Приключения семейства, заблудившегося в пустыне.
Часть вторая.
VI. Снежная полоса.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рид Т. М., год: 1852
Категории:Приключения, Роман

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Приключения семейства, заблудившегося в пустыне. Часть вторая. VI. Снежная полоса. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

VI.
СН
ЕЖНАЯ ПОЛОСА.

Мы тотчас-же придумали, как составить экспедицию для отыскания драгоценного дерева.

-- Пойдемте скорее, папа, вскричал Гарри. Это будет очень веселая прогулка. Когда-же мы отправимся?

-- Когда устроим тележку для Помпо, чтоб он мог перевезти на гору мать и детей.

Все принялись за приготовления, потому-что любопытно было осмотреть величественную гору, возвышавшуюся над нашею долиною. Было решено, что в первый ясный день наш пик-ник отправится.

Тележка была сделана в три дни, потому-что самая главная её часть, колеса, были готовы. У нас было их две пары в хорошем состоянии, но мы взяли колеса от старого вагона которые были больше размером. Упряж Помпо была то-же приведена в порядок, и мы ждали только ясного дня.

-- Так как в нашем климате редко бывают дурные дни, то мы недолго ждали хорошей погоды. Вставши с восходом солнца, мы уложили припасы, усадили в тележку мать с девочками, и пошли к горе, провожаемые громким лаем собак. Дом был опять оставлен пустой.

Даже Помпо, кажется, радовался с нами и тащил тележку будто-бы в ней никого не было. Куджо шел возле, помахивая длинным кнутом по воздуху; Кастор и Полукс забегали далеко вперед, обнюхивая все кустарники.

Мы выбрались из долины и направились к верхней равнине. Перед нами была пустыня, в которой мы должны были погибнуть, но теперь мы смотрели на нее без ужаса, потому-что давно были вне опасности. Однако она все еще возбуждала наше любопытство. Далеко на юге солнце освещало большое пространство белого песку, который иногда поднимался ветром и кружился вверх, в виде башни или колонны. Иногда несколько колонн разом поднимались и летели одна за другою, разсыпались пылью при каждом толчке, и перегоняли одна другую, для того, чтоб превратиться в желтоватое облако. Некоторые из пыльных башень доходили почти до неба, и долго стояли неподвижно, как привидения.

Эти картины заняли нас на несколько минут, а потом мы направились к горе, держась ближе к скалам. Вершина блистала перед нами на солнце яркими цветами; казалось на ней насыпаны были розы. Снег покрывал ее довольно низко, и Франк поспешил узнать о причине этого феномена.

-- Во-первых, отвечала мать, ты знаешь, что чем выше поднимаешься в атмосферу, тем становится холоднее. На известной высоте холод так силен, что там не может жить ни человек, ни другое животное. Это доказано всеми, которые взбирались на высокия горы, и из которых много смельчаков чуть не замерзло. Заметно также, что на экваторе можно подниматься выше, чем на полюсах, и что летом холод на вершинах нетак силен; стало-быть, если человек замерзает на известной высоте, то вода никак не может таять на этих местах и остается вечным снегом. Каждый раз, когда в долине идет дождь, он падает на вершины Снегом, и остается там. Вероятно, что на землю падает один только снег, который тает в известной полосе атмосферы, согревающей его. Стало-быть когда на нас падает дождь, над нами всегда идет снег. Это можно видеть потому, что после каждого дождя на вершинах гор прибавляется снегу. Снег, неудерживаемый горою, упал-бы ниже, растаяв в дороге.

-- Стало-быть эта гора очень высока, когда круглый год покрыта снегом, сказал Франк. Поэтому можно определить её вышину. Но на полюсах, где снег лежит круглый год на горах и полях, нет возможности узнать, как высока гора.

-- Там некому заниматься этим, потому-что невозможно жить в таком климате; но в теплых странах и под тропиками, если вы увидите гору с снеговою вершиною, то можете быть уверены, что она имеет, по-крайней-мере, две мили вышины. Если-же снег низко спускается по горе, то значит она еще выше и возвышается над поверхностью океана на три мили и больше.

-- На нашей горе много снегу, хотя мы в теплом климате; стало-быть она высока.

-- Не очень, потому-что, помните-ли, когда мы увидели ее в первый раз на ней была только небольшая снежная площадка, которая, вероятно, совсем исчезает в жары лета. В теперешнее время года снег не тает на ней. Я думаю, что она имеет 14,000 футов вышины небольше.

-- А мне она кажется гораздо ниже, сказал Гарри. Я видел горы, которые казались выше этой, а мне говорили, что оне имеют 7,000 футов вышины.

-- Это зависит от того, с какой точки ты смотрел на них. Эта долина считается самым возвышенным местом американского материка; стало-быть к высоте горы, надобно прибавить возвышение равнины над морем.

Разговор на минуту прекратился, и мы шли молча, смотря на блестящую, розовую вершину, рисующуюся на чистом небе.

Франк прервал тишину восторженным восклицанием.

-- Этот рубец называется снежною полосою, сказала мать, и по ней-то можно угадать степени холода и тепла. На горах тропиков она находится выше, но чем больше к северу, тем она больше спускается, смотря однако по климату и близости моря, которое изменяет атмосферу до того, что горы на одном и том-же градусе имеют снежную полосу в разных местах. На нашу гору действуют только времена года, вот почему с наступлением холодов снег спустился ниже.

-- Как-бы я хотел взбежать на вершину, вскричал Гарри, взять комок снегу и бросить им в Франка.

-- Да ведь есть-же люди, которые влезали на Гималаи, отчего-же мне не взобраться на нашу гору?

-- Ты прав, ни одно человеческое существо не могло достигнуть до вершины гор, возвышающихся на пять миль над поверхностью моря. Еслибы даже и была возможность взобраться туда, то известно, что ни одно животное не может жить и дышать на такой высоте. Эти места, недоступные для нас, поставлены Создателем только для того, чтоб возбуждать в нас религиозные мысли о величии и могуществе Бога. Согласны ли вы со мною, дети мои?



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница