Гилберт Кит Честертон. Рассказы

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Иностранная литература (общая)
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Честертон Г. К. (О ком идёт речь)


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Гилберт Кит Честертон. Рассказы.

Тема. Рассказы Гилберта Кита Честертона отличают внимание к детали, которое свойственно и рассказам Артура Конан Дойла. Так же, как в романах Агаты Кристи, расследование ведет здесь преимущественно одно лицо - не мисс Марпл и не Эркюль Пуаро, но священник отец Браун.

"Странное преступление Джона Боулнойза".

Начинается рассказ с сообщения о научной публикации - скромный оксфордский ученый Джон Боулнойз помещает в журнале "Философия природы" статью, вернее, серию статей, в которой подвергает сомнению положения теории Дарвина. Теория Боулнойза становиться модной в Оксфорде и ее называют "теорией катастроф". Представителю американской газеты "Солнце Запада" молодому Кэлхоуну Кидду велено отправиться в домик близ Оксфорда, где мудрец Боулнойз поживает.

В деревенской гостинице "Герб Чэмпиона" Кидд встречается с местным газетчиком - Джеймсом Делроем, который работает в либеральной газетенке "Светское общество". Он вынюхивает о скандале между мистером и миссис Боулнойз. Он сообщает, что у Боулнойза имеется сосед - знаменитый Клод Чэмпион, спортсмен и путешественник, автор книг о Гималаях. Года два назад Боулнойз женился на красивой актрисе, к которой был неравнодушен и Чэмпион.

Вечером Кидд направляется к коттеджу Боунойза. Ему открывает человек, которого Кидд принимает за слугу. Он сообщает, что мистер Боулнойз ушел в Пендрегон-парк. Кидд отправляется в парк, надеясь найти там Боулнойза. Он идет по сосновой аллее парка, которая настраивает его на.. трагический лад. Вдруг в аллею впереди него вылетает шпага. Кидд бросается в ту сторону, откуда прилетела шпага. Рядом с аллеей, у солнечных часов, он находит раненого Клода Чэмпиона. Вскоре к нему подбегает и Джеймс Делрой, оказавшийся, видимо, случайно здесь. Кидд думает, что ранил Чэмпиона именно Делрой. Он спрашивает, не его ли рук это дело. В ответ раздается негромкий голос Чэмпиона: "Боулнойз.. Да, Боулнойз.. Это Боулнойз из ревности.. он ревновал ко мне, ревновал.. моей же шпагой.. он отбросил ее".

После этих слов Чэмпион отправляется в мир Иной. Кидд и Делрой вызывают доктора и священника. Священником оказывается отец Браун. Он беседует с миссис Боулнойз. По мнению священника, Боулнойз не мог убить Чэмпиона. "Боулнойз мог совершить убийство, но не такое, - говорит Браун, - Он не стал бы выхватывать шпагу Ромео из романтических ножен, не стал бы разить врага на солнечных часах, словно на алтаре; не стал бы оставлять его среди роз, не стал бы швырять шпагу. Это скорей в духе Чэмпиона".. Также отец Браун замечает, что отпечатки пальцев убийцы остались почему-то на середине клинка. Но зачем убийце было держать шпагу за середину, когда удобнее ее держать так как принято? Вывод очевиден - Чэмпион сам заколол себя, чтобы отомстить супругу миссис Боулнойз, в которую, видимо, был влюблен. Его предположение подтверждает миссис Боулнойз, которая видела это собственными глазами - по ее словам. Затем отец Браун отправляется к самому Боулнойзу. Боулнойз рассказывает ему, что обманул журналиста, представившись слугой и сказав, что он сам ушел в парк. Ему просто не хотелось беседовать с журналистом. Итак, преступление Боулнойза - только в том, что он обманул Кидда. К самоубийству Чэмпиона он не имеет отношения.

"Человек в проулке".

Место действия - узкий проулок вдоль театра "Аполлон". Именно здесь происходит преступление - убийство актрисы Авроры Роум. В начале рассказа к Авроре приходят ее поклонники. Первый - сэр Уилсон Сеймор, аристократ, человек выдающихся способностей, влиятельная личность. Второй - капитан Катлер, герой осады Гонконга. Третий - актер Изидор Бруно, могучий - он сразу появляется в леопардовой шкуре, чем производит фурор. Четвертым появляется священник отец Браун. Сначала со сцены удаляется Бруно. Аврора велит капитану Катлеру купить ее любимые цветы. После чего капитан отправляется в переулок. Аврора сама выбегает за ним, чтобы дать наставления. В комнате остаются только отец Браун и супруг Авроры - Паркинсон, который тоже вскоре скрывается с несуразным копьем в комнате Бруно. Отец Браун разглядывает зеркала до тех пор, пока в проулке не раздается вкрик. Это кричит бедная Аврора. Отец Браун спешит на помощь. Он обнаруживает несчастную в проулке. Платье ее разодрано, словно в борьбе. Медный кинжал валяется в двух шагах от убитой.

Сначала дает показания Уилсон Сеймор. Он свидетельствует, что видел рядом с комнатой Бруно черный силуэт, похожий на высокого мужчину. Затем говорит капитан Катлер. Он говорит, что силуэт был похож ни на женщину, ни на мужчину, но на зверя. "У этого скота могучие сгорбленные плечи, как у шимпанзе, а на голове - щетина торчком, как у свиньи", - сообщает он. Третьим свидетелем был отец Браун. Он заявил, что тоже видел силуэт и знает, кто это был.

- Так кто же был этот человек, которого вы видели в проулке? - спрашивает судья.

- Это был я, - отвечает отец Браун.

Затем отец Браун заявляет, что Аврору убил не кто иной как бедняга Паркинсон, ее супруг, который использовал для этого свое копье. Паркинсон бросил его с расстояния в четыре ярда. А платье несчастной было порвано потому, что его защемило створкой, когда она пробегала мимо. Когда она пыталась освободить платье, Паркинсон вышел из комнаты обвиняемого и нанес ей удар. Это была створка двери, замаскированной зеркалом. Некоторые из зеркал "выходили" в проулок. В таком зеркале увидел отец Браун свое отражение, а капитан Катлер и сэр Уилсон Сеймор - свои.

"Человек о двух бородах".

Композиция. У этого рассказа есть пролог, который представляет собой беседу отца Брауна и профессора Крейка. Отец Браун рассказывает об одном случае - случае убийства, когда "в дело не замешана женщина, в дело не замешана политика. Человек убил ближнего, которого фактически не знал, и убил по весьма странной причине".

История, которую рассказывает отец Браун, начинается в семье Бенксов, которая состоит из отца семейства, его супруги, дочери Опал, братьев Джона и Филипа. Они обсуждают освобождение из заключения некоего Майкла-Лунатика, специализировавшегося на краже драгоценностей. Кроме них, за беседой присутствует знакомый Филипа Девайн. За беседой выясняется, что все подозревают, что Майкл-Лунатик - не кто иной как их сосед Карвер. Поселившийся на ферме у Смита. Когда Девайн возвращается от Бенксов, он заглядывает на ферму. Туда же приезжает на автомобиле Джон. Джон предлагает прокатиться мистеру Смиту. "Поезжайте в Холмгейт, Смит, навестите сестру", - говорит Карвер. Джон и Смит уезжают с пчелиной фермы. В это время отец Браун уже направляется в дом Бенксов. Там он встречается с Опал, которая жалуется, что видела привидение. Отец Браун же сообщает ей, что ограбили Бичвуд Хаус, где исчезли драгоценности леди Пулмен. Возвращается Джон, который сообщает, что Смит "оказался неважным пассажиром" и удрал от него. Появляется Девайн и вместе с ним - Карвер. Оказывается, Карвер - сыщик, который тоже заинтересовался делом Майкла-Лунатика, правда, совсем недавно. Он только что обыскал дом Смита и обнаружил там большие очки и бутафорскую бороду - их Лунатик надевал, когда шел "на дело". Он говорит, что среди вещей Смита обнаружил записку, в которой за драгоценностями леди Пулмен следует ожерелье миссис Бенкс. "Тиара уже пропала! Посмотрю, что с ожерельем!" - восклицает Джон и удаляется. Чуть позже в окне появляется лицо Лунатика - в очках и бороде. Именно его видела Опал раньше и приняла за привидение. Затем в дверях появляется запыхавшийся Джон и сообщает, что ожерелье пропало. "Вор только что был у окна!" - сообщает ему сыщик. Джон бросается с револьвером за "вором". В саду раздаются два выстрела. Отец Браун обнаруживает в саду убитого Джоном Смита ( знаменитого Лунатика ).

- Ничего не поделаешь, - говорит Джон, - Мне очень жаль. Он стрелял в меня.

что у убитого почему-то было две бороды - несвойственная ему прежде роскошь.

Раздается шум автомобиля. Это уехал Джон Бенкс с драгоценностями.

Отец Браун говорит, что он уехал надолго. Именно Джон, по его словам, сначала убил - во время своего путешествия на авто - Смита - Лунатика, а затем разыграл перед семейством сцену: притащил убитого в сад, показал его в очках и бороде через окно, а затем изобразил, будто погнался за ним и убил его из револьвера в саду ( а не раньше, в автомобиле ). "Вспомните, что Майкл появился и исчез, когда Бенкс вышел из комнаты посмотреть, на месте ли изумрудное ожерелье", - сказал Браун.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница