Грэм Грин. Десятый. Рассказ

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Иностранная литература (общая)
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Грин Г. (О ком идёт речь)


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Грэм Грин. Десятый. Рассказ.

Композиция. "Ночь.. где-то идет война.. ночь.. на нас глядит луна" .. хм.. о чем это я? О рассказе Г.Грина "Десятый"! Время действия рассказа - вторая мировая война. Место действия - барак заложников французов в оккупированной фашистами Франции, где находятся тридцать пленных. Герой рассказа - юрист ( облакат ) Шавель, который считает, что "попал" в барак в отличие от остальных персонажей, случайно. Он неохотно участвует в популярных здесь карточных играх. А если и случайно выигрывает, то отдает выигрыш вечером партнеру по игре.

Шавель испытывает чувство одиночества. Он говорит то с молодым Январем, то с мэром, тоже оказавшемся сроеди тридцати пленных - но его речь - рассказ о собственном домике во Франции - ни у кого не вызывает отклика.

В три часа дня офицер, пришедший к заключенным, сообщает:

- Минувшей ночью в городе были совершены убийства. Погибли помощник военного коменданта, ефрейтор. В ответ я отдал приказ рассрелять каждого десятого заключенного в этом лагере. От вас - трое. Выбирайте сами.

Итак, заключенные решают тянуть жребий. Они кладут тридцать бумажек, три из которых - с крестами, в ботинок Крога. Тянут в алфавитном порядке. Сначала тянет некто Вуазен. Ему достается бумажка с крестом. Шавель испытывает большую радость и облегчение. Ведь остается еще двадцать девять бумажек, из них всего две - с крестами.

Но вот проходит первый десяток ( десятым тянет Январь - и вытаскивает пустую бумажку ), и шансы становятся такими же как и в начале. Пятнадцатым тянет пожилой служащий Ленотр - и вытаскивает бумажку с отметкой. Он присоединяется к Вуазену, который сидит у стены с незажженной сигаретой. Шансы нашего героя его на минуту снова подскакивают ( как поселенные в доме 10 на пятом этаже - И.П. ) до небывалой высоты: пятнадцать против одного.

Когда подходит очередь Шавеля, в ботинке остается три бумажки. Он сначала хватает одну, но решает, что им двигало некое внушение двлих оставшихся, - бросает ее, и вытягивает вторую. Вторая бумажка оказывается с крестом.

Если бы рядом с Шавелем оказался бы сибирский поддонок, он обязательно бы с удовлетворением воскликнул: "Ты попал! Ты попал!!" Но поскольку дело происходило во Франции, и, кроме французов, никого вокруг не было, Шавелю выразили только сочуствие.

- Даю сто тысяч франков тому, кто возьмет вот это! - воскликнул Шавель, протягивая бумажку. Но никто не соглашался заменить шествующего на эшафот.

Тогда Шавель предложил:

- Отдаю все, что у меня есть. Деньги, поместье, все..

Его предложением заинтересовался Январь.

-- Вот что, - сказал Январь. - Вы "облакат" и давайте пишите все по форме. Что у вас там есть? Денег сколько?

-- Триста тысяч франков. Точной цифры не могу вам назвать.

-- А этот дом, что вы рассказывали? Сен-Жан...

-- Дом и шесть акров земли.

-- Земля собственная или арендованная?

-- Собственная.

Одновременно с дарственной "облакат" составляет завещаение Января - матери и сестре Января.

По окончании войны Шавель получил документы на имя Жана-Луи Шарло ( исказили фамилию ) и, вернувшись в Париж с трехстами франками за душой, бродит по городу. Потом, движимый потоком воспоминаний, он устремляется к бывшему своему дому. Дверь ему открывает худенькая очень молодая сестра погибшего Января.

мать Января думает, что Январь жив и живет где-то далеко, и разбогател.

Большой дом Шавеля - за ним трудно ухаживать. Об этом говорит появившаяся мать Января.

Когда они остаются одни, сестра Января признается, что у нее было предчувствие - она проснулась посреди ночи, почувствовала боль, заплакала ( в ту ночь, когда "облакат" уговорил Января заменить его на эшафоте ). Шавель на все лады расхваливает Января. Но сестра просит рассказать о самом Шавеле. Если бы она увидела Шавеля на пороге их дома, она плюнула бы ему в лицо, заявляет сестра.

О событиях в бараке сестра Января узнала из письма мэра. Она возненавидела Шавеля заочно и мечтала при встрече не только плюнуть ему в лицо, но и застрелить. Не зная, с кем она говорит, сестра предлагает Шавелю поработать у них - содержать сад и огород и ГЛАВНОЕ - постоянно следить за тем, не явится ли Шавель.

Шарло спит на верхнем этаже в комнатах для прислуги. Ночами он слышит, как измученная безсонницей сестра бродит по кухне. Однажды Шавель приносит с рынка покупки. Под списком покупок он неосмотрительно ставит свою залихвасткую подпись. Сестра Января, осматривая список, замечает ее и клянется, что подпись ей знакома - но откуда, она не может вспомнить! Поразительная недальновидность!

В другой раз Шавель говорит о себе:

-- Как вы его ненавидите.

-- Я чувствую такую неотступную ненависть, день и ночь, день и ночь. Это как запах, от которого невозможно отделаться, когда где-то падаль под половицами. Я ведь теперь к обедне не хожу, вы знаете. Отвожу мамашу, а потом иду ее встречать. Она спрашивала, почему, а я тогда сказала ей, что утратила веру. Это пустяк, с кем не случается, ведь верно? Господь на такие мелочи, как утрата веры, особенно не смотрит. Просто глупость..

Однажды в дверь постучали. Шарло открыл дверь. На пороге стоял известный Шарло актер и убийца Каросс ( который тоже сиживал в лагере ).

- Я - Шавель, - с порога заявил он.

Настоящий Шевель подтвердил легенду незваного гостя ( это было нужно для того, чтобы оправдать собственную легенду ). Тереза ( так зовут сестру Января ) плюнула лже-Шавелю в лицо.

Шавель дает убежище Кароссу на одну ночь ( тому было необходимо скрыться от полиции ). Каросс в целом доволен своим бенефисом в роли Шавеля и заявляет настоящему Шавелю, что он опытный герой-любовник и Тереза в него обязательно влюбится. Между делом Каррос сообщает Шавелю, что указ от 17 числа отменил все сделки в период немецкой оккупации. Таким образом, дом теперь принадлежит снова Шавелю.

После того, как maman отправилась в Иной мир, "великий актер" Каррос принялся втираться в доверие к Терезе:

-- Мадемуазель! - воскликнул он. - Вы одиноки, вы остались одна на всем свете. Но теперь вы больше не будете страдать от одиночества. Вы ненавидели меня - это прошло, все прошло. Больше не будет у вас ни забот, ни тревог...

Как умело он ведет игру, подумал Шарло, этот престарелый попрыгун, он предлагает то, что людям сейчас нужнее любви, - покой. А слова лились и лились, как вода, как воды Леты.

-- Я так устала.

-- Тереза, теперь вы сможете отдохнуть.

Он продвинул ладонь по перилам и прикрыл ее руку своей, она не сбросила ее.

-- Если бы только можно было кому-то довериться, - произнесла она. - Я думала, что могу доверять Шарло, а он солгал мне про Мишеля.

-- Мне ты можешь доверять, - сказал Каросс. - Я признался в самом плохом. Открыл тебе, кто я.

Но в этот трогательный и безусловно мелодраматический момент рассказа Шарло говорит:

-Меня зовут Жан-Луи Шавель. А этот человек - коллаборционист и убийца.

Шавель. Тогда Каросс выходит из своей роли. Он вынимает револьвер и велит Шавелю бросить фонарик. Шавель не слушается. Каррос стреляет.

Шавель, раненый, просит Терезу принести ему бумагу. Он пишет завещание, по которому дом должен перейти к ней.

- Теперь все будет хорошо, - успокаивает Шавель склонившуюся над ним Терезу, - ну, давай, беги. Ступай в Сен-Жан и обратись за помощью к своему кюре.

Итак, последние минуты жизни Шавель посвятил написанию завещания Терезе. "Он стал подписывать лист, но не успел - рана разверзлась: струя, поток, река; широкий разлив покоя.. Высший суд освободил его от угрызений. Даже придирчивая адвокатская совесть почила в.. мире".



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница