Песнь о Гайавате.
Письмена

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Лонгфелло Г. У., год: 1866
Категория:Поэма


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ПИСЬМЕНА

  "Посмотри, как быстро в жизни 
Все забвенье поглощает! 
Блекнут славные преданья, 
Блекнут подвиги героев; 
Гибнут знанья и искусство 
Мудрых Мидов и Вэбинов, 
Гибнут дивные виденья, 
Грезы вещих Джосакидов! 

  Память о великих людях 
Умирает вместе с ними; 
Мудрость наших дней исчезнет, 
Не достигнет до потомства, 
К поколеньям, что сокрыты 
В тьме таинственной, великой 
Дней безгласных, дней грядущих. 
 
  На гробницах наших предков 
Нет ни знаков, ни рисунков. 
Кто в могилах, - мы не знаем, 
 
Но какой их род иль племя, 
Но какой их древний тотем - 
Бобр, Орел, Медведь, - не знаем; 
Знаем только: "это предки". 
 
  При свиданье - с глазу на глаз 
Мы ведем свои беседы; 
Но, расставшись, мы вверяем 
Наши тайны тем, которых 
Посылаем мы друг к другу; 
А посланники нередко 
Искажают наши вести 
Иль другим их открывают". 
 
  Так сказал себе однажды 
Гайавата, размышляя 
О родном своем народе 
И бродя в лесу пустынном. 
 
  Из мешка он вынул краски, 
Всех цветов он вынул краски 
И на гладкой на бересте 
 
Дивных и фигур и знаков; 
Все они изображали 
Наши мысли, наши речи. 
 
  Гитчи Манито могучий 
Как яйцо был нарисован; 
Выдающиеся точки 
На яйце обозначали 
Все четыре ветра неба. 
"Вездесущ Владыка Жизни" - 
Вот что значил этот символ. 
 
  Гитчи Манито могучий, 
Властелин всех Духов Злобы, 
Был представлен на рисунке, 
Как великий змей, Кинэбик. 
"Пресмыкается Дух Злобы, 
Но лукав и изворотлив" - 
Вот что значит этот символ. 
 
  Белый круг был знаком жизни, 
Черный круг был знаком смерти; 
 
Неба, звезд, луны и солнца, 
Вод, лесов, и горных высей, 
И всего, что населяет 
Землю вместе с человеком. 
 
  Для земли нарисовал он 
Краской линию прямую, 
Для небес - дугу над нею, 
Для восхода - точку слева, 
Для заката - точку справа, 
А для полдня - на вершине. 
Все пространство под дугою 
Белый день обозначало, 
Звезды в центре - время ночи, 
А волнистые полоски - 
Тучи, дождь и непогоду. 
 
  След, направленный к вигваму, 
Был эмблемой приглашенья, 
Знаком дружеского пира; 
Окровавленные руки, 
 
Знаком гнева и угрозы. 
  
  Кончив труд свой, Гайавата 
Показал его народу, 
Разъяснил его значенье 
И промолвил: "Посмотрите! 
На могилах ваших предков 
Нет ни символов, ни знаков. 
Так пойдите, нарисуйте 
Каждый - свой домашний символ, 
Древний прадедовский тотем, 
Чтоб грядущим поколеньям 
Можно было различать их". 
  
  И на столбиках могильных 
Все тогда нарисовали 
Каждый - свой фамильный тотем, 
Каждый - свой домашний символ: 
Журавля, Бобра, Медведя, 
Черепаху иль Оленя. 
Это было указаньем, 
 
Погребен начальник рода. 
  
  А пророки, Джосакиды, 
Заклинатели, Вэбины, 
И врачи недугов, Миды, 
Начертали на бересте 
И на коже много страшных, 
Много ярких, разноцветных 
И таинственных рисунков 
Для своих волшебных гимнов: 
Каждый был с глубоким смыслом, 
Каждый символом был песни. 
  
  Вот Великий Дух, Создатель, 
Озаряет светом небо; 
Вот Великий Змей, Кинэбик, 
Приподняв кровавый гребень, 
Извиваясь, смотрит в небо; 
Вот журавль, орел и филин 
Рядом с вещим пеликаном; 
Вот идущие по небу 
 
И пронзенные стрелами 
Трупы воинов могучих; 
Вот поднявшиеся грозно 
Руки смерти в пятнах крови, 
И могилы, и герои, 
Захватившие в объятья 
Небеса и землю разом! 
  
  Таковы рисунки были 
На коре и ланьей коже; 
Песни битвы и охоты, 
Песни Мидов и Вэбинов - 
Все имело свой рисунок! 
Каждый был с глубоким смыслом, 
Каждый символом был песни. 
  
  Песнь любви, которой чары 
Всех врачебных средств сильнее, 
И сильнее заклинаний, 
И опасней всякой битвы, 
Не была забыта тоже. 
 
Песнь любви изображалась: 
 
  Нарисован очень ярко 
Человек багряной краской - 
Музыкант, любовник пылкий. 
Смысл таков: "Я обладаю 
Дивной властью надо всеми!" 
 
  Дальше - он поет, играя 
На волшебном барабане, 
Что должно сказать: "Внемли мне! 
Это мой ты слышишь голос!" 
 
  Дальше - эта же фигура, 
Но под кровлею вигвама. 
Смысл таков: "Я буду с милой. 
Нет преград для пылкой страсти!" 
 
  Дальше - женщина с мужчиной, 
Стоя рядом, крепко сжали 
Руки с нежностью друг другу. 
"Все твое я вижу сердце 
И румянец твой стыдливый!" - 
 
 
  Дальше - девушка средь моря, 
На клочке земли, средь моря; 
Песня этого рисунка 
Такова: "Пусть ты далеко! 
Пусть нас море разделяет! 
Но любви моей и страсти 
Над тобой всесильны чары!" 
 
  Дальше - юноша влюбленный 
К спящей девушке склонился 
 
Говорит: "Хоть ты далеко, 
В царстве Сна, в стране Молчанья, 
Но любви ты слышишь голос!" 
 
  А последняя фигура - 
 
Заколдованного круга. 
"Вся душа твоя и сердце 
Предо мной теперь открыты!" - 
Вот что значил символ этот. 
  
   
О народе, Гайавата 
Научил его искусству 
И письма и рисованья 
На бересте глянцевитой, 
 
И на столбиках могильных. 


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница