Книга снобов.
Глава XIII. Еще клерикальные Снобы.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Теккерей У. М., год: 1848
Категория:Повесть

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Книга снобов. Глава XIII. Еще клерикальные Снобы. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ГЛАВА XIII.
Еще клерикальные Снобы.

Среди клерикальных Снобов не надо забывать двух их разновидностей: университетских и школьных Снобов, которые вместе составляют многочисленный баталион в черно-рясной армии.

Наши предки (которых я, с каждым днем, все более и более уважаю), повидимому, решили в своем глубоком уме, что воспитание юношества такое пустое и не важное дело, что им может успешно заниматься кто угодно, если только он имеет в кармане университетский диплом и в руках розгу. До сих пор многие почтенные провинциальные джентльмены не берут слуг без серьезных рекомендаций и не покупают лошадей без свидетельства ветеринаров; но отдают своих сыновей в школу, не спрашивая даже, кто директор её и какие в ней учителя.

Мы очень любим маленьких школьников, потому что десятки тысяч их читают с восторгом Пунч и мы искренно желаем, чтобы он никогда не напечатал ни одной строчки, которой они не могли бы прочесть. Пунч ни за что не хочет, чтобы его юные друзья сделались в будущем Снобами, а пока они воспитывались таковыми. Наши отношения к университетской молодежи самые дружеския, и студенты наши большие приятели, но туторы и деканы коллегий дрожат от одной мысли, что мы выведем их в качестве Снобов.

Многие еще помнят, что в эпоху появления железных дорог, быстро завоевавших всю страну, Итонския и Оксфордския власти подняли шум из опасения, чтобы гнусная новизна не совратила с пути истины юношей, учившихся чистому разуму в этих убежищах науки. Но все их жалобы и стоны ни к чему не повели, а железные дороги одержали верх над старомодными, отжившими свое время, учреждениями. Я с удовольствием прочитал на-днях газетное объявление, гласившее: "В королевскую коллегию, туда и обратно, за 5 шиллингов. Сады коллегии будут открыты, произойдет ученическая гонка, а в церкви будет играть знаменитый орган". И все это за 5 шиллингов! Готы вступили в Рим. Наполеон Стифенсон окружил своими республиканскими ретраншементами священные, старые города и клерикальный их гарнизон должен рано или поздно поднести ключи своих твердынь железному завоевателю.

Если вы, любезный читатель, обратите внимание на ту громадную долю Снобизма, которую порождает существующая до сих пор университетская система, то вы согласитесь, что пора вооружиться против лежащих в её основе средневековых, феодальных предразсудков. Поезжайте за 5 шиллингов и посмотрите, что делается в коллегиях: вы увидите, что один юноша важно расхаживает в профессорской мантии и шляпе, другой разукрасил свою бархатную шайку золотыми и серебряными галунами, а третий смиренно носит на голове колпак без кисти.

Первому все дозволяется, потому что он аристократ. Юному лорду университет выдает ученую степень через два года, а простым смертным через семь; кроме того, ему необязательно держать экзамены. Каждый, кто не бывал в коллегии за 5 шиллингов туда и обратно, не поверит, что в педагогическом учреждении могут допускаться такия чудовищные нелепости.

Юноши в шапках с золотыми и серебряными кружевами, - сыновья богатых людей, хотя не аристократы, и им разрешается есть лучше, чем другим товарищам, а также пить вино за столом, что другим запрещено.

Несчастные мальчики в колпаках без кистей называются servitors в Оксфорде (очень любезное и джентльменское название). В их одежде допускается различие, потому что они люди бедные и им не позволяют обедать за одним столом с богатыми, знатными товарищами.

людей, как еще теперь в некоторых частях Соединенных американских штатов считается богохульством признание негра равным белому. Какой-нибудь Генрих VIII серьезно разсуждал о своем божественном праве, словно он был вдохновенным пророком, а Иаков И не только сам верил, что был священной особой, но съумел убедить и других в этом. Правительство регулировало длину башмаков, дозволенных для ношения лавочникам, и вообще вмешивалось в торговлю, установление цен и т. д. Оно считало себя в праве жарить человека на костре, если он придерживался не государственной религии и всячески преследовать евреев, предписывая им носить особую одежду и жить в особых кварталах.

исчезнут последния политическия неравенства. Сэр Роберт Пиль, как бы он этого ни желал, не в состоянии регламентировать поведения, одежды и местожительства Вениамина Дизраэли. Евреи могут жить, где хотят и одеваться по христиански, даже по последней моде.

Отчего же в коллегиях существуют servitors? Это происходит оттого, что в университеты позднее проникают реформы, но так как теперь можно съездить в коллегию за 5 шиллингов туда и обратно, то пора и реформам туда проехаться.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница