Похождения Тома Сойера.
Глава двадцать пятая

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Твен М., год: 1876
Категории:Приключения, Детская литература, Роман


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ.

На следующiй день, въ полдень, Томъ и Гекъ опять пришли на место своихъ ночныхъ подвиговъ, чтобы взять оставленные тамъ инструменты. Томъ сгоралъ отъ нетерпенiя забраться въ покинутый домъ. Гекъ, бывшiй несколько хладнокровнее, вдругъ остановился и сказалъ:

-- А скажи, Томъ: ты знаешь, какой сегодня день?

Томъ подумалъ и испуганно поднялъ голову:

-- Вотъ объ этомъ-то я и не подумалъ, Гекъ!

-- Мне тоже не пришло въ голову подумать объ этомъ. Но потомъ я вдругъ вспомнилъ, что сегодня - пятница.

-- Да, всего не предусмотришь, Гекъ. Если бы мы начали это дело сегодня, то оно могло бы кончиться ничемъ.

-- Могло бы! Оно кончилось бы ничемъ. Пятница - тяжелый день

-- Это всякiй дуракъ знаетъ. Ужь не думаешь ли ты, Гекъ, что ты первый выдумалъ это?

-- Разве я сказалъ это? И потомъ беда не въ одной пятнице: я сегодня виделъ дурной сонъ. Мне снились крысы.

-- Неужели? Это дурной знакъ. Оне кусали другъ друга?

-- Нетъ.

-- Ну, тогда ничего, Гекъ. Когда оне не кусаютъ другъ друга, то такой сонъ означаетъ только, что намъ грозитъ какая-нибудь беда. Мы должны быть на-стороже, вотъ и все. На всякiй случай сегодня мы не пойдемъ въ тотъ домъ, а будемъ играть. Ты знаешь что-нибудь о Робинъ Гуде, Гекъ?

-- Нетъ; а кто это такой?

-- О, это былъ самый великiй человекъ, какой только существовалъ въ Англiи. Онъ былъ разбойникомъ.

-- Отлично! Я хотелъ бы быть на его месте А на кого онъ нападалъ?

-- Только на шерифовъ, епископовъ, богачей π королей. Бедныхъ онъ не трогалъ; онъ любилъ ихъ и делился съ ними добычей.

-- Да это, должно-быть, былъ очень умный человекъ, Томъ?

-- Да, это правда. Гекъ. Это былъ лучшiй человекъ, какой когда-либо жилъ на свете. Теперь такихъ людей нетъ. Онъ могъ побороть одной рукой всякаго человека. Потомъ у него былъ лукъ, изъ котораго онъ попадалъ въ монету въ десять центовъ за полторы мили, когда же стрела попадала не въ середину, а въ край монеты, то онъ садился и горько плакалъ и проклиналъ свою судьбу. Давай играть въ Робинъ Гуда, это очень интересно'.

-- Хорошо, я согласенъ.

склоняться къ западу, и деревья стали бросать длинныя тени, они отправились домой и скоро скрылись изъ виду въ густомъ лесу Кардифскаго холма.

Въ субботу, после полудня, мои герои снова очутились около стараго высохшаго дерева. Сначала они покурили и поболтали немного, а потомъ стали рыть яму, которую выкопали въ последнiй разъ - не потому, чтобы они были уверены, что найдутъ въ ней кладъ, а просто для очистки совести: Томъ уверялъ, что бывали случаи, когда кладоискатели не докапывались до клада какихъ-нибудь шести дюймовъ, а потомъ приходилъ какой-нибудь другой человекъ и, после несколькихъ взмаховъ лопатой, забиралъ себе сокровище. Углубивъ яму на несколько вершковъ, мальчики взвалили на плечи свои инструменты и начали спускаться съ холма, утешая себя темъ, что не шутили съ счастьемъ и въ точности выполнили все, что требуется въ подобныхъ случаяхъ.

Когда Томъ и Гекъ подошли къ развалившемуся домику, мертвая тишина, окружавшая его, подействовала на нихъ такъ угнетающе, что они долгое время не решались войти. Наконецъ, они подкрались къ двери и робко заглянули внутрь дома. Они увидели заросшую сорной травой комнату безъ пола, съ голыми стенами, съ покосившимся каминомъ и зiяющими окнами безъ стеколъ. Въ углу виднелась полуразвалившаяся лестница, которая вела на чердакъ. Всюду висела клочьями грязная пыльная паутина. Мальчики нерешительно и боязливо вошли въ комнату; пульсъ ихъ учащенно бился, они разговаривали шопотомъ и чутко прислушивались, готовые при малейшемъ подозрительномъ шорохе обратиться въ бегство.

Мало-по-малу, однако, страхъ ихъ началъ исчезать, и они подробно осмотрели всю комнату, въ душе удивляясь своей собственной храбрости. Покончивъ съ осмотромъ нижняго этажа, они решили осмотреть и чердакъ. Правда, это значило до известной степени отрезать себе отступленiе, но ихъ любопытство было такъ раззадорено и они были такъ упоены своей смелостью, что бросили свои инструменты въ уголъ и поднялись наверхъ. Тамъ мальчики увидели те же следы всесокрушающаго времени. Въ одномъ углу чердака стоялъ шкапъ, въ которомъ можно было ожидать что-нибудь найти, но эта надежда оказалась напрасной: шкапъ былъ пустъ. Теперь мои герои совершенно успокоились и собирались сойти внизъ, чтобы приняться за работу, какъ вдругъ Томъ остановился и прошепталъ:

-- Тсс!...

-- Что такое? - пробормоталъ едва слышно Гекъ и побледнелъ, какъ полотно.

-- Тсс!... Слышишь?

-- Да! Боже мой! Надо бежать, Томъ!

-- Молчи и не шевелись, они подходятъ къ двери!

Мальчики легли на полъ и приложили глаза къ щелямъ между досокъ.

-- Они остановились... нетъ, идутъ... теперь они вошли. Ни слова, Гекъ! Боже мой, какъ мы выберемся теперь отсюда?

Въ домъ вошли два человека. Оба мальчика разомъ подумали про себя:

-- Одинъ - это старый глухонемой испанецъ, который недавно появился въ городке; другой - неизвестно кто.

Этотъ "другой" былъ въ лохмотьяхъ съ взъерошенными волосами и имелъ очень подозрительный видъ. На "испанце" былъ длинный плащъ; у него были пушистые, седые усы и такiе же волосы, падавшiе длинными прядями изъ подъ широкополой шляпы. Кроме того, онъ носилъ очки съ круглыми зелеными стеклами. Когда они вошли, товарищъ "испанца" о чемъ-то оживленно говорилъ. Бродяги сели на полъ, лицомъ къ двери и прислонились къ стене. Говорившiй продолжалъ свою речь, оживленно жестикулируя. Чемъ дальше, темъ онъ говорилъ громче и, наконецъ, мальчики услышали, какъ онъ сказалъ:

0x01 graphic

-- Нетъ, я много думалъ объ этомъ, и не согласенъ идти съ тобой. Слишкомъ опасно.

-- Опасно! - проворчалъ "глухонемой" испанецъ, къ величайшему удивленiю мальчиковъ. - Ты просто трусъ!

При последнихъ словахъ "испанца", Томъ и Гекъ вздрогнули и похолодели отъ ужаса. Это былъ голосъ индейца Джо.

Помолчавъ немного, Джо продолжалъ:

-- Что можетъ быть опаснее того дельца, которое я обделалъ тамъ, - онъ указалъ рукой въ сторону города, - а разве со мной что-нибудь случилось?

-- Ну, это другое дело! Такъ далеко отъ города, и никакого жилья кругомъ!

-- А то, что мы приходимъ сюда днемъ - разве это не опасно. Всякiй, кто только увидитъ насъ, можетъ заподозрить, что мы не даромъ скрываемся въ этой лачуге.

-- Это я знаю. Но после того дурацкаго дела нужно же было куда-нибудь спрятаться. Теперь мы должны убраться отсюда. Я собирался сделать это еще вчера, да было нельзя: проклятые мальчишки весь день возились на томъ холме.

"Проклятые мальчишки" при этихъ словахъ задрожали, какъ въ лихорадке, и въ душе поблагодарили Бога, что вспомнили о пятнице и решили подождать одинъ день. Почему только они не решили подождать не одинъ день, а целый годъ! Между темъ бродяги вынули изъ мешковъ провизiю и начали есть. После долгаго молчанiя, Джо сказалъ:

"деломъ" мы займемся тогда, когда я найду более удобнымъ. А потомъ - въ Техасъ!

На это предложенiе не последовало никакого ответа. Затемъ оба начали зевать, и Джо сказалъ:

-- Я чертовски усталъ. Теперь твоя очередь сторожить.

Онъ улегся на полу и скоро захрапелъ. Его товарищъ вскоре также началъ клевать носомъ; его голова склонялась все ниже и ниже, и, наконецъ, онъ заснулъ.

Мальчики облегченно вздохнули. Томъ прошепталъ:

-- Теперь пора; идемъ!

-- Нетъ, я не могу идти, - ответилъ Гекъ шопотомъ. - Если они проснутся, я сойду съ-ума отъ страха.

Томъ началъ уговаривать Гека, но тотъ не решался двинуться съ места. Наконецъ, Томъ осторожно поднялся на ноги и решилъ попытать счастья за свой рискъ. Однако, при первомъ же его шаге, ветхiй полъ заскрипелъ такъ громко, что онъ въ ужасе опустился рядомъ съ Гекомъ. Сделать вторую попытку бежать онъ не решился. Мальчики лежали неподвижно, считая минуты; время тянулось съ убiйственной медленностью. Наконецъ, къ своей радости, они заметили, что солнце начинаетъ садиться.

Одинъ изъ спавшихъ пересталъ храпеть. Индеецъ Джо приподнялся, осмотрелся кругомъ и злобно усмехнулся при виде, что его товарищъ спитъ, опустивъ голову на колени. Онъ толкнулъ его ногой и сказалъ:

-- Хорошъ сторожъ, нечего сказать! Ну, да ужь все равно, благо ничего не случилось.

-- Да что ты... разве я заснулъ?

-- Конечно. А теперь пора отправляться въ путь. Только, какъ намъ быть съ теми деньгами?

-- Не знаю. Лучше всего было бы оставить ихъ здесь, пока мы не соберемся на югъ. Таскать съ собой шестьсотъ пятьдесятъ долларовъ не такъ-то легко!

-- Ну, хорошо. Мы можемъ придти сюда еще разъ.

-- Только надо будетъ придти сюда ночью, какъ въ прошлые разы. Дело все-таки будетъ вернее!

-- Но вотъ что, дружище: пока не подвернется удобный случай обделать то дельце, можетъ пройти довольно много времени. Место здесь хорошее, но деньги все-таки нужно было бы зарыть въ землю.

-- Это такъ, - согласился товарищъ индейца.

Онъ подошелъ къ камину, поднялъ одинъ изъ заднихъ кирпичей и вытащилъ тугонабитый мешокъ. Бродяга вынулъ изъ него двадцать или тридцать долларовъ для себя и столько же для индейца и передалъ мешокъ Джо, который стоялъ на коленяхъ въ углу комнаты и рылъ яму своимъ длиннымъ, широкимъ ножомъ.

Въ эту минуту мальчики забыли весь свой страхъ. Съ искрящимися глазами они следили за каждымъ движенiемъ Джо. Какое счастье! Шестьсотъ долларовъ! Этихъ денегъ было достаточно, чтобы обогатить съ полдюжины мальчиковъ. Искать кладъ при такихъ обстоятельствахъ можно: тутъ нетъ непрiятной неизвестности относительно того, где копать яму! Мальчики безпрестанно толкали другъ друга подъ локоть, точно желая сказать: "Что, теперь ты доволенъ, что попалъ сюда?"

Вдругъ ножъ индейца наткнулся на что-то твердое.

-- Эге! - воскликнулъ онъ.

-- Что такое? - спросилъ его товарищъ.

-- Второй полъ... нетъ, это, вероятно, какой-нибудь сундукъ Помоги-ка мне, мы сейчасъ увидимъ, что это такое. Впрочемъ, оставь: я ужь пробилъ дыру въ доске.

-- Это, братъ, деньги!

Оба осмотрели монеты. Это было золото. Мальчики обрадовались не меньше самихъ бродягъ.

-- Мы сейчасъ вытащимъ ящикъ на светъ Божiй, - проговорилъ товарищъ индейца. - Тамъ въ углу валяется старая заржавленная кирка, она намъ пригодится.

Онъ подбежалъ къ кирке и лопате, оставленнымъ мальчуганами, и подалъ кирку индейцу. Джо подозрительно осмотрелъ ее, покачалъ головой, пробормоталъ что-то себе подъ носъ и принялся за работу.

Ящикъ вскоре былъ выкопанъ. Онъ былъ не особенно великъ и обитъ железными полосами. Повидимому онъ пролежалъ въ земле очень долго, такъ какъ дерево почти сгнило, а железо было покрыто толстымъ слоемъ ржавчины. Бродяги любовались на сокровище и не могли произнести ни одного слова отъ радости. Наконецъ, Джо прошепталъ:

-- Товарищъ, тутъ несколько тысячъ долларовъ.

-- Говорятъ, что здесь былъ притонъ шайки Мерреля.

-- Я это знаю, - подтвердилъ Джо.

-- Теперь мы можемъ обойтись и безъ того дельца, а?

Индеецъ нахмурился.

-- Ты не понимаешь меня или не понимаешь, чего мне надо. Мне нужны не деньги: я хочу отомстить за себя! - При этихъ словахъ въ глазахъ Джо сверкнулъ зловещiй огонь. - Чтобы эта месть удалась, мне нужна твоя помощь, понимаешь? Когда дело будетъ сделано, мы отправимся въ Техасъ. А теперь отправляйся къ своей Ганне и ребятишкамъ и жди, пока я тебя не вызову.

-- Ну, хорошо, хорошо. А что же делать съ этимъ сокровищемъ? Мы закопаемъ его обратно?

-- Да. (Наверху полный восторгъ). Впрочемъ, нетъ, этого нельзя делать. (Наверху - отчаянiе). Я чуть-чуть не забылъ одной вещи. На кирке была свежая земля. (Мальчикамъ чуть не сделалось дурно отъ страха). Какъ попали сюда эта кирка и лопата? Да еще съ свежей землей? Кто принесъ ихъ сюда, и где эти люди? Ты не слышалъ никакого шума? Нетъ, закопать ящикъ здесь не годится. Эти люди могутъ вернуться сюда, и тогда они заметятъ, что земля только-что вскопана, и мы останемся въ дуракахъ. Нетъ, будетъ гораздо лучше, если я заберу все это въ свою берлогу.

-- Конечно. Въ номеръ первый?

-- Нетъ, въ номеръ второй, подъ крестомъ. Тамъ место надежнее.

-- Пожалуй, что такъ. Скоро стемнеетъ, и мы можемъ отправиться во-свояси.

Индеецъ началъ ходить по комнате и, подходя то къ одному, то къ другому окну, осторожно высматривалъ, что делается кругомъ.

-- И кто бы могъ принести сюда эти инструменты? - проговорилъ онъ, наконецъ, въ раздумьи. - Пожалуй, они спрятались тамъ, наверху.

0x01 graphic

У мальчиковъ захватило дыханiе отъ страха. Индеецъ Джо схватился за свой большой ножъ, засунутый за кушакъ, подумалъ съ минуту и затемъ решительно направился къ лестнице. Мальчикамъ пришло въ голову спрятаться въ шкапъ, но силы имъ изменили: отъ страха они не могли двинуться съ места. Ступени лестницы заскрипели, отчаянное положенiе пробудило въ мальчикахъ энергiю, и они уже были готовы броситься къ шкапу, но вдругъ раздался страшный трескъ и Джо очутился на полу среди обломковъ провалившейся лестницы. Онъ съ проклятiями всталъ на ноги, а его товарищъ заметилъ:

-- И къ чему делать столько шума изъ-за пустяковъ! Если тамъ кто-нибудь спрятался, то пусть и сидитъ тамъ. Если они вздумаютъ вспрыгнуть и напасть на насъ, то мы сумеемъ ихъ принять, какъ следуетъ. Черезъ четверть часа будетъ совсемъ темно; выследить насъ имъ не удастся. А по-моему, вернее всего, что те, кто принесли сюда эти инструменты, если и увидели насъ, то приняли насъ за духовъ и убежали. Я готовъ биться объ закладъ, что теперь они ужь далеко отсюда.

0x01 graphic

свою драгоценную ношу.

Томъ и Гекъ встали на ноги, все еще дрожа отъ пережитаго страха, но съ облегченнымъ сердцемъ и стали смотреть вследъ обоимъ бродягамъ сквозь огромныя щели въ стене. Что, если выследить, куда они пошли? Но объ этомъ нечего было и думать. Мальчики были очень рады уже тому, что имъ удалось спуститься съ чердака, не сломавъ себе шеи, и они тотчасъ же направились въ городъ. По пути они говорили мало, такъ какъ каждый изъ нихъ былъ занятъ одной только мыслью: какъ можно было сделать такую глупость и оставить инструменты внизу! Не будь этого, индеецъ ничего бы не заподозрилъ, спряталъ бы свой мешокъ съ деньгами вместе съ найденнымъ сокровищемъ, и не трогалъ бы зарытаго клада, пока ему не удалось бы выполнить свою "месть". Вернувшись за своими богатствами, онъ ужъ наверное не нашелъ бы ихъ - Томъ могъ бы поручиться за это. А теперь все пропало изъ-за глупой, нелепой оплошности. Во всякомъ случае, мальчики решили выследить, когда "испанецъ" появится въ городке, чтобы привести въ исполненiе свой кровавый замыселъ. Тогда, быть-можетъ, удастся раскрыть тайну "номера второго". Вдругъ страшная мысль мелькнула въ голове Тома.

намъ, Гекъ!

-- Не говори этого, Томъ, - проговорилъ Гекъ, задрожавъ съ головы до ногъ при одной только мысли, что это предположенiе можетъ оказаться вернымъ.

на кладбище, то его месть будетъ направлена только противъ Тома: показанiе на суде давалъ только онъ.

Слабое утешенiе для Тома! Иметь товарища въ опасности ему казалось все-таки лучше, чемъ подвергаться ей одному. Но Гекъ, повидимому, былъ другого мненiя.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница