Охотничьи досуги.

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ГЛАВА XVI
Охота на вигоней

Следующий переход наш ознаменовался неприятным приключением: у нашего фургона сломалось дышло, и мы простояли около пяти часов, пока Джек с помощью Редвуда сделал новое из выбранного в ближайшем лесу орехового дерева. Мы сделали в этот день всего десять миль и - странно - на всем пути не встретили ни животного, ни птицы, которые могли бы послужить темой для нашего вечернего досуга. Наш товарищ англичанин предупредил события и стал рассказывать нам об охоте на вигоней в Перуанских Андах.

Он начал так:

-- Когда Пизарро и сопровождавшие его испанцы достигли вершин Анд, они впервые увидели двух горных животных одного семейства: гуанако и вигонь.

Гуанако меньше интересует перуанских охотников: его шерсть невысоко ценится, а мясо невкусно. Напротив, вигонь, шерсть которой необычайно высоко ценится на американских рынках, является желанной добычей для множества охотников. Есть местность в Андах, где охотники посвящают себя исключительно этой охоте, составляющей их промысел.

Охота на вигоней далеко не легкая вещь, и желающий испытать это удовольствие должен подняться в самую холодную полосу Анд, лежащую вдали от центра культурной жизни, должен отказаться от всякого комфорта. Климат этих местностей близок к Лапландскому по холоду, и нигде не найти кусочка дерева, чтобы согреться возле огня. Идти приходится среди обрывов, опасность которых увеличивается пучками висящих над ними лиан.

Путешествуя по Перу, я решил непременно испытать удовольствие охоты на вигоней. С этой целью в одно прекрасное утро я выехал верхом по дороге на вершины Анд и достиг высот в двенадцать или четырнадцать тысяч футов над уровнем моря. Меня со всех сторон окружали голые скалы. Впереди открывалась долина, по которой были разбросаны плоские скалы, похожие на длинные гребни волн. Эти горные долины покрыты травой, которую перуанцы называют "ига", и тут-то любят бродить стада вигоней. Конечно, в этих местах охотники и караулят дичь. У меня была рекомендация к одному из таких Немвродов, и, переночевав в пастушеской хижине, я на другое утро отправился искать указанного мне человека. Я добрался до его хижины, проехав еще миль десять среди гор. Было довольно рано, когда я приехал, но тем не менее, его уже не застал. Пришлось ждать. Скоро он появился, окруженный маленькими собаками, похожими на лисиц, очень враждебно ко мне отнесшимся. Хозяин с трудом отогнал их от моих икр, и когда ему это удалось, я вошел, или, вернее, пролез в его хижину.

Хозяин этого приюта был чистокровный индеец одного из тех племен, которые испанцам никогда не удалось покорить. Он пригласил меня разделить с ним его завтрак, состоявший из жареного маиса, вареного проса и жареной шиншилы. По счастью, я захватил с собой полную флягу каталонской водки и благодаря ей проглотил этот негастрономический завтрак. Затем, после некоторых приготовлений, мы отправились на охоту. Чтобы не производить никакого шума и не напугать дичь, мы оставили лошадей и собак, за исключением одной, привязанной около хижины. Мы шли к северу через скалистое ущелье, в глубине которого бурлил поток.

Ступая по острым камням, мы все время рисковали соскользнуть на глубокий снег. Мы все поднимались, так как мой проводник надеялся встретить стада вигоней на верхних плато.

В одном месте мы встретили группу гуанако, которых я было принял за вигоней, и уже хотел дать по ним выстрел, но индеец вовремя остановил мое движение, боясь, что мой выстрел испугает находящихся вблизи вигоней.

Не желая вредить выгодной для моего спутника охоте, я воздержался от выстрела и, проводив взглядом удалявшихся животных, продолжал путь.

Гуанако очень красивое, благородное животное. Их привычки во многом отличаются от привычек вигоней.

Они бродят небольшими группами, штук по шестьдесят. Вигони же собираются стадами по сорок-пятьдесят штук.

Когда мы, после нескольких еще перевалов, достигли плоскогорья, то увидели, что наши надежды не были напрасны. Шагах в двухстах от нас мирно паслось стадо стройных животных, представляя прелестную картину.

Вигонь очень похожа на оленя и имеет за собой еще одну прелесть: удивительно красивый оранжевый цвет шерсти.

Перед нами их было штук двадцать. Все, за исключением одного, щипали траву, а этот один - вожак стада - выступал впереди в качестве часового.

-- Если бы только,--сказал охотник,--мне удалось убить этого старого самца! Тогда я все стадо возьму!

-- Видите ли, - продолжал он, и вдруг остановился. - Вот то, что мне надо.

-- Что же именно?

-- Они идут к тем скалам. - И индеец показал мне жестом группу отвесных камней, подобных дольменам друидов, которые возвышались в одном из углов плоскогорья. - Нам нужно прокрасться туда.

Мы стали осторожно пробираться между скалами, окаймлявшими плоскогорье, и добрались до камней. Мы спрятались за одним из них, пробитым посередине, точно для того, чтобы служить нам бойницей. Лучшей позиции нельзя было желать.

Индеец шепотом продиктовал мне нашу тактику. Я не должен был стрелять ранее него и должен целиться в старого самца, так же, как и мой спутник. В этом состоял секрет успеха, по его словам, и я обещал поступать по его наставлению.

Вигони, не подозревая об опасности, все приближались к нам. Вожак стада был впереди и так близко от нас, что мы ясно различали его горделивую поступь и блестящие глаза. Вдруг он остановился, точно охваченный смутным подозрением, и, подняв голову, несколько раз стукнул копытами и испустил странный крик, удивительно похожий на олений. В то же мгновение мой товарищ спустил курок; старый самец подскочил и упал на землю.

Я ждал, что вигони побегут от нас, и хотел скорее выпустить свои два заряда, но рука моего спутника остановила меня.

-- Не стреляйте, - прошептал он, - сейчас будет удобнее... Смотрите!.. Вот теперь стреляйте!

прицелился, спустил оба курка и увидел, как упало еще два животных, и несмотря на это, вигони все еще не убегали и топтались вокруг своего убитого вожака. Через десять минут мы перестреляли все стадо.

Нам нужно было пойти за лошадьми, чтобы в несколько приемов перевезти всю добычу в хижину индейца. Чтобы в наше отсутствие волки не съели убитых вигоней, мой спутник вынув кишки из животных, надул их воздухом и привязал к палкам, воткнутым вокруг нашей добычи. Эти маленькие шары качались, плясали, колеблемые ветром, и таким образом служили пугалами для кондоров и волков, опасающихся всякого рода западней.

Мы вернулись в хижину к ночи, утомленные, голодные, но довольные охотой.

Индеец был счастлив и обещал на другой день пойти со мной охотиться на гуанако.