Гаргантюа и Пантагрюэль.
Книга IV.
Глава ХХXVII. О том, как Пантагрюэль послал за капитанами Потрошителем и Колбасником, и о замечательной речи насчет названий мест и лиц.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рабле Ф., год: 1533
Категории:Роман, Юмор и сатира

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Гаргантюа и Пантагрюэль. Книга IV. Глава ХХXVII. О том, как Пантагрюэль послал за капитанами Потрошителем и Колбасником, и о замечательной речи насчет названий мест и лиц. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ХХXVII.

О том, как Пантагрюэль послал за капитанами Потрошителем и Колбасником, и о замечательной речи насчет названий мест и лиц.

Совет постановил, что на всякий случай они будут держаться на-стороже. И вот Пантагрюэль приказал Карпалиму и Гимнасту позвать воинов, находившихся на кораблях: "Винная Чаша" (капитаном которого был Потрошитель) и "Виноградная Корзина" (капитаном которого был Колбасник младший).

- Я избавлю Гимнаста от этого труда, - сказал Панург, - тем более, что его присутствие вам необходимо.

- Клянусь моим клобуком, - заметил брат Жан, - ты хочешь уклониться от битвы, негодный, и к нам не вернешься, клянусь честью! Да и невелика потеря. Ты бы знал только плакать, вопить и кричать и обезкураживать бы наших добрых воинов.

- Я, конечно, вернусь, - отвечал Панург, - брат Жан, мой духовный отец, мое все. Но только прикажите, чтобы эти гадкия Колбасы не лазили на корабли. В то время как вы будете сражаться, я стану молить Бога даровать вам победу Моисея, вождя народа израильского.

- Имена наших капитанов, - сказал Эпистемон, - Потрошитель и Колбасник, обещают нам победу в битве, если только Колбасы вздумают на нас напасть.

- Вы дельно говорите, - сказал Пантагрюэль, - и мне нравится, что на основании имен наших капитанов, вы предвидите и предсказываете нам победу. Такия прорицания на основании имен - ведутся издавна, Во время оно их придерживались и к ним прибегали пифагорейцы. Многие вельможи и литераторы с успехом пользовались ими в былое время. Октавий Август, второй император римский, встретив однажды человека, по имени Евтихий, что означает "счастливый", который вел осла, называвшагося Никон, что по-гречески значит "победитель", обрадованный смыслом имен, как поводыря, так и осла, вывел из этого заключение о благоденствии, благополучии и победе. Веспасиан, тоже римский император, молился однажды в храме Сераписа в одиночестве и при виде неожиданно прибывшого слуги своего, которого звали Василий, то-есть царь, и которого он оставил далеко позади себя больным, почувствовал надежду и даже уверенность, что получит римскую империю. Регилиан {От rex.}, по той же самой причине и в силу только своего имени был провозглашен солдатами императором. Оправьтесь в сочинении Кратил {Трактует о значении имен.} божественного Платона.

- Клянусь своей жаждой, - сказал Ризотом, - я хочу его прочитать. Вы так часто на него ссылаетесь.

о великолепном измышлении Пнеагора, который, на основании четного, и нечетного числа слогов в каждом имени собственном, угадывал, на какую сторону хромают люди, горбятся, слепы, страдают подагрой, параличом и другими недугами, а именно: четное число указывало, что страдает левая, а нечетное - правая сторона.

господина Дуэ. Когда приходил кривой или кривая, горбатый или горбатая, ему называли их имена. Если число было нечетно, он, не глядя на этих людей, объявлял, что они кривы, хромы, горбаты на правую сторону. Если же число было четное, то - на левую. И так оно и было, без всякого исключения.

- Благодаря этому изобретению, - сказал Пантагрюэль, - ученые утверждали, что Ахиллес был ранен коленопреклоненный стрелой Париса в правую пятку, потому что имя его нечетное. Здесь следует заметить, что древние опускались на правое колено. Венера ранена была Диомедом при Трое в левую руку, потому что имя её по-гречески состоит из четырех слогов {Афродита.}. Вулкан хромал на левую ногу по той же причине. Филипп, царь Македонский, и Аннибал были кривы на правый глаз. И мы могли бы также, на основании пифагорейского правила, определять места ишиаса, грыжи и мигрени.

Но вернемся к именам и заметим, что Александр Великий, сын царя Филиппа, о котором мы говорили, только на основании истолкования одного имени успел в своем предприятии. Он осаждал крепкий город Тир в продолжение нескольких недель, и все напрасно. Его машины и земляные верки оказывались недействительными. Все, что ему удавалось разрушить, исправлялось жителями Тира. Он уже помышлял о снятии осады, не без великой грусти, ибо это могло нанести значительный ущерб его репутации. В таком состоянии духа, унылом и сердитом, он уснул. И ему привиделось во сне, что в его палатке находится сатир, который пляшет и прыгает на своих козьих ногах. Александр хотел его поймать, но сатир ему не давался. Наконец, царь загнал его в угол и схватил. Тут он проснулся, и, рассказав свой сон философам и ученым своего двора, услышал от них, что боги обещают ему победу, и что Тир будет взят, потому, что слово "сатир", разделенное пополам, обозначает: твой пир. И действительно при первом же приступе он взял город и подчинил непокорных жителей своей, власти. Напротив того, заметьте, что Полемей пришел в отчаяние от одного названия. Будучи разбит Цезарем в битве при Фарсале, он должен был обратиться в бегство, и прибыл на остров Кипр. Около города Пафоса увидел он на берегу моря великолепный и роскошный дворец. Спросив у лоцмана, как называется этот дворец, услышал от него, что он называется κακοβασιλέα, то есть "дурной царь". Это название так его испугало, что он пришел в отчаяние, заключив, что ему не только не удастся спастись бегством, но что даже он скоро лишится жизни. И все присутствовавшие и матросы услышали его крики, вздохи и вопли. И действительно, немного времени спустя, неизвестный крестьянин, по имени Ахилла, отрубил ему голову. Между прочим, мы могли бы по этому поводу рассказать, что случилось с Л. Павлом Эмилием, когда римский сенат избрал его императором, то-есть предводителем армии, которую он посылал против Персея, короля Македонии. В тот же день, возвращаясь под вечер в свой дом и целуя маленькую свою дочку Трацию, он заметил, что она очень печальна. "Что с тобой, моя Трация? - спросил он. Отчего ты так грустна и сердита!" "Отец мой, - отвечала она, - Перса умерла". Так звала она любимую свою собачку. При этих словах Павел уверился в своей победе над Персеем. Если бы время позволило нам заняться священной Библией еврейской, то мы нашли бы сто мест, в которых очевидно доказывается, какое значение придавали их обычаи и религия именам.

По окончании этой речи, явились оба капитана в сопровождении своих солдат, хорошо вооруженных и решительных. Пантагрюэль сказал им несколько напутственных слов, что они должны быть мужественны в бою, если только они будут вынуждены к нему (ибо он все еще не мог поверить, чтобы Колбасы были так вероломны), и, запретив им начинать атаку, отдал им паролем слово: Масляница.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница