Плавание по лесам.
Сведения мундруку об обезьянах.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рид Т. М., год: 1866
Категории:Приключения, Роман

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Плавание по лесам. Сведения мундруку об обезьянах. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

СВЕДЕНИЯ МУНДРУКУ ОБ ОБЕЗЬЯНАХ.

Солнце зашло когда гуарибы исчезли; по этому путешественники выводили заключение, что обезьяны вероятно возвращались на своё родное пепелище.

Тривэнион выразил предположение, что вероятно обезьяны спешат к твёрдому материку и что в таком случае их следы могут служить и для людей путеводителями. Мундруку отрицательно покачал головой.

-- Так вы думаете, что нам не следует идти по их направлению? спросил рудокоп.

-- Нет, хозяин, ни на один шаг. Они скорее уходят от terra firma, чем к нему направляются. Для них всё равно спать ли над водой или над землёй, лишь бы под ними были верхушки деревьев. Теперь оне спешат забраться на насесть в какое-нибудь любимое место, на высочайшее дерево, где собираются и другия дружественные им племена, вот они и встретятся с ними. Обыкновенно для этого оне избирают убежища там, где находится больше плодов, а может быть и то что оне спешат в увеселительное собрание.

-- Как разве у обезьян тоже бывают увеселительные сборища? спросил Ральф.

-- О! конечно, возразил Мундруку: - мне часто случалось видеть, как оне собирались целыми толпами, где побольше орехов и множество других плодов. Наблюдая за ними целыми часами я не видал, чтобы оне, хоть один плод сорвали, а только сидят, болтают, вскрикивают, хохочут, выкидывают разные забавные штуки, как будто затем только и собрались. Оне ничего так не любят, как плоды, в особенности мягкия ягоды и орехи разного рода пальм, как например папунха и асай. Большая разница бывает в другия времена года, когда оне питаются только бразильскими орехами, - тогда им много хлопот, как бы вынут ядро из толстой скорлупы. На эти хлопоты у них пропадает много времени.

-- Неужели они спят, схватившись за ветки, как птицы, - или у них есть гнезда, где оне могут растянуться со всеми удобствами?

-- У них есть гнезда, только для другой цели. Оне делаются для самок, готовящихся быть матерями. Что касается до удобного спанья, то оне могут выспаться на самой тонкой ветке. Для них это не составляет особенного безпокойства, не то что для нас людей.

-- Не ужели же оне никогда не падают с ветки во время сна? спросил Ральф.

-- Как же оне могут упасть, когда их цепкие хвосты крепко обвиты вокруг сучка да и еще узлом завязаны? Прежде чем заснуть, каждая обезьяна обовьёт свой хвост два три раза вокруг ветки не той, на которой она сама расположилась, но около другой немного повыше. Притом оне засыпают частёхонько не сидя на ветке, а просто висят на хвосте, потому что для них это самое удобное положение, вот как вам перевернуться с бока, на бок лёжа на койке.

-- Не-уже-ли это так, Мондэй?

-- Точно так, хозяин. Я часто видал, как оне целыми десятками спят вися на хвостах. Оне прибегают, к этому в случае тревоги, не желая, чтоб неприятель застал их врасплох.

-- Что за необыкновенные животные! сказал Ральф.

-- Справедливо, что необыкновенные. Оне имеют обычай, который, право, заставит иной раз подумать, что оне одарены таким же разсудком, как и люди. Вы смотрели с удивлением, как оне спасали свою утопленницу, ну а я видал у них вещи еще удивительнее. Этот способ из себя делать цепь у них самый обыкновенный, каждый раз приводимый на практику, когда им захочется сорвать орех или другой плод, растущий близко к воде и на ветке слишком тонкой для того, чтобы одержать их тяжесть. Если над этим местом есть другая ветка понадёжнее, то оне мигом цепью совьются, как вы это сейчас видели и таким образом достают плоды. Иногда не находится такой способной ветки, как раз над бездной; но это не останавливает их и они пускаются на приманку, если хоть в стороне отыщут крепкую ветку. Тогда оне сцепляются не много иначе - одна назад, другая вперёд, до самого того места где находятся желанные плоды. Я видал, как оне это делают, и как вдруг окажется, что всё еще недостаёт одной ступеньки, тогда одна из остальных наблюдательниц мгновенно слетит вниз и составит собою последнее звено лестницы.

-- Всё это очень мило, что мы до-сих-пор видели; но Мондэй сказал, что оне производят вещи еще удивительнее, - чтоб это такое было?

-- Я видел как оне делают мост.

-- Мост, как это можно! верно это сказано в шутку?

-- Нет, это не шутка. Мост оне делают точно тем же способом, как и лестницу.

-- Для какой же цели?

-- А когда им надо переходить глубокий ручей, где можно утонуть.

-- Но как же оне это делают? Ведь мосты строят искусные инженеры, - не-уже-ли и у обезьян есть инженеры?

-- Право не могу сказать такие ли у них инженеры, как у людей, только знаю как обезьяны делают это. Слушайте, я вам разскажу. Если по их дороге случится глубокий ручей или даже игарапе пошире и оне не находят деревьев, с которых бы можно перескочить с одной стороны на другую, то мост для них становится необходимостью. Они лазят по берегам до тех пор пока не найдут два высоких дерева, одно против другого на левом и на правом берегу. Тогда оне взбираются на самую высокую ветку и сцепляются с ветки одна за другую качаясь в воздухе, пока цепь не будет так велика, что последнее звено может ухватиться за какую-нибудь ветку противоположной стороны. Вот и мост сделан. Через него переходят сначала самые старые обезьяны, которым трудно уже скакать; потом дети, которые еще не так искусны, идут по телам своих здоровенных родичей. Когда все сделают этот переход, тогда первая обезьяна по той стороне отцепляется от ветки и бух в воду, а за нею и вся цепь опять висит перпендикулярно; но упавшей в воду никакой беды нет, потому что она тотчас взбирается по товарищам кверху, за ней другая и третья и таким образом все до последней невредимо взбираются на вершину.

-- Вот чудеса! воскликнул ирландец: - точно сказки! Но не-уже-ли мистер Мондэй никогда не видал, чтоб оне хоть раз сорвались с дерева?

-- Нет, ни разу, сенор Том. Но мне случилось видеть, как одна обезьяна упала с самой верхушки дерева во сто фут вышины.

-- Ну и разумеется до смерти ушиблась?

-- Пресвятая Богородица!

-- Ах! сказал со вздохом Тривэнион: - будь-ка у нас проворство обезьяны, как бы мы скоро выпутались из беды. Кто знает куда мы попали? Помолимся Богу, прежде чем ляжем спать. Он один может вывести нас из ужасного положения.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница