Плавание по лесам.
Растительная корова.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рид Т. М., год: 1866
Категории:Приключения, Роман

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Плавание по лесам. Растительная корова. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

РАСТИТЕЛЬНАЯ КОРОВА.

Дерево, предлагавшее ночлег и ужин бедным пловцам, было знаменитое palo de vaca или коровье дерево или молочное дерево Южной Америки. Оно очень хорошо описано Гумбольдтом под именем galactadendron, хотя последние писатели ботаники не удовольствовались этим чрезвычайно соответствующим названием, для того чтобы назвать его более ученым термином брозимум.

Оно принадлежит к общей породе атрокарпод, к которому принадлежит и хлебное дерево. Одно дерево производит молоко, другое хлеб, но оба имеют большое сходство. Но что еще страннее, знаменитое ядовитое дерево на острове Яве тоже принадлежит к тому же семейству атрокарподов! Точно как и в человеческой семье бывают добрые сыновья и между ними дурные - род не без урода, так и в семействе Атрокарподов бывают деревья полезные, доставляющия пищу и питьё, питательные для желудка и приятные для вкуса, бывают другия, по виду точно такия же, но в сущности вредные и убийственные для человека: сок, цветы, и плоды - всё в них ядовито, всё даёт смерть..

Не одно только дерево массарандуба доставляет молоко и называется palo de vaca или коровье дерево; есть много подобных деревьев, сок которых имеет свойство коровьяго молока и более или менее полезен. Некоторые из них дают молоко в высшей степени приятное на вкус и питательное, из них гия-гия, Tabernoemontana utilis; другое же в Южной Америке, наиболее отличительных свойств. Последнее принадлежит к классу Аросупои, между тем как первое к Sapotacoe, заключающим несколько видов коровьих деревьев. Массарандуба принадлежит к классу Sapotad.

Это одно из самых колоссальных деревьев южной Америки; часто бывает двух-сот фут вышины, и точно высочайшая колокольня поднимается своею куполообразною вершиною над другими деревьями. Из этих деревьев выпиливают брёвна во сто фут длины; и ствол идёт на мачты, желоба и вообще на строевой лес, так как это дерево считается самым крепким, лучше выдерживающим непогоду и долго негниющим в воде.

Подобно многим великанам Амазонских лесов и массарандуба живёт одиноко на большом пространстве. На разстоянии целой мили только два три дерева и никогда более шести. По соседству у него могут жить только деревья гораздо ниже. От других деревьев его легко отличить по красной шероховатой, с глубокими трещинами коре. Индийцы как-то вываривают кору и приготовляют из нея прекрасную краску тёмно-красного цвета. Плоды его, круглые как яблоко, сочны и мясисты и чрезвычайно приятны на вкус. Таков был хлеб, обещанный индийцем на ужин голодным товарищам.

Но самое удивительное и важнейшее произведение массарандубы - это молоко, которое даёт его кора. Молоко добывается очень легко: на коре делается надрез, под который подставляется какой-нибудь сосуд; белая влага вытекает обильною струёю и посуда скоро наполняется. Этот сок по виду и на вкус очень походит на хорошия настоящия сливки. Но постояв на воздухе оно чрезвычайно сгущается и сверху делается как творог. Туземцы, употребляющие его в пищу, называют его творогом. Но сгущение не так скоро происходит; если в молоко тотчас подбавляется вода, что почти всегда делается; только перед тем как подавать за столь, его обыкновенно процеживают. Туземцы едят это молоко накачивая в нём фарину, то есть маисовый хлеб. Но оно также употребляется так сливки к кофе, чаю и для шеколата. Многие даже предпочитают его настоящему коровьему, за его удивительно-приятной аромат.

жиреет в ту пору, когда коровье дерево в полном цвету, то есть когда наступает молочная пора.

Верно то, что не бывало случая, чтобы употребление древесного молока приносило вред и потому растительное молоко должно считать чудесным даром благодетельной природы.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница