О существе тайны

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Шатобриан Ф. Р., год: 1814
Примечание:Переводчик неизвестен
Категория:Публицистическая статья

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: О существе тайны (старая орфография)

О существе тайны (*).

(*) Сим переводом из Génie du christiаnisme обязаны мы женскому перу. И.

Все изящное, любезное, великое в жизни составляют вещи таинственные, чувства удивительнейшия суть те, которые волнуют нас смешанным образом. Стыдливость, любовь, непорочная дружба добродетельная исполнены таинства. Можно сказать, что любящияся сердца разумеют друг друга в половину, и что, оне только полуоткрыты. Невинность, которая есть ничто иное, как святое неведение, не может ли, в свою очередь, быть самою недоведомою из таинств. Младенчество по тому щастливо, что не знает ничего; старость по этому бедственна, что знает все; но, к её щастию, при конце таинств жизни начинаются тайны смерти.

Что сказали мы о чувствованиях, то можно сказать и о добродетелях: самые священные, непосредственно произтекающия от Бога - какова есть милосердие (charité) - любят скрываться от взоров, подобно Источнику своему.

В отношениях ума мы находим и удовольствия мысли через тайны. Тайна имеет столь высокое свойство, что первые люди: Азии не говорили иначе как символами. К какой наук обращаются, безпрестанно, как не к той, которая всегда оставляет что нибудь угадывать и которая останавливает взоры на бесконечной перспективе? Когда мы бродим в пустыне, то некоторое неизъяснимое побуждение заставляет нас убегать равнин, где можно все обнять одним взором: мы ищем лесов, колыбели религгии, сих лесов, которых и сень и шум и безмолвие исполнены чудес; сих пустынь, в коих враны и пчелы питали первых отцев церкви, и где святые мужи, вкушая небесные сладости, восклицали: Господи! я умру от радости, естли Ты не умеришь моего блаженства! -- Наконец, мы не останавливаемся у подножия новейших памятников; но естьли на необитаемом острове среди океана представится нам бронзовое изваяние, которого простертая рука указывает на запад, и которого основание, покрытое гиероглифами, разрушено волнами и временем: то какой источник размышлений для странника! Все сокровенно, все неизъяснимо во вселенной. Самый человек не есть ли чудесная тайна? Откуда приходит молния, которую мы называем жизнию? и в какой нощи угасает она? Всевечный поставил рождение и смерть в вид двух закрытых фантомов на обоих концах пути нашего; первое есть непостижимое мгновение нашего существования, неизбежно поглощаемое другим.

леса, где Брамины, Маги, Гимнософисты, Друиды прорицали непостижимую волю богов своих.

Мы, конечно, не хотим сравнивать сих таинств с таинствами истинной веры и непроницаемой глубины Всевышнягo, с бренностию и тьмою сих богов, дела рук человеческих; но заметим, что нет религии без таинств. Таинства сии, соединенные с жертвоприношением, Бог Сам есть великая тайна натуры; божество Египтян изображалось покровенным, и сфинкс всегда представлялся у преддверия его храмов.

Шатобриан.

"Вестник Европы", No 11, 1814