хитростию и силою завладел их замками в Компаньи ди Рома. {Ада XXVII, 61 и прим.}

Избегая преследований, многие члены дома Колонна нашли убежище при дворе Филиппа Прекрасного, короля французского. Этот монарх, прежний друг Бонифация, теперь, нарушив неприкосновенность прав духовенства отнятием их доходов, поссорился с папою, будучи поддерживаем в этой борьбе не только чинами, но и духовенством своего королевства. Вскоре вражда их дошла до того, что адвокат королевский, Вильгельм Ногарет, подал королю обвинительную грамоту, в которой уличал Бонифация во всевозможных преступлениях: святокупстве, волшебстве и ереси. Тогда Бонифаций призвал французское духовенство на собор в Рим для обуздания Франции в её злоупотреблениях по управлениям духовному и гражданскому; узнав же, что король запретил своему духовенству присутствовать на этом соборе, отлучил Филиппа и всех его соумышленников от церкви. Это заставило короля прибегнуть к насильственным мерам. Ногарет, Шиарра Колонна и др. враги папы прибыли в Италию и, сделав десант в Стаджии, между Флоренцией и Сиенной, напали на папу в Ананьи. В эту критическую минуту Бонифаций обнаружил необыкновенное присутствие духа: в полном папском облачении, коленопреклоненный пред алтарем, 86 летний старец спокойно ожидал заговорщиков; они же, будучи поражены невольным благоговением, не осмелились наложить на него руку, а только требовали, чтобы он явился на собор Лионский. После трехсуточного грабежа, произведенного ими в Ананьи народ, образумившись от страха, наконец освободил папу. Но гнев и страх до того потрясли его душу, что в Рими, куда он после того прибыл, вообразилось ему, что его держат в заключений в доме Орсини: после неудавшейся попытки к бегству, Бонифаций со всеми признаками помешательства заперся в своей комнате, где и найден на другой день мертвым (11 Октября 1303).

"Папа Бонифаций был весьма начитан в св. Писании, имел природный ум, славился великою мудростию и опытностию, обладая обширными сведениями и прекрасною памятью; но вместе с тем был горд, высокомерен и жесток к своим врагам и противникам. Отличаясь необыкновенною смелостью, он внушал во всех страх своего имени, возвысил значительно и увеличил доходы святой церкви. По его повелению, кардиналы мессер Гюильельмо да Бергамо и мессер Риккардо да Сиенна, великие знатоки прав и декреталий, издали, под его собственным иждивением (ибо и он был отличным знатоком канонического права), шестую книгу декреталий, служащую некоторым образом светом для всех прочих законов и канона. Он щедро награждал людей храбрых и ему преданных, сильно домогался светского великолепия и был весьма алчен до золота, не совестясь пользоваться всякого рода приобретениями для обогащения церкви, или своих племянников. В свое папствование он избрал многих ему преданных людей в кардиналы, в том числе двух своих племянников, которые в то время были еще очень молоды, и одного дядю по матери, а также 20 епископов и архиепископов из своих родственников и друзей в небольшом городке Ананьи; другим своим племянникам и их сыновьям, имевшим титул графов, он оставил огромные богатства." Hist. Villani, Hist. Fior. Libr. VIII. Cap. 64.

Знать эти подробности o Бонифацие потому необходимо, что об этом человеке, равно как и о многих событиях его жизни, очень часто упоминается в Дантовой поэме {Ада XIX, 53; XXVII, 7085. Чистил. XX, 87. Рая IX, 132; XII, 90; ХVII, 49; XXVII, 92; XXX, 148.}. Филалетес.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница