Простодушные у себя дома и за границею.
Часть вторая. Простодушные за границею.
Глава I.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Твен М., год: 1872
Категории:Роман, Юмор и сатира

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Простодушные у себя дома и за границею. Часть вторая. Простодушные за границею. Глава I. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ГЛАВА I. 

Народная молва об экскурсии. - Программа поездки. - Необходимые принадлежности её. - Отступление знаменитостей.

Уже несколько месяцев под-ряд все газеты в Америке повсюду только и болтали, что о предстоящей большой увеселительной поездке в Европу и Святую Землю, только о том и говорилось у безчисленных американских очагов. Это была новинка в ряду поездок вообще; ничего ей подобного до тех пор и в голову никому не приходило. Поэтому она и вызывала всеобщее внимание, как это бывает со всякой привлекательной новинкой. Это должен был быть пикник гигантских размеров. Вместо того чтобы нанять неизящное, простое перевозочное судно иди даже паром и не спеша тащиться вдоль по какой-нибудь глухой реченке в молодой компании, запасшейся пирогами и орехами, чтоб до изнеможения целый летний день прилагать все старания к тому, чтобы, высадившись на берег, на бархатистый луг, воображать, что веселишься, участвующие в нашей поездке должны были пуститься в море на большом пароходе с развевающимися флагами и с пушечными выстрелами и по-царски прокатиться за широкий океан, в далекие чужие края, в государства, исторически-известные и знаменитые. Целые месяцы должны они были провести в бурном Атлантическом океане и в залитом солнцем Средиземном море. Им предстояло днем бродить по палубе, наполняя пароход говором и смехом, или читать стихотворения или романы под сенью дымовых труб, или же поджидать, пока появятся за бортом слизняки или ветрильники, акулы, киты или какие-нибудь другия страшные чудовища морской глубины. А по ночам для них имелись в виду танцы, на открытом воздухе, на верхней палубе, в самом центре гигантского бального зала, простиравшагося от горизонта к горизонту, свод которого составляет склонившияся небеса и который освещают не какие-нибудь лампы, а звезды и роскошная луна; им предстояло танцовать и гулять, курить и петь, ухаживать и искать на небосклоне тех созвездий, которые никогда не согласуются с "Большим Ковшом" (т. е. Большой Медведицей), который им уже порядком надоел. Они должны были осмотреть двадцать чужеземных флотов, увидеть нравы и обычаи двадцати любопытнейших народов, посетить главные города чуть ли не половины мира. Им предстояло чокаться с вельможами и вести дружественные беседы с королями и князьями, Великими Моголами и помазанниками Божиими, представителями могущественных государств.

и разнесли весть о ней по всем американским семьям {В то время нам еще не было известно, что мысль такого рода экспедиции впервые возникла в Англии.}. Мог ли кто прочитать её программу и не желать к ней присоединиться? Я приведу ее здесь целиком: она почти равносильна географической карте, что же касается её текста, то для моей книги не надо бы и желать лучшого.

Бруклин, 1-го февраля 1867 года.

"Я, нижеподписавшийся, предстоящим летом отправляюсь в вышеупомянутое путешествие и предлагаю на ваше разсмотрение нижеследующую программу: будет выбран первоклассный пароход под моей личной командой, который мог бы вместить не менее ста пятидесяти пассажиров и надлежащее число кают; за него будет принято самое избранное общество в размере не более трех четвертей всей вместимости парохода. Есть основательные поводы думать, что это общество легко может составиться из обитателей ближайших окрестностей Бруклина, из общих друзей и знакомых.

"Пароход будет снабжен всевозможными удобствами, в том числе музыкальными инструментами и библиотекой. Будет также опытный врач. По выезде из Нью-Иорка, 1-го июня, пароход изберет наиболее приятный путь для переезда через Атлантический океан, перерезав его посредине, а затем, пройдя через группу Азорских островов, через десять дней прибудет в Сан-Мигуэль (один из Азорских островов). Там будет остановка на два, на три дня, чтобы полюбоваться прекрасными плодами и дикостью живописных видов, а затем, дня через три-четыре мы уже дойдем до Гибралтара.

"Здесь также проведем день или два в осмотрах замечательных подземных укреплений, так как на это уже выхлопотано и получено нами разрешение.

"После Гибралтара, обогнув берега Испании и Франции, мы через три дня достигнем Марселя, где, не стесняясь временем, можно осмотреть этот город, основанный за шесть веков до Рождества Христова, его искусственную гавань, самую лучшую из гаваней этого рода на Средиземном море; но можно вдобавок побывать отсюда и в Париже во время Всемирной выставки. По дороге туда расположен прекрасный город Лион, с высот которого в ясный день виднеются Мон-Блан и Альпы. Те из пассажиров, которым захотелось бы подольше пробыть в Париже, смело могут удовлетворить свое желание и, проехав через Швейцарию, встретиться со своим пароходом в Генуе.

"От Марселя до Генуи переезд займет одну ночь. Пассажиры будут иметь возможность осмотреть эту знаменитую столицу дворцов и побывать на месте рождения Колумба, в двенадцати милях оттуда; дорога из города туда прекрасно устроена Наполеоном I. Затем, из этого пункта можно ужь направиться дальше - в Милан, на озера Комо и Моджиоре, или в Милан, Верону (известную своими необыкновенными укреплениями), Падую и Венецию. Или еще, если пассажирам угодно будет посетить Парму (прославившуюся фресками Корреджио) и Болонью, они могут по железной дороге проехать во Флоренцию и съехаться с пароходом в Ливорно, проведя, таким образом, около трех недель среди итальянских городов, самых знаменитых в истории искусств.

"Из Генуи в Ливорно потребуется одна ночь для переезда вдоль берега. (Он также будет сообразоваться со временем, назначенным на осмотр Флоренции, её дворцов и картинных галерей; Пизы, её собора и "падающей башни"; Лукки и её купален, и Римского амфитеатра). Флоренция, как самый отдаленный из этих городов (до нея надо проехать 60 миль по железной дороге), будет конечным пунктом. Через тридцать шесть часов мы из Ливорно уже дойдем до Неаполя, причем завернем в Чивита-Веккию, чтобы высадить на берег тех пассажиров, которые предпочли бы оттуда направиться в Рим. Путь парохода будет лежать (из Неаполя в Ливорно) вдоль берегов Италии, по близости Капреры, Эльбы и Корсики. В Ливорно будут приняты меры к тому, чтобы взять с собой лоцмана, который (в случае, если бы это оказалось удобным) проводил нас на остров Капреру, чтобы дать нам возможность посетить жилище Гарибальди. Рим, а затем по железной дороге: Геркуланум, Помпея, Везувий. Могила Виргилия и, по всей вероятности, развалины Пестума, равно как и красивые окрестности Неаполя с его живописным заливом можно осмотреть один за другим.

"Следующим интересным пунктом является Палермо, самый прекрасный из городов Сицилии, до которой из Неаполя можно доехать в одну ночь. Здесь один день остановки, а затем отъезд дальше, в Афины.

"Обогнув северные берега Сицилии, пароход пройдет через группу Эолийских островов, в виду Стронболи и Вулкано (острова с действующими вулканами); затем через Мессинский пролив, имея по одну руку Сциллу, а по другую Харибду, вдоль восточного берега Сицилии, с видом на Этну, вдоль южных берегов Италии, западных и южных берегов Греции, имея в виду древний Крит, вверх по Афинскому заливу, в гавань Пирей. Через два-три дня мы уж достигнем и самих Афин. Пробыв там немного, мы переплывем Саломинский залив и посвятим один день на обзор Коринфа, откуда наш путь пойдет прямо на Константинополь, пройдя по дороге между островами Греческого Архипелага, Дарданелл, Мраморного моря, через Золотой Рог; сорок восемь часов спустя мы уж в Константинополе!

"Выехав из Константинополя, мы в двадцать четыре часа дойдем до Севастополя и Балаклавы, избрав путь через Босфор и Черное море. В Севастополе предполагается двухдневная остановка для осмотра бухт, укреплений и полей битв в Крыму.

"Обратный путь пойдет через Босфор, с остановкой в Константинополе, чтобы забрать тех из пассажиров, которые бы предпочли там остаться на пути в Севастополь. Затем, вниз по Мраморному морю, через Дарданеллы, вдоль берегов древней Трои и Азиатской Лидии, по направлению к Смирне, куда придем через два с половиной дня по отъезде из Константинополя. В Смирне можно остановиться довольно продолжительно, с целью осмотреть Ефес, лежащий в пятидесяти милях отсюда, по железной дороге.

"Из Смирны в Святую Землю наш путь будет лежать Греческим Архипелагом, мимо самого острова Патмоса, вдоль берегов Азии, древней Памфилии и острова Крита. Через три дня мы будем уж в Бейруте, где некоторое время будет посвящено посещению Дамаска, после чего наш пароход, двинется на Яффу.

"Из Яффы можно отправиться в Иерусалим, на реку Иордан, на озеро Тивериадское, в Назарет, Вифанию, Вифлеем и в иные достопримечательные места Святой Земли. В Яффе же могут снова сесть на пароход те из пассажиров, которые предпочли бы проехать из Бейрута сухим путем, через Дамаск, Галилею, Капернаум, Самарию, реку Иордан и Тивериадское озеро!

"Из Яффы в двадцать четыре часа мы доедем до Александрии, где достойными осмотра считаются: Помпеевы столбы, Игла Клеопатры, катакомбы и развалины древней Александрии. Поездка из Александрии в Каир (сто тридцать миль по железной дороге) займет всего несколько часов. Из Каира можно будет отправиться осмотреть местоположение древняго Мемфиса, житницы Иосифа и пирамиды.

"Обратный путь (уже по направлению домой) пойдет из Александрии на остров Мальту, Кальяри (в Сардинии) и Парму (на острове Майорке): все эти гавани и города отличаются своей красотою, живописными видами и изобилием плодов. В каждом из этих мест предполагается остановка в один или два дня.

"Затем, выехав с вечера из Пармы, на следующее же утро мы остановимся в Валенции, в этом прекраснейшем из испанских городов, которому и уделим несколько дней.

"Обратный путь из Валенции пойдет вдоль берегов Испании, на разстоянии какой-нибудь мили или двух от Аликанте, Картагены, Палоса и Малаги, а через сутки - однодневная стоянка в Гибралтаре.

"Затем, дня через три, мы доберемся до Мадеры, про которую капитан Марриет говорит: "Я не знаю на всем земном шаре места, которое с первого же взгляда так бы удивляло и пленяло путника, как остров Мадера".

"Стоянка здесь продлится день-другой, а может быть, и больше, если представится возможность, т. е. если позволит время; после чего, пройдя через группу соседних островов, наш пароход, по всей вероятности, минует Тенерифский Пик и пойдет южным морским путем, перерезая Атлантический океан на широте северо-восточных попутных ветров, при которых можно в этих местах ожидать встретить мягкую и приятную погоду и гладкую поверхность моря.

"Дней через десять по выходе из Мадеры мы зайдем на Бермудские острова и, погостив немного у "наших друзей бермудцев", начнем последний переезд, который и будет закончен дня через три.

"Уже в настоящее время получены заявления из Европы от нескольких обществ, которые желают присоединиться к нашей экспедиции, проездом через Европу.

"Во всякое время и при всяких условиях пароход будет для пассажира как бы его собственным домом, в котором каждый будет окружен добрыми друзьями, всевозможными удобствами и полным сочувствием.

"Еслиб случилось, что в котором-либо из портов,упомянутых в нашей программе, оказалась какая-либо заразная болезнь или эпидемия, такие порты мы пройдем мимо и заменим их другими, в такой же степени достойными внимания.

"Плата за проезд: 1.250 дол. звонкою монетою с каждого взрослого человека. Выбор помещения в каютах и за столом зависит от порядка, в котором пассажир следует по подписке. Участником в ней признается лишь уплативший казначею 10% проездной платы.

"Во всех портах во время остановок пассажиры могут, если им заблагоразсудится, не высаживаться на берег и за это с них не будут требовать никакой дополнительной платы; всякого рода проезд на лодках принимается также на счет парохода.

"При подписке на поездку необходимо, чтобы все переезды были уплачены вперед, так как это даст возможность, насколько мыслимо точнее и совершеннее обставить отъезд в назначенное время.

"Заявления о желании участвовать в поездке должны быть утверждены коммиссией прежде, нежели будут выданы билеты, и могут быть сделаны только за личной подписью каждого.

"Предметы, достойные внимания, или редкости, приобретенные пассажирами во время путешествия, могут быть довезены домой безплатно.

"Вообще предполагается, что плата по 5-ти долларов в день с человека (золотом) будет достаточна для того, чтобы покрыть "все" путевые издержки на берегу и вообще в тех различных пунктах, ради осмотра которых пассажиры на несколько дней могут пожелать высадиться на некоторое время.

"Поездка может быть продолжена и самый порядок пути видоизменен по "единодушному" желанию пассажиров.


117. Уолл-Стрит. Нью-Иорк.

Казначей - Р. Р. Ж.***

Коммиссия заявлений:

Коммиссия по выбору парохода:

Капитан В. В. С**, управляющий обществом подписчиков.

Ч. В. К***, инженер-эксперт от Соедин Штат. и Канады

P. S. - Превосходный, снабженный громадным боковым колесом пароход "Куэкер-Сити" (т. е. "Город Квакеров") получил для этой цели привилегию и отплывает из Нью-Иорка 8-го июня. Правительство обратилось к иноземным властям с письмами, поручающими путешественников их любезному вниманию.

* * *

Чего же еще не хватало этой программе для того, чтобы сделать ее окончательно неотразимой? Да ничего такого, до чего мог бы додуматься самый утонченный ум. Париж, Швейцария, Италия, Гарибальди, Греческий Архипелаг, Везувий, Константинополь, Смирна, Святая Земля... Египет и "наши друзья бермудцы"! Европейцы желают присоединиться к нам в Европе, против заразных болезней принимаются меры предосторожности; катанье на лодке пароход принимает на свой счет; тут же на пароходе - доктор; в случае единодушного желания путешественников можно разсчитывать даже хоть на кругосветное плавание; состав общества пассажиров будет подвергаться строжайшему выбору со стороны безпощадной "комиссии заявлений", а сам пароход будет также строго выбран "Пароходной выборной коммиссией".

в моем распоряжении. Мне удалось избежать критического исследования моих личных свойств со стороны этой "коммиссии заявлений", но я сослался на всех высокопоставленных лиц, которых только мог припомнить и которые наименее близко могли меня знать.

В скорости к общей программе было присоединено добавочное условие, чтобы на пароходе были приняты в употребление "Гимны Плимутского издания". Тогда я уплатил все следуемые по разсчету деньги. Мне выдали квитанцию в получении их и я был оффициально и окончательно принят в число путешественников. Конечно, и это было уже большое счастье, но оно было ничто в сравнении с новизною ощущения - чувствовать себя одним из немногих "избранных"!

очками, вуалями от египетского зноя и прочным платьем для суровых переходов во время паломничества по Святой Земле.

Сверх того, было упомянуто, что хотя пароходная библиотека и предоставляла в их распоряжение довольно значительный запас книг для чтения, но было бы хорошо, если бы каждый из пассажиров запасся несколькими "путеводителями", Библией и некоторыми из наилучших описаний путешествий; при этом был тут же приложен перечень книг, касающихся главным образом Святой Земли, так как Святая Земля входила в программу поездки и казалась главным её пунктом.

чем без него. Генерал-лейтенант Шермэн должен был примкнуть к нашему обществу, но война с индейцами требовала его присутствия в американских равнинах. Знаменитая актриса уже была внесена в общий список участвующих, но что-то такое ей помешало и она тоже не могла уехать с нами. "Потомакский барабанщик" разыграл из себя дезертира... Не успели мы оглянуться, как ни одной знаменитости в числе нас не осталось!

Тем не менее, у нас должна была быть целая "батарея орудий" из морского ведомства (согласно объявлению), дабы нам было чем отвечать на королевские салюты, и важный документ, доставленный нам секретарем флота, в силу чего "генерала Шермэна и его спутников" должны были радушно принимать при дворах, в лагерях и военных квартирах Старого Света. Вся эта батарея и самый документ так при нас и остались, хотя, как мне казалось, они несколько поутратили свои первоначальные грандиозные размеры. Да разве и помимо них у нас не было еще впереди самой заманчивой программы: Парижа, Константинополя, Смирны, Иерусалима, Иерихона и "наших друзей бермудцев"? Какое же нам дело до всего остального?



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница