Золотой телец.
Часть третья.
Глава XX. Грог совещается.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Ливер Ч., год: 1859
Категория:Роман


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ГЛАВА XX. 

Грогъ совещается.

По прiезде своемъ въ Лондонъ, Грогъ остановился у одного стариннаго прiятеля и товарища по ремеслу, жившаго въ одной изъ техъ мрачныхъ улицъ, которыя ведутъ отъ Странда къ Темзе. Проснувшись на другой день, Грогъ увиделъ, что ему предстоитъ коротать утро одному, - хозяина его не было дома, - и, потому, расположившись поуютнее въ кресле, онъ углубился въ чтенiе газеты. Не успелъ онъ дочитать заинтересовавшаго его параграфа, какъ въ комнату вошелъ посетитель.

- Боюсь, что я не туда попалъ, проговорилъ вкрадчивымъ голосомъ этотъ джентльменъ, который былъ никто иной, какъ старинный нашъ знакомый, мистеръ Генксъ: - я былъ убежденъ, что это квартира капитана Фиска.

- Вы и не ошибаетесь, отвечалъ Грогъ, для котораго появленiе это повидимому вовсе не было неожиданностью: онъ съ головы до ногъ осматривалъ Генкса, разодетаго въ пухъ и прахъ.

- Мне очень жаль, сэръ, торжественно началъ Генксъ: - что я не имею чести...

- Полноте, полноте, вы имеете честь, перебилъ его Грогъ: - мы съ вами не со вчерашняго дня знакомы. Садитесь-ка, я, правда, не такъ хорошо сохранился какъ вы, но вы сейчасъ признаете меня: я Китъ Девисъ, милостивый государь; конечно вы не потребуете, чтобы я назвалъ васъ по имени.

- Девисъ, Грогъ Девисъ, бормоталъ про себя Генксъ, бледный, какъ полотно.

- Вы по видимому не очень рады этой встрече со старымъ прiятелемъ, продолжалъ Грогъ двусмысленно усмехаясь: - а напрасно, право напрасно. Старый другъ лучше новыхъ двухъ. Люди, знавшiе насъ въ пору нашихъ юношескихъ шалостей, всегда расположены снисходительнее относиться къ нашямъ старческимъ грехамъ. Долгонько таки мы съ вами не видались.

- Да! летъ десять, или двенадцать будетъ.

- И все двадцать восемь насчитаете, другъ любовный. Виделъ я васъ въ последнiй разъ, дай Богъ память, въ Экстере. Вы были подъ судомъ по делу о векселяхъ Джорджа Кольборна. Не глядите такимъ испуганнымъ взглядомъ, - насъ здесь никто не услышитъ. А дешево вы тогда отделались, необычайно дешево. Вероятно после этой-то проделки вы и приняли имя Генкса?

- Да, отвечалъ тотъ чуть слышнымъ шопотомъ.

- Ну, мне не такъ везло въ жизни, какъ вамъ, продолжалъ Грогъ: - я долженъ былъ съ трудомъ пробиваться.

- Но вы таки пробились, Девисъ; возразилъ тотъ, переходя въ дружественный тонъ: - разве вы не выдали свою дочь за виконта?

- Кто вамъ это сказать? Какъ это узнали здесь? поспешно осведомился Девисъ.

- Я слышалъ объ этомъ отъ служащихъ у Фордайса, недели две тому назадъ; и я же первый сообщилъ это известiе Девенпорту Дённу.

- Что же онъ на это сказалъ?

- Говорить-то онъ немного объ этомъ говорилъ; подивился только, какъ это вамъ удалось, и заметилъ, что вы должны бытъ необыкновенно ловкiй малый, потому что штука эта пахнетъ большими выгодами, если только все обойдется благополучно.

- То есть вы намекаете на предстоящую тяжбу изъ за титула?

- Стало быть, онъ думаетъ, что исходъ дела сомнителенъ?

- Этого онъ не можетъ думать, потому что отъ него зависитъ решить дело въ ту или въ другую сторону. Если ему заблагоразсудится вынуть изъ подъ спуда находящiяся у него бумаги, то можно считать, что право на перство признано за Конуэемъ. Вы знаете, что две инстанцiи уже решили въ его пользу; но отъ Дённа зависитъ сберечь его адвокатамъ кучу времени и труда, и съ этою-то целью онъ прiедетъ завтра въ городъ.

- Какiя его условiя? Сколько онъ требуетъ? быстро спросилъ Грогъ.

- Этого я не могу сказать съ достоверностью, я могу только догадываться.

- Ну-съ, какiя же ваши догадки?

- А вотъ какiя, отвечалъ Генксъ собираясь съ духомъ. Мне кажется, что если онъ решитъ въ пользу настоящаго виконта, то потребуетъ взаменъ укрепленiя за собою всехъ ирландскихъ поместьевъ.

- Две тысячи годового дохода и казенная собственность! воскликнулъ Девисъ.

- Это еще не все, хладнокровно отвечалъ Генксъ.

- Не все! Чего же ему еще надобно?

- Тутъ есть небольшой счетецъ; дело въ томъ, что во время продажи поместiй, обремененныхъ долгами, одно изъ нихъ было куплено покойнымъ виконтомъ, по крайней мере на его имя, и потомъ перепродано съ большимъ барышемъ... Тутъ Генксъ остановился, какъ будто испугался, что зашелъ слишкомъ далеко.

- Понимаю, подхватилъ Грогъ; виконтъ не видалъ полученныхъ за продажу денежекъ, какъ своихъ ушей, а вашъ прiятель Дённъ требуетъ росписки въ полученiи ихъ сполна.

- Вы угадали.

- А какой это, примерно, кушъ?

- Тридцать семь тысячъ шестьсотъ фунтовъ стерлинговъ.

- Не любитъ же этотъ Девенпортъ Дённъ играть, по маленькой, заметилъ Грогъ усмехаясь: - надо ему отдать въ этомъ справедливость.

- Да, такой головы поискать, да и поискать, съ удивленiемъ отвечалъ Генксъ.

- Я пожалуй соглашусь съ вами, если голова убережетъ его шею отъ петли. Такъ вы говорите, что онъ все эти бумаги и документы привезетъ съ собою?

- Да; онъ хочетъ такъ или иначе покончить это дело до своей свадьбы. А тамъ, онъ навсегда удалится отъ делъ.

- А туго онъ, я думаю, набилъ карманы?

что ихъ надули ни более ни менее какъ на четыре миллiона фунтовъ стерлинговъ; - но концы при этомъ такъ ловко схоронены, что тутъ самъ чортъ не разберетъ кто кого надулъ: компанiя ли железныхъ дорогъ подорвала, рудокопни ли подкопались подъ оссорскiй банкъ, оссорскiй ли банкъ обанкрутилъ гленгаррифское предпрiятiе. И этого мало, продолжалъ Генксъ, видя съ какимъ страстнымъ вниманiемъ слушаетъ его Грогъ: - нетъ человека, отъ пера и до последняго земледельца, котораго онъ не запуталъ бы въ свои плутни и не сделалъ бы сообщникомъ своего успеха. Такъ какъ каждое предпрiятiе будетъ искать опоры для своей состоятельности въ банкротстве другаго, то оссорскiй банкъ будетъ враждовать съ гленгаррифскимъ предпрiятiемъ, дренажное товарищество всячески будетъ стараться повредить рудокопнямъ и т. д. Да коммисiя о банкротствахъ пятьдесятъ летъ будетъ разбирать дело и не найдетъ виноватыхъ.

Грогъ весело потиралъ руки и громко хохоталъ.

- И этого молодца нельзя будетъ повесить? спросилъ онъ помолчавъ.

- Повесить! какъ бы не такъ!

- Ни даже сослать?

- Нетъ; ни одинъ волосъ на голове его не пострадаетъ.

- Все это можетъ случиться такъ именно, какъ вы говорите, мрачно возразилъ Грогъ: - хотя, что до меня касается, я далеко не веpю этому безусловно. Но отъ этого мое дело съ нимъ ни на волосъ не подвигается впередъ. Мне нужно достать отъ него эти Лаккингтоновскiя бумаги; мне тамъ дела нетъ, что съ нимъ будетъ, лишь бы положенiе моей дочери какъ виконтессы было обезпечено.

- Какого суммою наличныхъ денегъ можете вы располагать?

Грогъ вынулъ затасканный бумажникъ изъ боковаго кармана и, раскрывъ его, принялся считать про себя.

- Пятьдесятъ семь фунтовъ и сколько-то шиллинговъ, отвечалъ онъ усмехаясь.

- Если бы у васъ было этакъ двенадцать или пятнадцать тысячъ, тогда бы еще, пожалуй, можно было съ вами толковать. Защитники Конуэя могутъ когда угодно выложить десять тысячъ.

- Отъ кого вы это знаете? вскрикнулъ Грогъ.

- Отъ самого Дённа. Но онъ не охотно пойдетъ съ ними на сделку, потому что при этомъ, вопросъ объ ирландскомъ поместья останется неразрешеннымъ.

- Такъ что же мне делать? спросилъ Грогъ.

- Право не знаю, какой вамъ подать советъ, отвечалъ Генксъ въ раздумьи: - у Дённа есть одно неизменное правило именно: никогда не вступать съ постороннимъ лицомъ въ такого рода переговоры, которые не могутъ быть окончены въ одно свиданье. Если бы вы прямо могли начать съ того, что показали бы ему банковые билеты, то и толковать бы нечего было.

Грогъ всталъ и прошелся по комнате скорыми шагами.

- Вы кажется сказали, что онъ завтра долженъ быть въ городе? Где онъ остановится?

- На этотъ разъ у Кальверта въ Брукъ-Стрите.

- Онъ прiедетъ, конечно, съ экстреннымъ поездомъ?

- Если только не съ особымъ локомотивомъ, отвечалъ Генксъ: - впрочемъ, онъ всегда ездитъ въ отдельномъ вагоне, который нарочно для него прицепляется и никому другому не отдается. Самъ кондукторъ не смеетъ отворить къ нему дверь, кроме случаевъ крайней необходимости.

вамъ.

- Надеюсь, что все сказанное сегодня останется между нами, Китъ, шепнулъ ему собеседникъ.

- Пора бы вамъ знать меня, - было единственнымъ ответомъ Грога: - я думаю злейшiй мой врагъ не скажетъ про меня, чтобы я когда выдалъ человека, доверившагося мае.

И крепко пожавъ другъ другу руки, они разстались.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница