Плавание по лесам.
Амазонские муравьи.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Рид Т. М., год: 1866
Категории:Приключения, Роман

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Плавание по лесам. Амазонские муравьи. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

АМАЗОНСКИЕ МУРАВЬИ.

По случаю животрепещущого рассказа о пиршестве токандеиров, муравьи сделались главным предметом разговоров. Умный старик Мондэй, человек бывалый, имел наблюдательный и глубокий ум, ничто даром мимо его ее проходило, по этому его ученость была основана на долговременных опытах.

Много разных видов муравьёв знавал Мундруку и всё отличные одни от других не только по величине, форме, цвету и другим отличительным свойствам, но и по образу жизни, привычкам и нравам, за исключением существенного сходства, которое имеют все члены одного семейства. Ученые наблюдатели, желающие вполне изучить жизнь и нравы муравьёв, не могут найти лучшей школы, как в равнине амазонской; здесь куда ни сунься везде кишат миллионы этих насекомых всех пород, отличающиеся между собою всеми возможными разнообразием и противоположностями.

Некоторые породы всегда живут на земле, и не спускаются с её поверхности, другие живут под нею, в подземных жилищах и почти никогда не выходят на свет божий; иные живут над землёю, строят себе дома в дуплах деревьев; есть и такие муравьи, которые ведут более воздушную жизнь, строят свои гнезда на ветках и на самих верхушках деревьев.

- муравьёв, и поедают их даже живьём, разрывая на части. Плотоядные муравьи, как коршуны, нападают на всё, что попадается им на пути и кажется цель их жизни состоит в том, чтоб истреблять всякую падаль.

Травоядные муравьи объедают не только листья с растений и деревьев, но и уничтожают все произведения промышленности из растительного царства - бельё в коммодах, бумага в бюро, книги в библиотеке, всё пожирается этими всеразрушающими гостями, когда они вторгаются куда-нибудь, ища пищи и материалов для постройки своих необыкновенных жилищ.

Архитектура их построек бывает разнообразна, смотря по свойствам породы. Одни строят свои жилища конусообразными и не меньше солдатской палатки. Другие воздвигают здания в роде холмов или больших пригорков, простирающихся на несколько ярдов в окружности. Иные же строят здания в виде продолговатых валов с безчисленным множеством подземных галерей, есть и такия породы, которые вырывают себе здания под ложем широких рек, глубокими горизонтальными тоннелями. Многие из них ведут древесную жизнь; гнезда их торчат с боков дерева, как огромные наросты, или часто свешиваются с веток.

Чтоб описать подробно все породы амазонских муравьёв мало одной главы: - надо написать целую огромную книгу.

Разумеется от неграмотного индийца никто и не ждал ученых описаний, да он и не предпринимал на себя этого труда; но рассказывал некоторые анекдоты о внутренней жизни муравьёв, которых он сам наблюдал. Он говорил и о термитах или белых муравьях, которые совсем не муравьи, а только так называются по сходству в нравах.

"саубы", великана муравья, носильщика листьев; они делятся на несколько разрядов и замечательно, что каждый из них строит свой холмик по особенному способу.

Из всех родов южно-американских муравьёв, сауба заслуживает особенного любопытства. Проходя лесом, часто можно видеть на тропинке или на площадке движущиеся, как будто сами собой зелёные округлённые листья с гривенник величиной: - а как присмотреться ближе так увидишь что эти листья несутся на плечах гораздо меньшими их насекомыми. Пройдя дальше, можно увидеть на деревьях тысячи муравьёв за работой: они становятся на листья своими острыми челюстями, обрезывают их полукругом и бросают вниз к другим тысячам товарищам, которые тотчас подхватывают круглые листья я тащат их на себе. Присматриваясь ближе, увидишь, что вся работа идёт в удивительном систематическом порядке, что между работниками замечательная разница в строении тела и в нравах: одни устроены так, чтобы производить работы, другие же действуют, как стражи или надзиратели за работами.

Листья, которые приносятся одним разрядом работников, не употребляются в пищу, но раскладываются но местам другими уже рабочими, вместо крыши, покрывающей безчисленное множество галерей и переходов, которые проходят через всё их подземное здание.

Наблюдал любознательный индиец и за муравьями грабителями - великанами своей породы, достигающими иногда полдюйма в длину. Они не ходят толпами, а тянутся длинной нитью по лесу, отыскивая гнезда беззащитных муравьёв, питающихся растительной пищею. Победители, возвращаясь домой, несут в своих челюстях частицу растерзанной жертвы своего хищничества.

Встречались ему другия породы, которые ходят густыми колоннами, насчитывающие миллионы особей, и каждый по дороге убивает, грабит и возвращается обременённый добычею. Беда попасться им на встречу: тысячи разсвирепевших разбойников, как бешеные, бросаются на преграду их пути и никому не дадут пощады!

"перчатки" и вероятно по этой причине считал токандеиров муравьями над муравьями.

Может-быть он и прав. В сущности токандеира не больше обыкновенного рыжого муравья и по виду сходен с ним: - но кусается и жалит больнее всех других пород. С невероятной быстротой эти муравьи взбираются по ногам неблагоразумного пешехода и каждый вцепится в его тело своими острыми челюстями и впустит в ранку свой яд; он так крепко пристанет к телу, что редко удаётся отнять его, не разорвав по полам. Случается, что эти разбойники и в сторону свернут, если завидят живую добычу. Перед ними бежит всякое животное и даже жители разбегаются и бросают свои деревни, если у них появятся огненные муравьи, истинная язва всего живущого.

Мондэй в заключение сказал, что токандеиры водятся в сухих лесах и песчаных пампасах и что он до сей поры не видывал их в гапо - наводнённых углублениях и потому полагает, что найденный ими рой спасался от наводнения на упавшей монгубе, а монгуба была занесена сюда приливом - эченте.

Справедливо или нет - только показание Мундругу произвело сильное впечатление на умы путешественников, так что они не решились бы теперь выживать врага из его пловучей крепости, где вероятно он останется до тех пор, пока васанте не поставит их опять на terra firme.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница