От моря до моря.
Бирма.
II. Мульвен.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Киплинг Д. Р., год: 1890
Категории:Путешествия, География, Повесть

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: От моря до моря. Бирма. II. Мульвен. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

II.
Мульвен.

Этот небольшой город расположен на берегу реки и весь состоит из легких бамбуковых домиков, покрытых пальмовыми листьями. Главными его обитателями являются слоны, свободно в нем хозяйничающие, но так благоразумно, что приносит только удовольствие и даже пользу местному человеческому населению. От этого город и назван "Слоновым".

У самой пристани мы видели несколько слонов. Одни из них работали на лесных складах, между тем, как другие были заняты втыканием высоких жердей в береговой грунт; очевидно, требовалось устроить какую-то изгородь, на что эти умные животные большие мастера.

Несколько пассажиров, в том числе и я, пользуясь стоянкою парохода у пристани, вышли на берег, прошли между рядами вежливо разступавшихся слонов и поднялись на гору, к пагоде, которая, как во всех буддийских странах, оказалась таким же соединением множества мелких храмовых зданий в одно.

те же живописные пестрые наряды, поражающие яркостью красок. И чем ближе к пагоде, тем больше встречалось женщин с детьми и без детей. Кажется, в этой стране женщины только и делают с утра до вечера, что ходят в пагоду, хотя, на самом деле, как я слышал от близко знакомых с местным бытом, оне очень трудолюбивы, отлично ведут хозяйство; сами прядут, ткут и шьют свои оригинальные наряды. Но я попал в Бирму как раз во время одного из самых больших празднеств в честь Будды, справляемого преимущественно женщинами, чем и объясняется сделанное мною наблюдение.

Пробираясь по живому цветнику, между степенно шествующими слонами и крошечными одноколками, запряженными лошадками, не больше крупных баранов, мы поднялись по ряду ступеней на гору и остановились в некотором разстоянии от пагоды, представляющей, так сказать, исполинский букет раззолоченных и раскрашенных в живые колера каменных цветов, - здесь вообще все так же красиво, как цветы, - и невольно залюбовались на эту своеобразную картину, окруженную высокими, стройными пальмами. Ветер шевелил множество бронзовых колокольчиков, унизывающих фигурные карнизы храмов, от чего получались своеобразные нежные звуки, ласкающие слух.

Потом мы поднялись выше, на площадку перед храмами, и стали обходить их кругом среди молящихся перед входами женщин. На каждом повороте стоит по колоссальному бронзовому колоколу, обвитому цветочными гирляндами, приносимыми молельщицами.

Особенно хорош маленький боковой храм, красный с золотом. Из глубины его смотрит великолепная золотая фигура Будды. Лицо великого основателя одной из наиболее теперь распространенных на Востоке религий дышит невозмутимым спокойствием духа, отрешившагося от власти плотских страстей. Стены вокруг этой величавой фигуры покрыты изображенными бойкою кистью сценами из жизни Будды. Главная из них рисует "Мага-Маджу" (Великую мать), кормящую грудью своего младенца Сакия-Муни, т.-е. Будду. Головы матери и младенца окружены сиянием.

Нижний ярус главного здания пагоды, снаружи украшенного скульптурными фигурами разных символических чудовищ, разделен на четыре части. Везде исполинския гипсовые фигуры, перед которыми горят свечи, слабо мерцающия в проникающем сквозь окна потоке солнечного света. Всюду толпы коленопреклоненных молельщиц. Служба еще не началась, поэтому духовенства не видно; она начнется позднее, когда нам нужно будет уже вернуться на пароход, идущий дальше.

"дьявольскую" выдумку. Я ограничивался одним внедрением себе в память того, что видел вокруг себя в этих странах "Восходящого Солнца".

Спустившись снова вниз с горы, я бросил последний взгляд на развернувшуюся передо мною дивную панораму, центр которой составляет коллективная пагода, рельефно рисующаяся своими выступами, фигурами и колоколами на фоне лазурного неба. Зеленая гора с увенчивающим ее резным, пестреющим разными красками святилищем, вокруг которого теснятся перистые пальмы и кипит пестрое человеческое море. Внизу - живописный город, где свободно шныряют слоны среди живых букетов ярко разодетых обывателей. Далее - река с пыхтящими пароходами. Слышится шелест пальм, звон колокольчиков, гул толпы, прорываемой серебристым смехом. Временами в вышине проносится нежная симфония тонких металлических звуков: это ветер зашевелил безчисленными бронзовыми пластинками, украшающими, в виде листьев, верхний карниз главного здания пагоды. Я раньше их не замечал и разглядел лишь тогда, когда оне заиграли, приведенные в движение дуновением эфира. Да разве все это может воспроизвести какой бы то ни было фотографический аппарат?

Вернувшись на пароход, мы запаслись огромными спелыми арбузами, которыми было наполнено множество лодок, точно рой мух облепивших наше судно. Арбузы оказались замечательно сочными, ароматичными и поразительно дешевыми. В здешней стране это одно из самых лучших и приятных средств для утоления томящей жажды.

Когда мы стали отчаливать от берега, работавшие на нем слоны проводили нас оглушительным гудением. Должно-быть, этим путем они выражали свою радость по поводу удаления непрошенных гостей. И только здесь, на борту парохода, любителю-фотографу удалось снять группу этих интересных четвероногих исполинов. Фотограф уверял, что лишь только он наводил на них аппарат на берегу, вблизи, как они тотчас же убегали прочь. Неужели у них до такой степени развита чувствительность, или это была простая случайность? Сколько мы ни ломали головы над этим интересным вопросом, но так и не могли разрешить его.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница