Песня о Гайавате.
VIII. Письмена.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Лонгфелло Г. У., год: 1869
Категория:Поэма

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Песня о Гайавате. VIII. Письмена. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

VIII [1]. Письмена.

Раз с собою Гайавата
Размышлял: "Как всё на свете
Блекнет, гибнет, исчезает?
Гаснут в памяти народа
Все великия преданья,
Славных воинов победы,
Приключенья звероловов,
Мудрость мидовъ[2] и вэбиновъ[2]
И видения и грёзы
Прозорливых джосакадовъ[2]!
 
На могилах наших предков
Нет фигур, не видно знаков;
Кто лежит в могилах этих -
Мы не знаем, знаем только,
Что лежат там наши предки.
Что за род их, что за племя,
Это всё нам неизвестно,
Лишь одно сказать мы можем:
"Это были наши предки".
 
Разговаривать мы можем,
Но друзьям вдали живущим
Голоса не слышны наши.
Мы не можем тайной вести
Передать им, разве только
Через посланца, который
Может выдать нашу тайну,
Исказить, переиначить
И открыть кому не должно".
 
Так с собою Гайавата
Разсуждал в лесу пустынном,
Много думая о благе
Им любимого народа.
 
Из мешка он вынул краски
Разноцветные, и ими
Много образов и знаков
И фигур нарисовал он.
Каждый знак и каждый образ
Означал иль мысль иль слово.
 
Гитчи-Манито представлен
Был яйцом; на нём четыре
По числу ветров небесных.
Это, в мысли Гайаваты,
Означало, что Великий
Дух находится повсюду.
 
Гитчи-Манито могучий,
Дух ужасный зла представлен
Был во образе большого
Пресмыкавшагося змя.
Этим образом означил
Гайавата, что коварен
И хитёр дух зла могучий.
Всё, что видим мы в природе,
Свой особый знак имело:
Жизнь и смерть, земля и небо,
Солнце, месяц, звезды, люди,
Звери, птицы, рыбы, гады,
Горы, реки и озёра.
 
Жизнь и смерть изобразил он
В виде двух кругов: для жизни -
Белый круг, для смерти - чёрный;
Для земли - черта прямая,
Между ними - для дневного
Света белое пространство;
Группа звезд на нём - для ночи;
Слева - точка для востока,
Справа - точка для заката,
Сверху - точка для прилива,
И волнистые полоски
Из нея, для непогоды.
 
След двух ног, в вигвам идущих,
Был символом приглашенья;
Руки, поднятые к небу
И запятнанные кровью,
Были знаком разрушенья,
Знаком вызова и мести.
 
Эти знаки Гайавата
Показал, с истолкованьем,
Удивлённому народу,
Говоря: "Могилы ваши
Не имеют над собою
Никаких фигур и знаков:
Напишите на столбах их
Для того, чтоб ваши внуки
Знать могли и различать их".
 
И они изобразили
На столбах могил известных
Каждый - свой домашний символ:
Кто оленя, кто медведя,
Кто орла, кто черепаху,
В знак, что в этой-де могиле
Погребён начальник рода,
И что вождь, носивший символ,
Тлеет в прахе под землёю.
 
Много образов там было:
И великий дух - Создатель,
Светом небо обдающий;
И великий змий, Кинабик,
С поднятым кровавым гребнем;
И сияющее солнце,
И ущерб луны на небе,
И орлы и пеликаны,
И ходящие по небу
Люди без голов, и трупы,
И кровавые ладони,
Угрожающия смертью,
И великие герои,
Охватившие руками
Небеса и землю разом.
 
В этих знаках и фигурах
На бересте и на коже
Люди песни начертали -
Песни битвы и охоты,
Волшебства и врачеванья.
 
Не была тут позабыта
Песнь любви, из всех целебных
Средств тончайшее лекарство,
Волшебство над волшебствами,
Яд, опаснейший чем стрелы!
И она изображалась
Так:
 
?Вопервых - красной краской
Намалёвана фигура
Человека. То - любовник
Музыкант, и это значит:
Живопись даёт мне силу
?Дальше - тоже
Ярко-красная фигура,
Но в сидячем положеньи,
С пеньем бьёт в волшебный бубен.
Смысл такой тут заключался:
"Это ты мой голос слышишь
Это я пою; внимай мне!"
 
Дальше - та-жь фигура, только
Ужь сидящая в вигваме.
Это значило: "с любовью
Я приду к тебе в вигвам твой,
И сидеть с тобою буду!"
 
Дальше две уже фигуры:
Женщина и с ней мужчина.
Руки их так тесно вместе
Соединены, как будто
Нераздельны. Это значит:
"В сердце я твоём всё вижу
И краснеешь ты стыдливо!"
 
Дальше - девушка в средине
Островка; и это значит:
"Хоть бы ты была далёко
От меня, но так ко мне ты
Приворожена, так сильны
Чары страсти над тобою,
Что мне стоит лишь подумать -
И ты здесь вдруг очутишься."
 
Дальше виделась фигура
Спящей девушки; над нею,
Наклонясь, стоит влюблённый
И сквозь сон ей шепчет в ухо.
Смысл: "хотя ты и далеко,
В царстве сна, но и дотуда
Долетит к тебе мой голос!"
 
Наконец, последний образ:
Видно сердце, в середине
Заколдованного круга.
Это значит: предо мною
Сердце всё твоё открыто
И я с ним веду беседу!"
 
Так премудрый Гайавата
Научил народ искусству -
Выражать в фигурах мысли
И на столбиках могильных.

Примечания.

1. В оригинале песнь XIV. Песни двенадцатая и тринадцатая Д. Михаловским опущены. (Прим. ред.)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница