Прогулка заграницей.
Часть первая.
Глава V. Студенческие дуэли.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Твен М., год: 1880
Категория:Роман

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Прогулка заграницей. Часть первая. Глава V. Студенческие дуэли. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ГЛАВА V.
Студенческия дуэли.

В интересах науки моему агенту удалось получить для меня разрешение посетить помещение, предназначенное для студенческих дуэлей. Мы перешли через реку и поднялись на несколько сот ярдов вверх по берегу, повернули налево по узкому переулку и скоро подошли к двухъэтажному зданию; с наружностью его мы были уже знакомы, потому что не раз видели его прямо из окон нашей гостинницы. Поднявшись вверх, мы вошли в большое выбеленное помещение, быть может, футов 50 длиною, 30 шириною и 20--25 ф. высотою; оно было хорошо освещено. Ковров на полу не было. Вдоль одной короткой и двух длинных стен этой комнаты тянулся ряд столиков, за которыми сидело человек пятьдесят или семьдесят пять студентов.

Одни из них пили вино, другие играли в карты или шашки, третьи просто болтали между собой, покуривая сигары и ожидая начала дуэлей. Большинство было в цветных шапочках; виднелись здесь и белые, и зеленые, и синия, и красные, и ярко-желтые шапочки; словом, все пят корпораций имели здесь своих представителей. На окне, у свободной стены, стояло шесть или восемь штук длинных, узких шпаг с большою чашкою для защиты руки, а под окном стоял человек, занятый оттачиванием некоторых из них на точиле. Повидимому, он понимал свое дело до тонкости, и шпагою, вышедшею из его руки, можно было побриться.

Мы уже заметили, что ни один из студентов ни кланялся, ни заговаривал с соседом, носящим шапочку другого, чем он сам, цвета. Поведение это не означало враждебности, а только вооруженный нейтралитет. Предполагалось, что каждый будет драться на дуэли ожесточеннее и с большим интересом, если не будет находиться в приятельских отношениях со своим противником; поэтому и дружба между членами различных корпораций была воспрещена. В промежутках между дуэлями президенты всех пяти корпораций ведут между собой оффициальный, деловой разговор, но тем и кончаются все их сношения. Когда настает день, назначенный для дуэлей какой-либо корпорации, президент её вызывает из среды членов охотников, и трое или более откликаются на вызов. Корпорация, во всяком случае, должна выслать не менее трех бойцов. Президент ставит список имен перед президентом другой корпорации с просьбою выставить такое же число противников от своей корпорации, что и делается, обыкновенно, без замедления. Случилось так, что я попал сюда в день дуэлей корпораций "Красной Шапочки". которая и была вызывающей стороной, а волонтеры других корпораций только принимали их вызов. В только-что описанной комнате студенты дуэлируют два раза в неделю в течение семи с половиной или восьми месяцев в году. Обычай этот существует в Германии уже около 250 лет.

Однако, вернемся к рассказу. Нас встретил студент в белой шапочке я представил нас нескольким своим друзьям в шапочках того же цвета. В то время как мы разговаривали, из соседней комнаты были введены две странного вида фигуры. Это были студенты, приготовившиеся к дуэли. Они были с непокрытой головой, глаза их были защищены железными очками, с выпуклостью чуть не в дюйм; кожаные тесемки от этих очков прикрывали уши и плотно притягивали их к голове; шея их была обмотана в несколько раз полотном, чтобы шпага не могла ее поранить; от головы до пят они были защищены от всякого повреждения ватой; руки их были забинтованы, оборот около оборота, до такой степени, что выглядели какими-то толстыми, черными бревнами. Четверть часа назад это были красивые юноши, одетые в щегольское платье, теперь перед нами стояли два каких-то ужасных привидения, которых и во сне не увидишь. Они шагали с вытянутыми вперед руками, которых они не могли поддерживать: услугу эту оказывали им товарищи, шедшие по бокам их.

Все сейчас же кинулись к свободному концу комнаты, куда направились и мы и заняли удобную для наблюдения позицию. Бойцов поставили лицом к лицу и около каждого из них разместилось, в качестве свидетелей, по нескольку его товарищей из одной с ним корпорации; двое секундантов, тоже обильно обложенных ватою, со шпагами в руках стали рядом с бойцами; студент, не принадлежащий ни к той, ни к другой корпорации, представители которых готовились драться, в качестве третейского судьи занял наиболее удобный для наблюдения за ходом битвы пункт; другой студент стоял с часами и записной книжкой в руках, чтобы отмечать время, число и характер ран. Седовласый врач присутствовал тут-же с корпией, бинтами и всеми необходимыми инструментами. После минутной паузы, дуэлянты отсалютовали почтительно судье, после чего, сняв шапки и выступив вперед, тоже сделали и все остальные должностные лица. Теперь все было готово к бою; вокруг толпились студенты, задние стояли на стульях и столах. Глаза всех были обращены в одну точку.

Бойцы следили взорами друг за другом; воцарилась глубокая тишина и все находились в напряженном ожидании. Я полагал, что борьба поведется осторожно. Но случилось не так. Едва подан был знак, как оба привидения кинулись друг на друга, и удары посыпались градом, с такою молниеносною быстротою, что я не мог различить, когда я вижу шпагу и когда только отблеск её в воздухе; шум, раздававшийся от ударов, падающих на сталь и на вату, временами становился просто оглушительным; они наносили удары с такою ужасною силою, что я не мог понять, как не разлетелись в куски их шпаги. Вдруг, среди блеска клинков, я заметил пучек взлетевших на воздух волос, отделившийся от головы одного из бойцов и тотчас же развеянный ветром.

"Halt"! - закричали секунданты; и своими шпагами развели шпаги противников; бойцы сейчас же сели; один из студентов уполномоченных выступил вперед и осмотрел раненую голову, проведя по ней раз или два мокрою губкою; затем подошел врач, отстранил от раны волосы и обнажил яркокрасную ссадину в два или три дюйма длиною; наложив как следует сорванный кусок кожи, и прикрыв ее корпией, он приступил к наложению бинтов; тогда выступил отметчик и записал в свою книжку все обстоятельства дела.

Затем противники опять встали в позицию, небольшая струйка крови текла по виску раненого и каплями падала на его плечо, а с плеча по телу достигала самого пола, на что, повидимому, раненый не обращал никакого внимания. Знак был подан, и противники с прежней яростью кинулись друг на друга; снова посыпались удары, снова зазвенела и заблистала сталь; время от времени внимательный секундант замечал, что тот или другой клинок погнут, кричал "Halt" и задерживал оружие противников, после чего один из ассистентов тотчас-же исправлял повреждение.

Борьба продолжалась, вдруг искры засверкали у одного из клинков, и сам он разлетелся в дребезги, при чем один из осколков ударился в потолок. Сломанная шпага была заменена новой, и дуэль возобновилась. Напряжение сил было весьма велико и им корпию и повязки. По закону каждая дуэль должна продолжаться пятнадцать минут, если только оба противники в состояния драться, а так как перерывы не засчитываются, то дуэль обыкновенно длится 20--30 минут. В данном случае было решено, что оба противника были слишком утомлены, чтобы продолжать состязание и их, облитых кровью с головы до ног, увели из комнаты. Дуэль эта, хотя и доказавшая, по мнению всех, неоспоримое мужество противников, однако же, не могла им быть засчитана частью потому, что продолжалась менее узаконенных 15-ти минут (за вычетом перерывов); частью же потому, что ни один из противников не потерял вследствие своих ран способности продолжать состязание. Это была дуэль ни в чью и по законам корпорации должна быть возобновлена, как только противники оправятся от своих ран.

Во время этой дуэли мне случилось разговориться с одним из молодых джентльменов в белой шапочке, который сказал мне, между прочим, что и он сейчас же станет к барьеру; он назвал мне и своего противника, молодого человека, стоявшого прислонившись к противоположной стене и с сигареткой во рту спокойно смотревшого на перипетии происходящей дуэли.

так как, несмотря на то, что мой protégé считался не из последних бойцов, но противник его был еще искуснее.

Но вот начинается эта дуэль и ведется с тою же яростью, как и отражались с молниеносною быстротой и, казалось, все достигали цели; клинок все время вился над головой противника, как бы касаясь то лба, то темени. Но на самом деле этого не было; невидимый мною клинок все время принимал на себя удары. В течение 10-ти секунд каждый нанес 12--15 ударов и столько же отразил их, при чем никто не получил ни малейшей царапины; затем испортилась одна из шпаг и сделан был короткий перерыв, пока принесли другую. Только во второй схватке студент в белой шапочке получил серьезную рану в голову и, в свою очередь, нанес такую же противнику. В третьей стычке противник получил другую рану, а у моего знакомого была разсечена нижняя губа. Затем студент в белой шапочке нанес еще несколько ран, но сам не получил никакого нового повреждения. Минут через пять от начала дуэли вмешался врач и прекратил дуэль; противная сторона получила такия повреждения, что всякое новое грозило опасностью. Эти раны имели ужасный вид, но не будем описывать их. Итак, против ожидания мой знакомый остался победителем.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница