Гаргантюа и Пантагрюэль.
Книга III.
Глава XLV. О том, как Панург советуется с Трибулэ.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рабле Ф., год: 1533
Категории:Роман, Юмор и сатира

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Гаргантюа и Пантагрюэль. Книга III. Глава XLV. О том, как Панург советуется с Трибулэ. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

XLV.

О том, как Панург советуется с Трибулэ.

На шестой затем день Пантагрюэль вернулся домой, как раз в тот час, как Трибулэ прибыл водою в Блуа. По его прибытии Панург подарил ему свиной пузырь, сильно раздутый и звонкий от того, что был набит горохом; кроме того деревянную, хорошо вызолоченную шпагу и небольшой ягдташ из черепахи; сверх того плетеную фляжку с бретонским вином и меру красных яблок.

- Какой он дурак! - сказал Карпалим, - сущий, настоящий дурак!

Трибулэ привесил шпагу и ягдташ, взял пузырь в руку, съел половину яблок, выпил все вино.

Панург с любопытством глядел на него и сказал:

- До сих пор я еще не видывал дурака, - а видел я их больше чем на десять тысяч франков, - который бы не пил охотно и жадно.

И затем изложил ему свое дело в красноречивых и изящных словах. Не успел он договорить, как Трибулэ изо всех сил ударил его кулаком по спине, сунул ему бутылку в руку, а свиной пузырь под нос и вместо ответа сказал, сильно качая головой:

- Ей-Богу, дурак круглый! Беререгись монаха, волынка из Бюзансе:

к нему с разспросами, Трибулэ вытащил свою деревянную шпагу и хотел ею его проколоть.

- Это, кажется, летит камень в мой огород, - отвечал Карпалим.

- Вместо того, чтобы ссориться, - сказал Пантагрюэль, - не лучше ли обсудить его слова и жесты. Мне кажется, что в них скрывается нечто глубокое и сокровенное, и я больше не удивляюсь тому, что турки считают таких дураков мудрецами и пророками. Заметили вы, как он качал головой, прежде нежели заговорить? По учению древних философов, равно как в силу обычаев магов и наблюдений юрисконсультов, следует признать, что такое движение вызывается духом пророчества, который, наполняя внезапно небольшой и слабый мозг (так как вам известно, что мозг не может быть велик в маленькой голове) настолько ее потрясает, что по определению врачей наступает трясение членов, частью от силы самого толчка, частью от слабости затронутого органа. Поразительное доказательство тому мы видим в тех, кто не может в трезвом состоянии держать в руках большого кубка с вином без того, чтобы руки не тряслись. Это самое наблюдалось, у Пифии, которая, прежде нежели произнести оракул, сильно раскачивала надетый на нее лавровый венок. Так, по словам Ламиридиуса, император Гелиогабал, чтобы прослыть прорицателем, сильно раскачивал головой среди своих фанатических евнухов, когда чествовался его большой идол. Так Плавт объявляет в своей "Asinaria", что Сориас на ходу мотал головой как бешеный и полоумный, пугая тех, кто попадался на встречу. А в другом месте, в пояснение того, что Хармид качал головой, говорит, что он находился в экстазе. Подобно этому Катулл повествует нам в "Berecynthia" и "Athys" об одном месте, где менады, беснующияся и пьяные жрицы Бахуса, махали головами, неся в руках тирсы, увитые плющем. То же самое делали жрецы Цибеллы, отправляя свое служение, откуда их богиня, по словам древних теологов, получила свое название, так как: κοβίθαι означает вертеть, извиваться, качать головой. То же и Тит Ливий сообщает, что во время вакханалий в Риме казалось со стороны, что мужчины и женщины как будто прорицали от того, что они качали головой и производили особенные телодвижения. По общему воззрению как философов, так и народа, дар прорицания со стороны богов всегда сопровождался трясением головы и Содроганием всего тела, не только тогда, Когда прорицатель получал дар от божества, но и тогда, когда он его проявлял. И, действительно, знаменитый юрист Юлиан, - спрошенный однажды, можно ли считать, по его мнению, здравомыслящим раба, который, находясь в компании фанатических и безумных людей, стал бы прорицать, не качая при этом головой, отвечал, что считал бы, его- здравомыслящим. Так мы видим современных нам наставников и педагогов, раскачивающих головы своих учеников, когда дерут их за уши (точно горшок за ручки), - при чем этот орган, по мнению мудрых египтян, посвящен памяти. Они делают это для того, чтобы образумить своих учеников и вернуть им внимание, если оно, паче чаяния, поглощено чем-нибудь другим. Виргилий утверждает, что самого Аполлона драли таким образом за уши {Эклоги, VI, 3.}.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница