Отдых Седьмого дня.
Действие второе

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Клодель П., год: 1896
Категория:Драма


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ 

Полная тьма. 

Император

А! а! О, о!

Где я? Где?

Поглощенный,

Бездной всосанный, внедренный. Тьма, чернея,

Паутиной

Облепила мне лицо. Я слился с ее безмерностью.

Где я? Где я? Ничего.

В плотной мгле

Нет ни права, нет ни лева... Где здесь верх и где здесь низ...

Сзади, спереди

Ничего... И тьма, чернея,

Не растет и не редеет. Больше нет пространства,

Больше нет времени,

Тьма целиком омыла меня!

Я нигде, и высота бездны над головою моей.

Где я? Где?

Заблудившись, затерявшись,

С тьмою слитый, я не знаю, где идут мои шаги

Нет ни зги... Ищет глаз и не находит

Безразличье... Пустота...

Тот, кто здесь, тот вечно бродит...

А! А! Привет тебе, дно мира! Привет тебе, корень земли!

Привет тебе, основа тяготения!

Привет, обиталище мертвых! Волею сияющего неба,

Живой и облаченный в крест тела своего, низошел я к тебе,

Чтобы изведать тебя в законах твоих и в управлении твоем,

Чтобы вернуть мир племени человеческому и племени звериному

Сокрушив безбожие неведения нашего.

Я правлю царством, владея знанием и серединой.

А! А! Не оставляй меня так - одиноким и потерянным!

Я не один из твоих, обиталище! Но я Император живых

и как гость прихожу к тебе.

Я плюну на землю и, взяв на палец грязи этой темницы,

прикоснусь уха моего. 

Он кладет землю в уши свои.

Звучат

Слова

Шурша, спеша.

Без уст, без лиц.

Как те, что шепчет дух во сне.

Не пустынное это место, но полно скорбящих душ.

В глубине души я точно слышу стон,

Точно множество далеких сиротливых голосов.

А! А! Где я? Где я?

Я слышу

Рыданье, точно кто-то плачет. Я слышу крик,

Точно убивают кого-то...

Ужас охватывает меня, мне страшно.

Я буду тоже говорить. Я буду громко говорить,

Есть ли здесь кто, кто понимает язык живой? 

Мать

А! А! И ты пришел сюда, сын мой? 

Император

Кто говорит мне? 

Мать

А! А! 

Император

 

Мать

А! А! Это ты, сын мой?

Император

Кто-то сказал: это ты? - Кто ты?

Мать

О дитя мое! О мой мальчик! Мой первенец!

О царственное дитя мое - я мать твоя.

Император

Во тьме приветствую тебя, мать моя,

Я ничего не опустил. Я исполнил священный долг сыновий.

Я держал пост. Я соблюдал траур.

Имя твое занесено в таблицы, и я исполнил все обряды и жертвоприношения.

Мать

Дитя мое! Дитя мое! Увы! Увы! А! А!

Император

Что значат эти стоны?

Мать

О, дитя мое, это я в болезнях родила тебя,

Старое связуя с новым.

День! День! Сын мой!

Это я дала его тебе. Отдай его мне. Возьми меня,

возьми меня, чтобы снова могла я жить и видеть.

Император

(Молчание)

Что шепчешь ты надтреснутым голосом?

Мать

Да, это ты. Я узнаю тебя,

Как слепая сука, обнюхивая щенят своих.

Император

Ты не можешь меня видеть?

Мать

У меня нет глаз!

О сын мой! Я здесь и меня нет здесь. Я навсегда погибла!

Я поглощена, низвержена, кинута в бездну,

Потеряна, стерта в колодцах опрокинутого неба.

Здесь ночь всемирного дня, здесь тень вечного света.

В прозрачном мире, лишенном грани, маюсь я и блуждаю.

Император

О ты, которая отдала мне часть своей плоти! О мать костей моих, ты ли это?

Мать

Дитя мое, ты ли это?

Император

О ты, которая даровала мне тело мое, неужели ты обратилась в ничто?

Мать

Вот - я узнаю плоть свою.

Император

Мать

О дитя! О сын! О сын мой, которого породила я! О горе!

Император

Разве нет спасения? Разве нет надежды?

Мать

А! А! Где же? Где же

Она? Где же свет, чтобы видеть?

Здесь нет света, дитя мое, здесь нет времени!

Нет времени! Нет конца! Нет меры!

Император

Ужас охватывает меня, когда я слышу тебя говорящей в слепоте

твоей, о существо, лишенное тела, о мать моя, о дух!

Горе нам! Разве нет спасения? Все ли низойдем мы в этот безвозвратный мрак?

Мать

Вечное неведение разделяет нас.

Император

О, я не буду колебаться в духе своем, я не дам смуте охватить

себя, подобно человеку, потерявшему дорогу.

Я утверждаю здесь в глубине могилы, в сердце этого

черного обиталища,

Сущий в ночи и сущий в призраках!

Я утверждаю и клянусь, что во всем пространстве неба

Вместе с вечностью есть Справедливость, точная, непостижимая,

Предвечная, неразделимая с самой сущностью.

И она весит самое себя во всех вещах и ничто не ускользает

от меры ее.

И тебе, мать, это место было назначено не случайно.

Мать

А! А! Я не совершила никакого преступления!

Знай, что я не нарушила ни одной заповеди,

я была добродетельна, подобно женщине из Кина.

Скромная и молчаливая, я соблюдала пять указаний.

Я была ласкова к наложницам и жила в страхе мужа своего.

Увы! Что может делать женщина? Ей искалечили ноги,

И она не может стоять сама и ходить, и живет

властью другого, подобно животному на привязи.

Моя жизнь!

Я умерла старой, но сколь краткой представляется она!

Краткой и лишенной счастья. И вот место мое навсегда.

Слепая, брошена я в это слепое место, и жизнь моя слепота.

Император

Слепая?

Мать

Император

Я не чувствую этого света.

Мать

А между тем ты в той же тьме, а не иной, чем я.

Но я была судима и осуждена беспощадным приговором!

И вместе со мной все то множество, стоны которого ты слышишь вокруг себя. И нас много женщин и детей, которые, открыв глаза на солнце, не знали иного света.

И теперь без глаз, без рук,

В стране без возврата, в пространстве без края,

В дне вечного мрака, без ночи, без завтра,

Со стоном взывая: "А! А! Где я? Где я?".

Подобные нищим, дрожащим от холода,

Мы ищем, мы ищем

Исхода для нашего голода.

Император

Я не слышу слов, которые ты мне говоришь.

Император Мертвых

Согласно воле своей может распоряжаться своим царством.

Меня же само небо высокое и широкое

Воздвигло Императором Живых, дабы я правил в мире, охраняя их от страха и от вражьей руки.

Поэтому я низошел сюда,

Ибо подобно фазану, перелетающему через ограду, чтобы клевать зерно бедного земледельца, подобно обезьянам,

Мертвые возвращаются на землю в нечистоте своей, смешиваясь с нами.

Докучливый властитель здесь.

Мать

Есть между нами плохо умершие, и не находя себе места,

Они приходят на запах вашей пищи и вашего очага.

Другие вместе со злыми духами удалились в развалины и пустыни.

Подобно смеху, который звучит рядом,

Ваши голоса тревожат наше успокоение.

Император

Успокоение?

Мать

Сосредоточию нашего сердца на муках наших.

Император

Как оградить наш порог?

Мать

О сын мой, у меня нет власти здесь.

Император

Я дойду до самого Императора Мертвых.

Кто есть здесь, чтобы принять меня?

Потому что, когда Король или Правитель области является в мой дворец,

Я посылаю служителей моих к дверям, чтобы они вели его.

который проникает во внутренние покои.

Мать

А! Сын мой, кто-то здесь.

Император

Кто?

Мать

А! Звери ночи перемешаны с нами.

Император

О каких зверях говоришь ты?

Мать

О зверях, которым вы поклоняетесь в своих земных храмах, питая их.

Они лютее тигра, могильнее насекомого, угрюмее рыбы.

Их изображают рычащими в судорогах и бешенстве, и Будда улыбается посреди Них.

Сердце их пусто, как гроб, в котором сама смерть умерла,

позор и холод идут перед ними, подобно их дыханию.

Нестерпимое бешенство не дает им покоя.

Они мечутся подобно бешеным собакам. Вот те звери,

о которых я говорю.

Знай, что мы живем под властью безумных.

А, а! он

Он здесь?

Император

Кто?

Мать

А!

Молчание.

Мне холодно!

Я чувствую какой-то ужас, какие-то испарения захватывают мое дыхание!

Я вижу

Что-то,

Что чернее черноты,

Темнее моей слепоты.

Какой-то холод

Ползет по моим членам, какое-то оцепенение охватывает меня.

Меня охватывает отвращение, точно смерть плывет на меня.

Демон смеется.

Демон, это ты?

Я понимаю, почему ты смеешься!

Ибо нечто преступное, что живет во мне, подымается.

Я чувствую новое мне неведомое. Здесь ли ты, служитель Императора Преисподней?

Это ты, изверг?

Демон

Я здесь.

Император

А, а! Ужас этого слова! Снова жгучий холод, как палец в прянувшее тело.

Неведомое мне попустительство

расслабление не противится.

Народ преисподней, Дух Присподней толкает и вопит.

Дух зверства и убийства, дух грабежа и обмана.

Дух сладострастия и дух алчный, дух жестокости, дух безумия и неистовства!

Меня втягивает! Меня корчит и подымает.

Сорвалось нечто преступное, что живет в глубине меня самого.

Демон

Как называешь ты этот дух?

Император

Я называю его духом кощунства!

Демон

Хорошо. Вот уже новое слово преподано тебе.

Император

Я запомню это. Я сдержу подлый крик.

Ты меня не соблазнишь. Плоть

Возбуждается женщиной, и подобно ей она любопытна,

труслива и изменой предает спящий дух.

Но царь и законодатель спит сидя.

Человек, которого держат, не упадет. Не легко тебе расшатать ключ свода.

Я жив, Демон, и нет у тебя власти надо мной.

Я Император живых, и я низошел сюда

Демон

Ты искал кого-нибудь,

Кто бы показал тебе внутренность обиталища.

Я здесь.

Император

Кто ты?

Демон

Я дух могильщик. Я восприемник умершего.

Я готовлю место,

И ведя его туда, наставляю о положении, которое уготовлено ему.

И подобно мастеру, кончающему начатую работу,

Я завершаю с ним горькое Знание.

Ты говоришь - да? Ты хочешь узнать урок, который я даю?

Император

Скажи.

Демон

Дух зла рожден в каждом человеке, который рожден.

И вначале, уступая неизведанной сладости,

Творить злое, он падает: такова первая ступень,

Создается привычка, и на второй ступени,

Установленной в его сознании и в его воле,

Он грешит, зная, что он делает. И эта ступень называется:

И вот третья ступень: и тот, кто достиг ее -

Зрелый среди людей и ему больше нечему научиться от меня.

Он достоин более низкой обители:

Зло

Больше не доставляет ему радости, больше не приносит ему выгоды.

Но этот человек делает зло по любви и, познав зло, он

избрал его, слив сердце свое с нашим сердцем.

Император

Что есть зло?

Демон

Ты хочешь этого? Узнай же черные тайны!

Представь себе, что некто доверил тебе золото: этого мало.

Представь себе, что он отдал бедняку

Свою единственную дочь в жены и что он отдал ее в публичный дом. Но этого мало.

Предположи,

Что человек таинственным образом

Передал тебе свою собственную жизнь. И все же

это меньше, чем следует понимать.

Знай, что Владыка Небес создал тебя, дав тебе свой образ.

Император

Кто Владыка Небес?

Демон

Единицей, подобно тому, как сущность пребывает в своем свойстве.

Он есть, и его существо не различествует с его бытием.

Пойми же причину зла и источник нашей радости.

Император

Зло есть то, чего нет.

Демон

Тварь,

Узрев сущность, порученную ей, овладела ею,

И поставила самое себя конечною целью.

Таково было первое нарушение и первое преступление.

Я дерзнул! Перед лицом Божьим я совершил бесстыдное деяние.

Поэтому мы предоставлены самим себе, здесь!

Нами первый человек был посвящен в преступление.

Он умер, и из смерти его родились тьма тем <?>

Семя зла заложено в вас вместе с алчбой пищи, радости и

мудрости ваши те же, что и наши;

И ваше обиталище противопоставлено нашему.

Император

Разве нельзя исцелить, нельзя исправить?

Демон

Возможно ли тебе равняться с Богом. Может ли раб

Нечто из самого существа Божия похищено и

Кто отдаст Бога ему самому?

И как Единому искупить грех Всех людей?

Император

Разве он несправедлив? Горе! Матери моей в этом скорбном жилище.

Демон

Знай, что здесь нет невинных.

Как отрезанный член не прирастает к кости, также познай, что между небом Святых и Адом существует разделение неисправимое.

То, чего ищут эти неведующие души,

Не выход, а дверь в зло более черное,

Ибо каждая, выйдя из тела своего, избрала это место,

И, устроившись, приросла к нему, как ребенок к груди матери.

Император

Я знаю одно: я живу! Я живу!

Губы мои влажны, и на своей руке я чувствую дыхание ноздрей моих.

Значит область живых различна с вашей, откуда же у нас этот ужас прикосновения мертвых?

Значит есть черта, которую вы переступили, и если Небо

дозволило это... -

- Я потерялся... Я ищу как слепой ощупью пальцев.

- Отвечай,

Демон

Да.

Император

Но есть по крайней мере одно зло, которого боится всякий живущий: страдание.

Ему дано страдать и указание это не случайно:

Им он может познать и исправиться. Отвечай!

Я знаю, что страдание существа здесь.

Демон

Это место - место наказания, и указание, им даруемое,

только увеличивает его.

Император

Через наказание я постигну вину. Через вину я постигну закон.

Я хочу знать! Я хочу коснуться.

Демон

При этих словах мы спустились ниже.

И теперь мы во втором круге, там, где огонь наставляет нас своим свойством.

Император

О каком огне говоришь ты?

Демон

Об огне без пламени и дыма! Это не пламенеющее крыло огня!

В горах огонь дровосеков, ее городах, пылающие здания,

подобно восходящему солнцу

Извергают ветры искр и дыма, и бесчисленные

Лица толпы озарены как золото.

И жар его более жесток, чем дыхание горна, более неумолим, чем Солнце в Августе, когда достигнув притина Неба

В море слышит оно молнии и с землею сливает его в одном ослепительном объятии.

Убивает и душит этот огонь! Не имеет влаги пот, им рожденный, и знай, при одном запахе его ты расплавишься, как если бы ты был восковым! Он зовется огнем Наказания, и я объясню тебе его природу, если хочешь.

Император

Говори правду.

Демон

Узнай об огне, каково его действие: он разобщает, он

приобщает, возвращая воздуху - воздух, земле - пепел.

Поэтому сравнивают его с Познанием, со Справедливостью -

чистой, точной, ненарушимой.

Про него говорят, что он берет и поглощает,

подобно тому, как пищу, которую варят огнем, сердце

Претворяет в мясо, кости, жир, кровь и слезы.

Он уничтожает то, что имеет его, и из того, что

уничтожает, родит зной и свет.

То же, что не может питать его, подобно железу,

делает тягучим и мягким.

А то, что не может сделать мягким, он прокаливает.

Постигаешь ли ты, что я говорю?

Император

Да.

Демон

Он не отнимает у них то бытие, которое дал им, и для волений его нет раскаяния.

Самого себя любит он в них. В твари, которая сознает, он узнает себя.

И так как тварь, нераздельная с ним по сущности и в то же время сотворенная его действием из ничего, в корне своем зависит только от самое себя,

То он, склоняясь над ней, неволит

Подобно пламени порхающему над сухим деревом

в трепете чувствует присутствие его.

От дерева возьму я свое уподобление.

Согласно смыслу знака вашего "Восток", Солнце

Вызвало дерево из Земли властью Лика своего.

К небу простирает дерево ветви свои, а корни внедряет в землю.

Чем выше оно растет, тем шире распростирает свои множащиеся руки.

Ибо! Ах! Солнце, достигая лета и притина своего,

Развертывая листья, подобно руке, которую разжимают, неволит его г отдать свои цветы и плоды.

Тем дальше, тем проникновеннее, тем глубже корни

Должны искать, вникать, расти, рыть, щупать, спускаться,

тем недоступнее, как рука, простертая от уст,

Будут они высасывать жар и вино земли.

Когда же оно достигнет роста своего, придет дровосек и

срежет его, и лишь только отделится оно от земли,

Постигаешь ли ты это?

Император

Я слышу. Я понял.

Демон

Таковы требования Бога. Так устами припадает он к твари своей.

Ибо, сотворив ее, не мог сотворить иначе, как для самого себя, и

Согласно своему изволению и закону.

Это и есть написанное в книгах: "Один огонь жжет в трех пределах".

Это тот же огонь, что питает вас в жизни,

Он слава и слиянность блаженных в небесах,

Он же муки и ожоги геенны.

Перед лицом Божиим воскликнул я "Нет!" в день раскола.

Сердце обратив на самого себя, я не дал согласия своего.

Поэтому расплата постоянна, как и вина.

Ибо согрешив вне времени, мы согрешили без грядущего.

Действие пребывает.

И знай, что требования Господина не изменились.

Такова жажда и голод наши, такова пустота, которую ничто не может насытить, и поэтому подобно земледельцам,

Живем мы среди вас, дабы жатва колосилась и

Птицы не клевали нашей казни - нашего хлеба.

Поэтому отчайся и богохульствуй! Познай

То богохульство, что подобает тебе, и то, что для

изучения его время тебе дано безмерное!

Император

Ты не ответил мне всего. Яснее разъясни казнь, которую терпят здесь.

Демон

Размысли же о том, что скажу тебе.

Вас создал Бог такими же, как и нас, и со согрешивших

подобно нам, взыщется тоже.

Тело и душа ваши созданы по образу и подобию Его.

На вас, отделенных от Бога, возложено было поддержать

непрочную связь.

В ваши руки была предана земля, а также все то вещество,

из которого вы были созданы.

Земля рождает в труде, а женщина в муках.

Не имея никакой конечной цели кроме самих себя,

подобно сыну, отец которого умер,

Вы должны жить на свои собственные средства и

поступать за свою собственную ответственность.

Познай же требование Господа и пустоту, что он оставил вам заполнить, почивши.

Из овощей и плодов, из семени растений, из мяса животных, из сахара и соли,

Точно так же, подобно питательному соку, повсюду ищите вы рассеянных частей вашей радости,

Живущей самообольщением.

Так на самих себя вы радуетесь, и это вина сверх вины, Наказуемой здесь в этом втором круге.

Ибо призыв пребывает, и у вас нет возможности услышать его. Пламя же, которое вы не можете больше питать, обращается на вас.

Император

Плоть страдает ли вместе с душою?

Демон

Человек создан из плоти и духа. Согрешив весь, весь он наказан.

Император

Лишенный тела, как может он страдать телесно?

Демон

Наказание - одежда ему.

И более: знай, что в последний день он обретет свое тело.

Император

Какова природа этой казни?

Демон

Ужас быть любимым, ненавистно быть преданным Всененавидимому.

Осужденный, будучи тварью Божьей, против себя самого обращает ненависть.

Ибо есть два вида казни: дух сам налагает себе первую,

и вы зовете ее мукой духовной, а вторую

Независимую от вашей воли, называете мукой телесной.

Облачен ли осужденный в плоть свою или нет.

Император

Возмездие не есть ли

Наложение, наказание, противоположное совершенному преступлению?

Демон

Кто беднее скупца? Кто более унижен, чем завистник?

Зло, коренясь, растит возмездие.

Император

Могу ли я узнать что-нибудь об этом месте, где я теперь?

Демон

Можешь ли ты видеть очами духа?

Знай, что если бы плоть твоя могла ощущать пламя,

в которое она погружена, она распалась бы прахом.

Это первый круг Огня, называется кругом Кипения.

Император

Почему?

Демон

Воду, которая наполняет это место, пламя осужденных

движет двойным током.

Человек, предоставленный самому себе, припадает

к своей же сущности.

Но, почувствовав себя поглощенным, он простирает руки и ладони рук

Таков двойной водоворот: себялюбие и жадность.

Император

Он един?

Демон

Ни один человек не подобен другому; ни один грех не подобен другому; ни один не наказан подобно другому;

Напиши это на стенах пагод, в которых поклоняются нам!

Скупые душат:

С горлом, сдавленным судорогой, ногти вонзив в ладони,

стиснув зубы,

Корчатся они и не могут извергнуть золотого яйца из своего чрева.

Здесь не то, что в твоем мире, здесь каждый получает

Согласно своим способностям.

Блудники связаны одни с другими, смешаны в кучу одну,

как размякшие трупы, как жир, который тает и течет.

По два, по три,

По десяти, по тридцати, гроздьями, как жабьи бородавки,

Кишат они в кипящей ночи, разлагаясь в жестоких судорогах.

Обжоры голодны. Завистники иссохли, жаждут, и слезы их как уксус.

Ленивцы спят в кошмаре и не могут пробудиться,

А гордец одиноко вбит в землю, подобно посаженному на кол.

Колени его вывернуты и движения заплетаются.

Или распростертый крестом, выносит он тяжесть своих рук.

Или в молчании силится приподнять голову на сломанных позвонках.

Но подошва его ноги живет и тонкое жало точит и разъедает ее.

Но зачем не нужные образы, когда все объясняет огонь?

Ибо, как боль с точностью находит и гложет страдающий нерв,

Так осужденного преследует неуловимый огонь.

Император

Увы! Увы! О горе! О жестокость!

А между тем там наверху час, которым

День связан с ночью и видно из города, как

солнце садится за могильники.

Люди и деревья в горне сияния его кажутся тонкими и малыми;

Лодочник, который моет вечерний рис, точно в червленый диск

опускает свои руки и свою корзину;

Зажигаются в городах огни и в небе звезды,

И луч их так четок и тверд, что рыбы

выскакивают из воды, чтобы поймать его.

Племя людей! Слушай голос мой под полями в глубине земли!

Мы же, умерев, должны жить.

И подобно рису, прорастающему сквозь отверстия мешка,

Неискоренимое племя мертвых, изливается сюда, как река,

вышедшая из берегов.

Во мраке ждет нас жало вечных мучений.

Ни один не убежит! Где весло, где крыло, чтобы бежать?

Где оружие, чтобы освободитья?

Кто чист, кто свят? И когда мы мыслим быть такими,

где знание наше? И грех нашего рождения пребывает.

Враг в нас. Он движет, останавливает нас.

Как в темной комнате к тлеющий углям - глаза,

так сердце наше обращается ко злу.

Как женщину с бессильными ногами, безумный ветер качает нас.

Мы отмечены, сосчитаны, преданы и осуждены.

Поэтому и веселье свадебного пира прерывается, и радость

отца с раскрытым ртом созерцающего своего первенца!

Единственное средство - не зачинать, пресечь источник жизни там, где одно тело начинает становиться двумя.

Поэтому вы, которых постигло несчастье родиться,

Дорогу мертвым! Настежь двери и затворы! Принимайте

В то время как они щупают и обнюхивают, подобно слепцу,

Который, найдя брата своего в иной одежде, узнает и не узнает его.

Демон

Теперь довольно тебе этого знания?

Император

Колени подгибаются подо мной: на вые бремя, что ломит меня.

Демон

Хочешь ли ты знать до конца? Хочешь ли знать до каких пределов простирается рука мертвых?

Император

Я хочу.

Эти темные души грешили не ведая. Поэтому здесь и нет света.

Демон

Как собака на сало, на приманку бросились они, и крючок впился в их желудок.

Причина этого голода чувств, я объяснил тебе - рука, что берет.

Но человеку вреден дух и вместе со зрящим глазом - понимание:

Имая он понимает.

Вспомни, что я преподал тебе: Человек,

Себя самого ставя конечной целью, тем менее может найти себе удовлетворение.

Тем теснее прилепится он к первопричине своей, через которую существует

в качестве человека - отдельным среди множества.

Такова работа бессознательного; но в человека

вложено сознание для того, чтобы посредством его

И в конце конечного бесконечное, связано оно с причиной бесконечной.

Есть утоление чувству, но скупец всегда голоден.

И так как плотью человек становится человеком,

то и с нею он связан.

Те, которые здесь созерцатели Плоти.

Здесь начинается Противознание, здесь явлен Черный Свет!

Император

Могу ли я видеть их и говорить с ними?

Демон

Ты не можешь проникнуть в их твердую область.

Как морское дно в своей броне, как кораллы,

заточены они в собственном камне.

В самом веществе, в толще первозданных скал обитали они.

Они мозг костей Адовых, и Ад дал им место в самых костях своих,

В основе своей, в усесте своем

Всех вещей, что существуют весом, телом и мерой,

Изучают они законы, соотношение и свойства

И не сознавая различие свое с веществом,

В него же вросли они, обладавшие своим бесплодным знанием -

так срощены они с камнем.

тела своего, есть то, что они знают.

Там пекутся они вечно.

Так двойное устремление их сердца обратилось на них.

Вещество возлюбили они, и они в нем

Сами себя обожествили, и вот скрюченные, с

Членами подогнутыми и слившимися с телом, подобные

листьям в почках, подобно зародышу во чреве матери.

Они сами владеют и душой и плотью своей

И в свете искомом им не отказано; вот она брезжит зарей!

Император

Какой свет?

Демон

Это не высшее солнце, при свете которого

Глаз, пронизывая пространство, читает Небо и Землю!

Нажав пальцем глаз, ты видишь, как во внутренней ночи

появляется сияние.

Сон кишит видениями.

Колдун, окоченевший в своем мрачном ясновидении,

Сквозь стены и пространство может достигнуть

указанного ему предмета.

Подземный огонь освещает внутреннее зеркало.

Они живут в непроницаемой пустыне, где Огонь - лед.

Толща камня, в которой души эти замкнуты,

Подобно фарфоровому кирпичу, который становится сияющим

и прозрачным от чрезмерного жара горна,

Более или менее освещена огнем, проникнута этим

кощунственным светом.

Такова область обратного познания, область

конца, обратившегося к причине с вопросом:

"Как?"

- Теперь довольно. Не спрашивай больше о том,

Чего ты не в силах вместить, о сокровенных

тайнах, скрепленных не нерушимыми печатями.

Под страхом смерти!

Под страхом, что пораженный немощью, ты

уступишь словом, что я преподал тебе.

Под страхом, что душа твоя умрет!

Под страхом, что сердце твое убьет тебя,

Как умирают при молниеносном свисте

Ибо безусловное открою я тебе.

Я вложу палец твой в сердце, в тайны беззнания нашего,

Святая-Святых Адовых, Рая Ненависти.

Император

Я хочу этого.

Разве во имя свое я пришел сюда. Разве первый я обратился к вам?

Сидя на четвероугольном троне, как старец,

который из дома своего через два ряда окон

Видит границы полей, одесную и ощую себя видел я всю землю,

Плодоносящую в пределах моего благословения.

Это вы пришли смущать нас подобно докучливым

просителям, хватая нас за подол одежды.

Поэтому я - Царь, Первосвященник, Отец.

Я спустился сюда, чтобы вопросить вас о причине и узнать истину.

Теперь козни твои не страшат меня: лучше усугублю боль, Чем вернувшись к своим, поднявшись к детям, делить их горький хлеб,

Приму обвинение в том, что обманул их.

Демон

Я... Я... Там. А, а, Сатана.

Мне страшно! Я трепещу! Я как человек, которого относит резкий ветер. Мой дух смущается и колеблется, он бунтует, он покорен.

Это он! Я не могу вести тебя дальше.

Отвечай. Его здесь нет больше.

Слушает.

Мрак не отвечает.

И между тем мне кажется, что я слышу шум, как бы войска проходящего в тумане или взрыв смеха, трубный звук в пустыне, точно безумный пробудившийся среди ночи смеется одиноко.

Вот я одинокий странник в этой потерянной стране,

Пространства которой - казнь и пределы вина -

Озеро Смерти, обиталище чудовищ.

Слушай меня, ты, которого этот зверь назвал Владыкой!

Это ты привел меня сюда?

Не забудь меня теперь, но выведи целым и невредимым

На землю, чтобы мог я рукой осязать луч полдня.

Это внушает мне ужас. Разве не слышал ты, что сказал этот зверь?

Правда ли, правда ли, что это жилище наше навсегда?

Если это так, то не стоит и возвращаться в круг детей моих.

Но помни, что я вестник дыхания твоего и не допусти меня проклясть тебя.

Ты! Скажи мне истину, яви мне ее, чтобы я мог ее понять и видеть.

Чтобы не восстал я среди своих детей к мукам, принося лишь поучения.

Я размышлял и нашел тягу в самом себе.

Я последовал тяге своей, и вот я достиг, я коснулся

Что это?

В ночи я как человек в ладье, которую захватила рябь невидимых вод.

Откуда вдруг эта безопасность? Страх проходит.

Вот что тихий шепот мира; вот что дыхание вечера для путника - разрешение грехов. Некто здесь.

Кто радостный возле меня? Кто зрящий в этой ночи?

Невидимый в хаосе? Святой, неприкосновенный в этом

кощунственном граде?

Ангел Царства

Я старец жизни вневременной.

Император

Кто присутствует здесь вне временных? Кто здесь,

кто мудрее старости, проще ребенка?

Прикосновение к невинности! Радость и благоговейный

трепет объемлют меня! Кто ты?

Ангел Царства

Это я.

Император

"Это я".

Ангел Царства

Я могуч, и мое пламенеющее послушание неуклонно.

Я прост, и природе моей неведомы чуждые естества.

Император

Слагая руки, склоняюсь во прахе. Приветствую тебя во мраке этой темницы.

Ангел Царства

Я Ангел риса. Пусть другие пекутся о маисе, пшенице и просе.

Человек пальцем кладет рис в землю. И подобно тому, как семя

земли было сокрыто вдали древнего потопа,

Так рис посажен под водой для того, чтобы,

возродившись, рос он в свете.

И зерном двойной жатвы наполнял руки и мешки.

Император

Ты один из существ блаженных! Подобно звезде, что ходит вокруг остий, и подобно ястребу, широкими кругами парящему и кружащему над горами и равнинами,

И глазом острым, зрящему то, что внутри дворов и загородей,

и еловую шишку под деревьями, и ладьи на пламенеющих озерах,

Ты созерцаешь землю из четырех овидей. Молитвы наши

возносятся к тебе, согласно узаконенному чину.

Ангел Царства

Царь людей, как и ты, я тварь, как и ты, исполняю я

Есть народ мудрых. Мудрость была наказанием его.

Разумным себя считает он, но звериное проклятие нависло над ним.

Страху предан он и окружен опасностями неизъяснимыми.

И как император, что распростерт над народом своим, подобно дереву, влекущему и охраняющему пасущиеся стада, под сенью листвы своей,

Так я поставлен предстателем его, в небе поставлен

звездой, отмечающей день его.

Вот тысяча лет, и тысячи лет лет, и тысячи тысяч лет,

Как поколения его возвращаются на землю, и напрасно

припадаете вы к могильному холму, украшая его, как невесту:

Они дурно умерли, и земля не дала им удовлетворения, и омраченное племя шевелится под вами:

Поэтому ты, первый император,

Ты дерзнул живой низойти сюда; чтобы разрешить узел жизни и смерти.

И так как ты искал истины - она здесь.

Спрашивай, и я отвечу тебе.

Император

Наставник адов изъяснил мне

Троичное разделение искупляющей жизни,

Но приблизившись к этому сосредоточию,

в котором равновесится и опирается целиком
 

Как бы охваченный ужасом, оборвался голос его.

Ангел Царства

Я спрошу тебя и испытаю знание твое.

Что знаешь ты о наказании, применяющемся здесь?

Император

Оно троично, согласно троичному делению:

Незнание, противо-сила, противо-знание.

Ангел Царства

Что означает это слово "противо" и в чем сущность этого наказания?

Император

Следствие, обращенное на причину.

Ангел Царства

Ты ответил верно.

В чем первопричина человека? В веществе?

Император

Нет. Вещество делает только то, что он становится

Тем, а не иным существом.

Ангел Царства

В сознании?

Нет. Сознанием он постигает две вещи:

То, что он существует, и то, что он не существует.

Ангел Царства

Где же она внепричинная Первопричина

Существования Существа самого в себе, которое говорит о себе: "я есмь".

Я, я не ведаю страха и раскрою тебе тайну греха:

Так же, как святая тварь, устремлена к Богу, как к своей цели, Так же Сатана радуется ей, как своей причине.

Император

Как?

Ангел смерти

Того, кто держит мир в руках своих подобно чаше с рисом,

Не подобает ли именовать изобильным?

Император

Да.

Ангел Царства

Но удовлетворение того, кто познает причины всех вещей

Не будет ли более полным?

Император

Это истинно.

Ангел Царства

Но тот, кто знает причину внепричинную и сущность вненачальную,

Как скупец, созерцающий с жадностью вес своего

Серебра и число своих владений,

Взгляд сатаны проникает в глубины божественных сил.

И видивши свет, мудрость, любовь, справедливость,

кротость и щедрость,

Которыми он был создан вначале и которыми он существует и ныне.

И как безбожник, безумец и злой

Распоряжается миром, будто он создан только для него,

так и Сатана, зная Бога

Как причину, в конце концов подчиняет его себе.

Таково высшее извращение, такова тайна покоя.

Император

Какое наказание несет он?

Ангел Царства

Чем выше цель, поставленная существу, тем больше ему

возможности достичь ее,

Тем полнее возобновление, тем суровее требование.

И как тех безумцев, что украли мир у Бога,

О них же тебе говорилось,

Так сей, чья кража была непосредственна, лицом к лицу выносит Бога.

Вот отец Зла и дети вместе с ним в постели его.

Император

Я коснулся глубин сущего, и рука моя теряет здесь свое головокружение.

Ангел Царства

Приветствую тебя, Сатана, в глубине бездны!

О, Ангел! Как первый день свидетельствовал ты ее,

венчанный светом славы, ныне отвергая ее -

Не менее славишь ты ее Справедливость.

Око братьев твоих не может насытиться созерцанием

расплаты твоей, Тварь Божья!

Таково почтение Господа к своему созданию, такова свобода, которую он вручил ему.

Вот место, где несправедливость искуплена, где наказание

и вина существуют в ненарушимом равновесии.

Император

Говори, укажи спасение!

Как мы берем пищу свою от земли, так и земля, подобно руке с щепотью, приходит взять нас.

Нечто неразрушимое в нас! Подобный Луне, просветляющей ночь свидетельством своим

О, ты, вне времени созерцающий нашу сущность, спаси народ Ста Семейств!

Успокой племя лишенных всего. Загради неминучую дверь.

Возвысь голос свой над нами так, как полки, собранные в одно место при зове трубном, дрогнув, начинают строиться в ряды.

Так, как слова, написанные в диске Солнца, чтобы все множество разом, подняв глаза, узрело Слово Истины.

Живых спаси нас от Смерти! От неизбежной Смерти спаси нас!

Тройной мир дай нам и благословение тройной уверенности:

Неба над нами, земли под ногами нашими и глубины бездны.

Ангел Царства

Что хочешь ты узнать от меня?

Император

Мертвые приходят смущать нас. Причину знаю я теперь.

Укажи нам целение.

Ангел Царства

Ты знаешь истину.

Тот, кто сущность всего, кто есть причина всего - он же и конец.

Поэтому человек, созданный из тела и разума, нес ему дары,

жертвы, предуготовления и посвящения,

И дабы приняв его в себя, ему бы вернул его самого.

Шесть дней да творит он дела свои, питая тело свое и разум.

А на седьмой день, как служитель, что, украсив

Да поднимет он руки к небу.

Таков закон, который нарушили вы, и земля поэтому,

Видящая, как дурно обходились вы с порученным вам,

хочет отнять у вас то, что ее.

Вывеси на стенах, объяви в судах: Шесть дней

народ мой да творит дела свои и работу свою,

Оратай да погоняет буйвола своего, лодочник ладью свою,

ремесленник ткет, кует, пилит, строит, растирает масло и муку,

А на седьмой день да омоет он руки свои и голову и, облачась в новые одежды, пребывая в покое, славит великое Чаяние.

Император

Какое чаяние?

Ангел Царства

Слушай, сын мой, слова мудрости, песнь неугасимую,

звучащую для тех, что познали молчание!

О тати! У творца вашего вы украли некогда творение его, и его драгоценное достояние, вашу волю.

И он, воздавая вам тем же,

Отнимает ныне у вас вину вашу и,

овладев природой вашей, совершает восстановление.

Это и есть чаяние, о котором я говорю: чаяние

Вот возмездие, вот примирение,

Вот справедливость, вот порядок,

Вот спасение, вот мир между Небом и Землей,

Подобный нежному союзу супругов, вот основа!

Хвалю тебя, Господи! Аминь.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница