Автор: | Мольер Ж. |
Категория: | Комедия |
Принцесса Элиды
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Эвриал, Арбат.
Арбат.
Эвриал.
Арбат.
Эвриал.
Арбат.
Эвриал.
Арбат.
Эвриал.
Эвриал.
Морон (за сценой).
Эвриал.
Морон (за сценой).
Эвриал.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Те же и Морон.
Морон (не замечая Эвриала и Арбата).
(Наталкивается на Эвриала и в страхе принимает его за зверя.)
Эвриал.
Морон.
Морон.
Эвриал.
Морон.
Эвриал.
Морон.
Эвриал.
Морон.
Арбат.
Морон.
Арбат.
Морон.
Арбат.
Морон.
Эвриал.
Морон.
Эвриал.
Морон.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Те же, принцесса, Агланта, Цинтия, Аристомен, Теокл и Филида.
Теокл.
Теокл.
Принцесса.
Принцесса, Агланта, Цинтия, Аристомен, Теокл и Филида уходят.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Эвриал, Арбат, Морон.
Морон.
Арбат (Эвриалу).
Морон.
Эвриал.
Арбат.
Эвриал.
Эвриал и Арбат уходят.
ПЕРВАЯ ИНТЕРМЕДИЯ
Морон один.
Морон.
До свиданья! Я останусь здесь и побеседую с деревьями и скалами.
Ах, Филида! Филида! Филида!
Морон, Эхо.
Эхо. Филида!
Морон. Ах!
Эхо. Ах!
Морон. Хем!
Эхо. Хем!
Ха-ха!
Эхо. Ха!
Морон. Хи-хи!
Эхо. Хи!
Морон. Хо!
Эхо. Хо!
Хо!
Эхо. Хо!
Морон. Ну, эхо, просто дуралей!
Эхо. Эй!
Морон. Хон!
Эхо. Хон!
Морон. Ха!
Эхо. Ха!
Хе!
Эхо. Хе!
Морон. Ну, эхо, просто дуралей!
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Морон один, замечает направляющегося к нему медведя.[138]
А, господин медведь! Ваш всепокорнейший слуга. Пожалуйста, пощадите меня! Уверяю вас, что я совсем не гожусь в пищу, я - кожа да кости, а вон там я вижу кое-кого, кто будет вам вполне по вкусу. Ну-ну, сударь, спокойнее, прошу вас! Ла (дрожа от страха, гладит медведя), ла-ла-ла! Ах, ваша светлость! Как же вы красивы и хорошо сложены! Вы очень изящны, у вас необыкновенно тонкая талия. Ах, какая прекрасная шерсть, какая прекрасная голова, какие прекрасные блестящие глаза, какой красивый у них разрез! Ах, какой прелестный носик, прелестный ротик, хорошенькие зубки! Ах, какая прекрасная шейка! Лапки! Какие хорошенькие ноготки!
Медведь встает на задние лапы.
(Влезает на дерево.)
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Морон, охотники.
Морон.
Охотники идут на медведя.
Так, господа, укокошьте это мерзкое животное. О небо, помоги им! Так! Он бежит. Вот он остановился и бросился на них. Так! Вот один нанес ему удар в морду. Вот они окружили его. Смелей! Нападайте, друзья мои! Так, сильней, сильней, еще! Ах, вот он свалился, готов, издох! Теперь спустимся и хорошенько угостим его. (Слезает с дерева.) Я ваш покорный слуга, господа. Приношу вам благодарность за то, что вы меня избавили от этого зверя. Теперь, когда вы его убили, я его прикончу и вместе с вами отпраздную победу над ним.
Балетный выход.
Охотники танцуют, выражая радость по случаю одержанной победы.
Примечания
136
…. - Восхваление «сердечной нежности», дополняющей прочие добродетели юного монарха, было лестным намеком на любвеобильное сердце молодого Людовика XIV.
137
…и божеством любовь не признает никак. - Жанр галантной комедии, в котором была написана «Принцесса Элиды», требовал от Мольера идеализированного изображения нетерпимости к живому любовному чувству, в то время как в обычных комедиях подобного рода прециозные причуды драматург подверг открытому осмеянию.
138
…замечает направляющегося к нему медведя. - Недопустимая вольность для классицистической комедии. Медведь был введен в «Принцессу Элиды», входящую в состав феерического празднества («Увеселения волшебного острова»), во время которого демонстрировалось маскарадное шествие с дрессированными животными. В сценарии «Увеселений» значится выход двух медведей.