Иван Бунин. Темные аллеи

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Иностранная литература (общая)
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Бунин И. А. (О ком идёт речь)


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Иван Бунин. Темные аллеи.

Тема. По словам академика Д. С. Лихачева, манера сажать липовые аллеи так, чтобы деревья стояли одно к другому и создавали некоторый полумрак - русская, нигде больше в мире не встречающаяся. Таким образом, название книги, считает В. Агеносов, обращает читателя к теме Родины. С другой стороны, "Темные" - олицетворение сил, которые можно охарактеризовать как неисследованные, непознанные, таинственные, природные. По словам В. Агеносова, главная тема "Темных аллей" - любовь. Большинство рассказов построено на сюжете встречи двух героев, их сближения, любви и расставания. Особенность рассказов цикла - словесное изображение любви как подлинного порыва, противостоящего серым будням. Традиционно считается, что эти рассказы Ивана Бунина натуралистичны, хотя откровенные изображения в них минимальны и всегда оправданы сюжетом. Так, Л. Долгополов считает, что, напр., рассказом "Чистый понедельник" Бунин утверждает в противовес страстям смирение и даже аскетизм.

"Темные аллеи". Рассказ, давший название сборнику - о драгоценности воспоминания любви, которая сама по себе обладает такой силой, что делает убедительным и жизненным само воспоминание. Герои рассказа - военный Николай Алексеевич ( которого все называют "ваше превосходительство" ) шестидесяти лет и Надежда, которой сорок восемь. Они случайно встречаются на почтовой станции, при которой хозяйка держит нечто вроде постоялого двора. Но сюжет рассказа вращается не столько вокруг их нынешней встрече, сколько вокруг воспоминания о любви, которая случилась в молодости.

"Все проходит, - бормочет Николай Алексеевич, - любовь, молодость.. Как это сказано в книге Иова? "Как о воде протекшей будешь вспоминать". На это Надежда возражает, что если молодость и проходит, то любовь - это "другое дело". Надежда говорит, что в жизни ее не было ничего дороже этой любви. О Надежде, молодой, вспоминает и герой рассказа: "Ах, как хороша ты была! Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! .. Одно я скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя ( мораль, однако! - И. П. ). Сына обожал.. А вышел негодяй, мот, наглец, без чести, без совести.. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни".

"Но, Боже мой, что же было бы дальше? - с тревогой думает он, - Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?" И герой, подумав, отвергает такую возможность.

"Темные аллеи" - здесь название стихов, которые изволил читать в молодости "барин" Надежде ( видимо, содержания соблазнительного ).

"Степа". В рассказе "Степа" есть главный герой - Василий Алексеевич ( "Лексеич" ) Красильщиков, купец, и девушка по имени Степа, дочь хозяина постоялого двора. Фигура Красильщикова не обрисована подробно. Зато писатель любовно и подробно описывает портрет молодой Степы. Рассмотрим его детали.

Сначала звучит голос Степы и он задает тон восприятию образа героини - "скорый и певучий, полудетский голос". Затем спичка в темноте освещает глаза и "смуглое личико" героини ( уменьшительно-ласкательно названное не случайно ). "Спичка стала догорать, - пишет автор, - но еще видно было это смущенное улыбающееся личико, коралловое ожерелье на шейке, маленькие груди под желтеньким ситцевым платьем". Все детали свидетельствуют о том, что Степа - почти дитя. Во всяком случае, это же подтверждает Степина наивность, простота, с которой она встречает купца, с которой отвечает искренне на его вопросы.

Красильщиков зажигает другую спичку и глядит на вытянувшуюся и изогнувшуюся фигурку Степы ( вновь в центре изображения героиня ).

"Разве я тебе не нравлюсь?", Степа прямо отвечает, что "лучше вас ( Василия Лексееча то есть ) на свете нету". Однако дальнейшее развитие событий убеждает читателя в обратном. Василий Лексеич - вовсе не образец добродетели. Он пользуется доверчивостью Степы, легко овладевает ею, после чего откровенно обманывает ее, говоря, что на днях приедет к ее отцу и объявит, что женится на ней. Степа доверчиво воспринимает его слова:

" - Правда?

- Конечно, правда.

- Мне на Крещенье уж шестнадцатый пошел, - поспешно сказала она.

- Ну вот, значит, через полгода и венчаться можно".

что к Степе купец вряд ли приедет в ближайшее время.

"Руся". В рассказе "Руся" повествование начинается с воспоминаний - путевых воспоминаний, воспоминаний в поезде, которыми делится герой с попутчицей. Речь идет об одном лете и Русе - Марусе. Причем воспоминание начинается с описания героини - "На теле у нее было много маленьких темных родинок - эта особенность была прелестна. Оттого, что она ходила в мягкой обуви, без каблуков, все тело ее волновалось под желтым сарафаном ( см. также рассказ Аркадия Аверченко "Неизлечимые" ). Сарафан был широкий, легкий". Постепенно из воспоминания возникает действие, сюжет рассказа - "Однажды она промочила в дождь ноги, вбежала из сада в гостиную, и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни - подобного счастья не было во всей его жизни". Этот эпизод, этот фрагмент освещает все следующее повествование. В жаркий день герой и Руся отправляются на лодочную прогулку. Причем здесь есть описания, которые, может быть, напрямую к Руссе не относятся, но дают романтическую картину свидания, напр., такое - "Кругом все слепило теплым серебром: парный воздух, зыбкий солнечный свет, курчавая белизна облаков, мягко сиявших в небе и в прогалинах воды среди островов из куги и кувшинок; везде было так мелко, что видно было дно с подводными травами, но оно как-то не мешало той бездонной глубине, в которую уходило отраженное небо с облаками. Вдруг она опять взвизгнула - и лодка повалилась набок.." Затем следуют поцелуи. Герои начинают плавать по ночам. После одного из таких ночных свиданий Руся объявляет, что теперь они "муж с женой".

"И стоял и не гас, - пишет автор, - за чернотой низкого леса зеленоватый полусвет, слабо отражавшийся в плоской белеющей воде вдали ( какой объем захватывает одним взмахом пера Бунин! ), резко, сельдереем, пахли росистые прибрежные растения, ныли невидимые комары".

Затем следует безобразная сцена, устроенная матерью девушки - которая, захватив игрушечный пистолет, трагически вбегает как на сцену в гостиную и восклицает: "Я все поняла! Я чувствовала, я следила! Негодяй, ей не быть твоею!" После чего стреляет из старинного пистолета, которым пугали воробьев, а затем предлагает дочери выбрать - между ней и ее "мужем". "Вы, вы, мама", - шепчет пораженная Маруся.

Но завершается рассказ не расставанием - напротив, воспоминанием о дачном вечере, когда Руся "держала в руках его картуз, прижимала его к груди, как тогда, в лодке, и говорила, блестя ему в глаза радостными черно-зеркальными глазами:

"

"Антигона". В рассказе "Антигона" героиня похожа на Русю внешне - она тоже высокая, статная красавица. Автор также подробно описывает ее облик, ее поступки - и мысли о ней незадачливого студента, приехавшего в гости к дяде и тете. Как и следует ожидать, мысли студента об Антигоне ( так зовут героиню - Антигона в греческой мифологии дочь царя Фив Эдипа ) не безплодны. Когда он бреется и надевает штаны, то думает так: "Бывают же такие женщины! И что можно отдать за любовь такой женщины! И как же это при такой красоте.. Какой, однако, вздор.. Остаться тут под каким-нибудь предлогом.. можно начать незаметно ухаживать.. Но добьешься ли чего-нибудь?"

На следующий день герой и героиня встречаются в диванной комнате, куда Антигона пришла "обменить книгу". Между ними происходит учтивый разговор такого содержания:

- Сейчас читаю Мопассана..

- Ну да это понятно. У него все о любви.

- Любовь, любовь! .. - вздыхает наш герой. А затем замечает, что Антигона "непозволительно красива", "одни Ваши руки могут с ума свести". Затем следуют объятья, и студент овладевает героиней. На другое утро он просыпается уже в ее постели..

Однако противная тетя разоблачает увлечение студента. Она отправляет Антигону куда подальше. Наши герои расстаются по воле чужих - грустный финал, типичный для бунинских рассказов этого цикла.

"Натали". В центре рассказа мы видим типичный любовный треугольник - герой, его двоюродная сестра Соня и Натали - Наташа Сенкевич, подруга Сони по гимназии, приехавшая погостить, которая "сложена как молоденькая нимфа". В начале описан бурный роман Сони и героя, с жаркими поцелуями, с уединением в комнате Сони. Одновременно герой начинает ухаживать за Натали. Натали пытается возражать: "Но ведь Вы любите Соню" - на что герой отвечает, что любит Соню.. как сестру. Затем следует еще одно романтическое свидание с Натали, во время которого происходит объяснение в любви ( Натали признается, что любит героя ). Однако планы героев нарушает Соня. Она пробирается в комнату героя ( все это в темноте ) в ночной рубашке, в туфлях на босу ногу, обнимает, целует его, и "с силой откидывает" героя на подушки дивана. "Повинуясь насилию, должен был уступить", - так наверное, думает в этот момент герой. И в этот же миг в комнате появляется Натали. Она видит не требующую комментариев сцену между Соней и героем. После чего герои расстаются - Натали через год выходит замуж.

Однако через некоторое время герои встречаются вновь, больше того - становятся близки после месяцев разлуки.

"Нигде в мире нет тебе подобной, - говорит герой в минуту откровения, - Когда я давеча смотрел на эту зеленую чесучу и на твои колени под нею, я чувствовал.." "Ты никогда, никогда не забывал меня все эти годы?" "Забывал только так, как забываешь, что живешь, дышишь", - отвечает герой.

"Ворон". В рассказе "Ворон" также есть герой и героиня, романтические свидания, между ними, объяснение в любви, и финал, в котором героев разлучает недальновидный предок. На этот раз в его роли выступает отец героя, который, по мнению последнего, похож на ворона. Отец занимает видный пост в губернском городе. В рассказе внешность его описана подробно - "невысокий, плотный, немного сутулый, грубо черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый он и впрямь был совершенный ворон". Героиня - нянька младшей сестры героя Лили Елена. Она происходит из бедной семьи, поэтому отец героя считает вправе читать ей свои наставления.

В финале рассказа происходит, как было уже сказано, объяснение в любви. "Скажи же наконец ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас!" - восклицает Елена. Она обнимает героя, следуют поцелуи. Но в тот момент, когда герой "потянул" героиню к дивану, на пороге кабинета появляется отец и сигнализирует о себе легким покашливанием.

После этого происшествия отец просит губернатора выслать героя в самарскую деревню "по этапу". "Видеть ее до отъезда никак не надейся. Все, любезный мой", - говорит этот вежливый тиран. Итак, герой уезжает - почему-то в Ярославскую губернию, где живет до осени. Осенью же поступает в Петербург в министерство иностранных дел. В Мариинском театре он видит отца - с молоденькой женой.. Как догадывается читатель, это вполне может быть та самая героиня рассказа..




Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница