Божественная комедия. Ад.
Песнь одиннадцатая

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Данте А., год: 1321
Категория:Поэма

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Божественная комедия. Ад. Песнь одиннадцатая (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Божественная комедия. Ад. Песнь одиннадцатая

ПЕСНЬ ОДИННАДЦАТАЯ. 

Продолжение шестого круга, т. е. еретиков. Зловонные испарения, несущияся к ним на встречу, заставляют их замедлить шаг. Виргилий пользуется этою остановкой, чтобы дать Данте топографическое описание тех местностей, по которым им еще придется идти вместе. Им остается увидеть три круга. В первом из этих кругов (седьмом по счету) помещаются всякие самовольные нарушители законов; но так как существует три вида нарушения законов: против Бога, против общества и против самих себя, то и в круге этом три подразделения. Во втором круге (восьмом по счету) помещаются обманщики всех родов; в последнем - сугубые обманщики - изменники и предатели. Данте решается обратиться к своему спутнику с несколькими вопросами, как-то: "почему виноватые в любострастии, в гневе, в обжорстве, во всех видах невоздержания находят себе наказание не в адском пламени? или почему Виргилий находит ростовщичество нарушением закона против Бога? - Виргилий отвечает на все, одинаково опираясь и на философию Аристотеля, и на Священное Писание.

В конце высокого берега, образованного громадными разбитыми скалами, мы подошли к бездне еще более ужасной.

И там, вследствие невыносимого зловония, несшагося из глубины этой бездны, мы искали убежища за крышкой

"я служу темницей папе Анастасию, обращенному с пути истины Фотином 1).

"Здесь нам придется спускаться медленно, чтобы наши чувства хоть немного привыкли к этому ужасному зловонию; потом мы на него не будем обращать внимания".

Так сказал учитель. Я ответил: "поищи какого-нибудь средства, чтобы время не прошло для нас без пользы". Он ответил: "ты видишь, что я думаю об этом.

"Сын мой - продолжал он - среди этих скал помещаются три круга, все больше и больше съуживающиеся, подобно тем, которые ты уже оставил.

"Все они населены грешными душами, но для того, чтоб впоследствии тебе было достаточно только посмотреть на них, узнай, как и за что оне заключены.

"Несправедливость есть причина всякого зла, внушающого ненависть небес, и до этого достигают люди, творя зло другим посредством насилия или обмана.

"Но так как, обман свойствен исключительно человеку, то он еще более неприятен Богу; поэтому-то обманщики помещены глубже и подвержены еще большим страданиям.

"Этот первый круг весь переполнен насильниками; но он подразделен на три части, так как насилие может, быть отнесено к трем лицам:

"К Богу, к самому себе и к своему ближнему; я утверждаю, что насилие можно совершать или над их личностью, или над их добром, как ты сейчас поймешь вследствие очень ясного разсуждения.

"Можно сделать насилие над своим ближним, убивая его или раня его; можно отнять у него его добро посредством пожара или грабежа.

"Поэтому человекоубийцы, разбойники, поджигатели, грабители обречены на жестокия страдания в первом подразделении круга.

"Человек может совершить насилие над самим собою или над своим добром; поэтому во втором подразделении круга искупают свои грехи

"Все те, которые отымают у себя жизнь, которые проигрывают или бросают на ветер свое добро, и плачут там, где должны бы быть счастливыми.

"Можно совершить насилие против Божества, отрицая его в своем сердце, богохульствуя, презирая природу и её дары.

"Вот почему самые тесные подразделения первого круга запечатлевают одною и тою же печатью Содом и Кагор 2

"Обман, которым возмущается всякая совесть, может быть совершен как относительно тех, которые оказывают нам доверие, так и относительно тех, которые отказывают нам в нем.

"Этот последний род обмана разрушает узы любви, созданные природой; поэтому во втором круге заключены

"Лицемеры, льстецы, занимающиеся колдовством, подлогами, воровством, святокупством, все дающие лживые обещания, все пособники распутства и все загрязненные подобными гнусностями.

"Первым родом обмана забывается не только любовь, установленная природой, но и другая, которая присоединяется к ней и которая рождает доверие.

"Вот почему в самом тесном круге, в центре вселенной, где пребывает Дитэ, все изменники вечно страдают".

Тогда я сказал ему: "учитель, твое разсуждение вполне ясно и отлично объясняет эту бездну и души, обитающия там;

"Но скажи мне: те, кто заточен в смрадном болоте, те, кто вечно кружится в уносящем их вихре, те, кого неустанно хлещет холодный дождь, те, которые в постоянных столкновениях осыпают других отвратительными ругательствами,

"Почему они не помещены в царстве вечного огня, если они вызвали против себя гнев Божий? А если нет, то почему они осуждены на такия страшные муки?"

Он отвечал мне: "почему, против обыкновения, твой ум безумствует? Или твоя мысль, может быть, занята другим?

"Разве ты не помнишь то место, где твоя Этика 3) трактует о трех наклонностях, противных небу,--

"Невоздержании, лукавой злобе и скотской жажде наслаждений, и почему невоздержание менее оскорбляет Бога и поэтому возбуждает против себя менее порицаний?

"Если ты хорошенько подумаешь об этой истине, помня, что именно эти виновные искупают свои преступления вне этих кругов,

"То поймешь, почему они отделены от более виноватых, и почему божественное правосудие подвергает их мучениям не столь ужасным".

"О, солнце, излечивающее всякое близорукое зрение, ты делаешь меня столь счастливым, когда просвещаешь меня, что мне также приятно сомневаться, как и знать.

"Вернись назад еще раз и объясни мне, почему ростовщичество оскорбляет божественную благость, разсеки этот узел".

"Философия - сказал он - во многих местах учит того, кто ее изучает, что природа берет свое начало

"В божественном разуме и искусстве; и если обратишься к твоей * физике, ты найдешь на первых же страницах,

"Что человеческое искусство, насколько возможно, следует природе как ученик следует учителю, так что ваше искусство есть как бы внук Бога.

"Теперь, если ты вспомнишь книгу Бытия, то узнаешь, что вначале необходимо, чтобы обращались к этим двум источникам - природе и искусству.

"Ростовщик идет другою дорогою, он оскорбляет природу в её самой и-в искусстве, сопровождающем ее, возлагая свои надежды совсем на другое.

"Но теперь следуй за мною, потому что я хочу идти. Знак "Рыб" уже всплывает на горизонте. Колесница уже совсем подошла к Кавру 4).

"А далее - виден спуск со скалы". 

1 на панский престол в 496 году, а современник его, император Анастасий I, избранный пятью годами позже. Самый факт впадения в ересь Анастасия совершился в Константинополе, а не в Риме. Данте был введен в заблуждение летописью брата Мартина Польского.

2) Город Кагор во времена Данте изобиловал ростовщиками.

3) Т. е. Этика Аристотеля.

4) Поэт предпринял свое путешествие в ад в Страстную пятницу 1300 года и из самого начала второй песни мы знаем, что уже начало смеркаться; потом он отметил наступление полуночи. Теперь Виргилий говорит о наступлении разсвета. Солнце находилось тогда в созвездии Окна и созвездие Рыб предшествовало появлению солнца; наконец Колесница, т. е. Большая Медведица приближалась к той части горизонта, откуда дул Кавр, т. е. северо-восточный ветер.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница