Дон-Кихот Ламанчский.
Часть вторая.
Глава XLIII.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Сервантес М. С., год: 1616
Категория:Роман

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Дон-Кихот Ламанчский. Часть вторая. Глава XLIII. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Глава XLIII.

Услышав то, что говорил теперь Дон-Кихот, это не счел бы его умным и благородным человеком. Но он заговаривался, как уже упоминаемо было много и много раз в этой большой истории только тогда, когда дело касалось рыцарства; во всех других случаях он обнаруживал здравый и восприимчивый ум; таким образом слова его на каждом шагу противоречили действиям, а действия словам. Но в поданных им Санчо советах, ум и безумие его достигают самой высокой степени.

Санчо слушал Дон-Кихота чрезвычайно внимательно и, твердо решившись следовать его советам, старался всеми силами запомнить их, чтобы счастливо губернаторствовать на своем острове.

- Что касается управления своим делом и самим собой, продолжал Дон-Кихот, то прежде всего, Санчо, я посоветую тебе обстричь ногти и не подражать в этом отношении некоторым людям, вообразившим, в своем невежестве, будто большие ногти украшают руки, точно они отращивают себе действительно ногти, а не грязные и отвратительные вороньи когти.

"Не показывайся никогда безпорядочно одетым, в дырявом платье; - это признак ленивой и малодушной натуры; если только человек не с умыслом одевается небрежно, как думали о Цезаре".

"Пощупай хорошенько пульс своей должности и узнай, что может она дать тебе; и если ты увидишь, что ты в состоянии одеть прислугу в ливреи, сделай ей ливреи, не блестящия и странные, а чистые и удобные. Но только раздели их между слугами твоими и бедными, и если ты будешь в состоянии одеть шесть пажей, одень трех, а остальные отдай трем бедным. Тогда у тебя будет три пажа на небе и три на земле; это новый способ содержать прислугу, неизвестный знатным".

"Не ешь никогда луку и чесноку, чтобы запах их не выдал твоего происхождения. Ходи тихо и чинно, но не до такой степени, как будто ты прислушиваешься в самому себе; всякая натяжка не хороша. Ешь за обедом немного, за ужином еще меньше; потому что здоровье целого тела вырабатывается в желудочной лаборатории".

"Соблюдай умеренность в питье, помня, что голова отягченная вином не умеет ни сохранить тайны, ни сдержать слова. "

"Никогда не рыгай и не двигай за столом челюстьми".

- Вот этот совет, перебил Санчо, я непременно запомню и постараюсь исполнять его, потому что я то и дело рыгаю.

- Санчо, продолжал Дон-Кихот, не примешивай ты также в словам своим стольких пословиц, как это ты делаешь обыкновенно. Пословицы, это безспорно кратко высказанные истины, но ты их до такой степени насильно вытаскиваешь за волоса, что в твоих устах оне более походят на чепуху, чем на истину.

- Ну ужь, горбатого могила исправит, сказал Санчо; что стану я делать, когда в голове у меня больше пословиц, чем в любой книге, и как только я заговорю, так их столько лезет ко мне в рот заразом, что оне дерутся там из-за того, как бы им выйти на свет Божий. Но с этих пор я постараюсь говорить только такия пословицы, которые будут приличны моему знанию; потому что в хорошем доме ужин не заставляет ждать себя, когда продают товар за сходную цену, о нем не торгуются, тот в безопасности, кто звонит в колокол, и давай и получай, да только не зевай.......

- Продолжай, продолжай, воскликнул Дон-Кихот; блого некому тебя остановить. Меня секет мать, а я секу палку; ведь а только что просил тебя, Санчо, не говорить при каждом слове пословиц; а ты в туже минуту, как из мешка посыпал их; и главное так кстати, точно оне упали с луны. Ради Бога, Санчо, думай немного о том, что ты говоришь; сказанная у места пословица, очень хороша, но если совать их везде, как делаешь ты, так это значит опошлять и пословицы и разговор.

"Садясь верхом, Санчо, продолжал Дон-Кихот, не кидайся на арчак, отваливши корпус назад; не вытягивай, как палка, ног и не держи их далеко от живота лошади; но и не сиди на коне так небрежно, как будто ты едешь на осле. Сидя верхом, одни всадники кажутся всадниками, другие верховыми животными".

"Не спи долго, и помни, что тот, кто не встает с восходом солнца, не наслаждается днем. Помни, что трудолюбие мать довольства, а леность враг его, и ленивый никогда не достигнет цели своих желаний".

"Теперь, Санчо, я хочу подать тебе последний совет, и хотя он не может послужить к украшению твоего тыла, ты, однако не забывай его; он будет полезен для тебя не менее других, поданных тебе мною советов. Никогда, Санчо, не затевай спора о знатности двух фамилий, потому что одной из них прийдется отдать предпочтение; и та, которую ты унизишь, возненавидит тебя, между тем как вознесенная - не наградит тебя".

"Одежда твоя должна состоять из брюк, длинного камзола и еще более длинного плаща; никогда не надевай туфлей, оне не идут ни губернаторам ни дворянам. Вот, Санчо, советы, которые в настоящую минуту пришли мне в голову. Со временем, смотря по обстоятельствам, я постараюсь не оставлять тебя своим руководительством, смотря по тому, что сообщишь ты мне о своих делах".

- Господин мой, отвечал Санчо, вы подали мне, я это очень хорошо понимаю, нужные, полезные, святые советы. Но только в чему они послужат мне, когда я не помню теперь уж ни одного; только вот разве на счет ногтей и вторичной женитьбы запомнил, а обо всем остальном, я помню столько же, как о прошлогодних тучах. поэтому, ваша милость, потрудитесь написать мне все это, хотя я сам не умею читать, но я дам ваши писанные советы своему исповеднику, чтобы он напоминал мне о них при случае и вбил их мне в голову.

- О я грешник, воскликнул Дон-Кихот; делать губернатором человека не умеющого ни читать, ни писать. Быть ленивым, или человеком неграмотным, значит быть или сыном родителей низкого происхождения, или таким негодяем, которого никакими силами нельзя было сделать сколько-нибудь порядочным человеком. Неграмотность - Санчо, большой в тебе недостаток, и я тебе советую выучиться хоть подписывать свое имя.

ставши губернатором, я притворюсь, будто у меня отнята правая рука и заставлю другого подписывать за себя. На свете, ваша милость, против всего, кроме смерти, есть лекарство; а когда управление будет в моих руках, так и буду делать, что захочу. У того,у кого отец алькад........ а я не то что алькадом, я буду губернатором, что значит гораздо больше; тогда милости просим пожаловать, съумеем принять вас, или пусть перекрестят и отчестят меня; и такие значит других постричь поехали, которых самих обстригли; если Господь добра тебе желает, так в дому твоем Он обитает; глупости богатого считаются умными вещами на свете, и когда я буду богатым, а я буду богатым, потому что буду губернатором, и буду щедрым губернатором, я так полагаю, по крайней мере, тогда хотел бы я знать, кто чем попрекнет меня? В конце концов станьте медом и мухи скушают вас; ты стоишь столько, имеешь сколько, говорила моя бабушка, и нечего бояться человека, у которого есть дом.

- Будь ты проклят Богом, Санчо, воскликнул Дон-Кихот, чтобы шестьдесят тысяч чертей взяли тебя с твоими пословицами. Вот уже больше часу, как ты нанизываешь их одну на другую и с каждой пословицей переворачиваешь во мне все внутренности. Вспомни мое слово, если оне не приведут тебя когда-нибудь к виселице, если не отымет у тебя твой народ губернаторство и не подымутся на твоем острове смуты и волнения, и все это из-за твоих пословиц. Скажи на милость, где ты их находишь, как ты их всасываешь в себя, глупец? чтобы найти одну пословицу кстати, я пропотею столько, как будто копал заступом землю.

- Вы на пустяки жалуетесь, ваша милость, перебил Санчо. Какой чорт может попрекнуть меня за то, что я пользуюсь своим добром, когда кроме пословиц никакого другого у меня нет ни в деньгах, ни в землях, все оно в одних пословицах. Вот уже и теперь у меня вертятся на языке четыре пословицы, и так оне приходятся кстати все четыре, как пост в марте месяце; но я промолчу: на нашем языке Санчо называют человека годного для молчка.

- Только этот Санчо не ты, воскликнул Дон-Кихот; если ты и годен на что-нибудь, так ужь никак не для молчка, а разве для того, чтобы городить вздор и ставить на своем. Хотелось бы мне, однако, узнать, какие это четыре пословицы так кстати завертелись у тебя на языке? У меня тоже кажется не плохой язык, но сколько я не ищу, никакой пословицы кстати не нахожу.

камень стукнулся о кружку или кружка о камень, тем хуже для кружки. Вот вам пословицы самые кстати, потому что оне значат: никто не затевай спора с губернатором и вообще с старшим, потому что он прижмет тебя, как зубы - вложенный между ними палец. И что сказал губернатор, значит дело кончено, совершенно также, как когда говорят: милости просим убираться, и что вам угодно от моей жены? Что значит четвертая пословица, на счет кружки и камня, это разглядит и слепой. Поэтому, ваша милость, тому, кто видит соломинку в чужом глазу, следует видеть бревно в своем собственном, чтобы не сказали о нем, что смерть боится умереть, а вашей милости должно быть известно, что дурак лучше знает свой дом, чем умниу чужой.

дурно управлять, тем хуже для тебя и стыдно будет для меня. Меня утешает, по крайней мере, то, что я сделал, с своей стороны, все, что должен был, подавши тебе несколько таких советов, каких мог. Я расквитался с долгом и исполнил свое обещание. Да руководит же и хранит тебя теперь Бог на твоем губернаторстве, и да освободит Он меня от остающагося во мне сомнения; и, правду сказать, боюсь, - как бы ты не перевернул своего острова вверх дном. Я мог бы отвратить это, сказавши герцогу откровенно, что ты ничего больше, как грубый, тяжелый мешок, наполненный глупостью и пословицами.

- Господин мой! сказал Санчо; если вам кажется, что я не достоин быть губернатором, так я сейчас откажусь от этого губернаторства, потому что я больше дорожу ноготком души своей, чем всем своим телом; и я так же поживу простым Санчо с луком и хлебом, как Санчо губернатором с каплунами и куропатками. Когда мы спим, тогда все мы равны: великие и малые, богатые и бедные, сильные и слабые. И если ваша милость подумаете немного, так увидите, что вы же сами смутили мне голову этим губернаторством, потому что я столько же понимаю в нем, как гусь: и если вы полагаете, что черти стащут меня с него, так Бог с ним; лучше простым Санчо я отправлюсь в рай, чем губернатором в ад.

- Клянусь Богом, Санчо! воскликнул Дон-Кихот; за одни эти слова ты стоишь быть губернатором. Ты человек хороший, а это главное; без этого же мало в чему служат звание; поручи же себя, мой друг, Богу и старайся только не согрешить первым намерением. Имей всегда в сердце правду, твердо решись быть справедливым во всяком деле, и верь, небо всегда помогает благим намерениям. Теперь отправимся обедать; нас вероятно ждут.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница