Вокруг света в восемьдесят дней.
XXVII. Паспарту проходит курс истории мормонов со скоростью двадцати миль в час.

Заявление о нарушении
авторских прав
Год:1872
Категории:Детская литература, Роман, Приключения
Связанные авторы:Верн Ж. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Вокруг света в восемьдесят дней. XXVII. Паспарту проходит курс истории мормонов со скоростью двадцати миль в час. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

XXVII. Паспарту проходит курс истории мормонов со скоростью двадцати миль в час.

В ночь с 5го на 6е декабря поезд прошел разстояние в пятьдесят миль по направлению к юго-востоку и затем направился к северо-востоку, к Большому Соленому Озеру.

В девятом часу утра Паспарту вышел на площадку подышать воздухом. Погода была холодная, сырая, но снег перестал идти. Солнечный диск, увеличенный туманом, казался огромною золотою монетой, и Паспарту, глядя на него, высчитывал его стоимость на фунты стерлингов, но скоро это полезное занятие прервано было появлением другого путешественника чрезвычайно странной наружности.

Путешественник этот высокого роста, смуглый, с черными усами, сел в вагон на станции Элько; на нем надеты были черные чулки, черная шелковая шляпа, черный жилет, черные панталоны, белый галстук и перчатки из собачьей кожи. Он напоминал собою духовное лицо. Он ходил по вагонам и к каждой двери приклеивал облатками исписанную бумагу.

Паспарту подошел к двери и прочел приклеенное объявление: почтенный "старейшина" Вилльям Гитч, мормонский миссионер, пользуясь своим пребыванием на поезде No 48, намерен был прочесть лекцию о мормонизме, между одиннадцатью и двенадцатью часами утра, в отделении No 117, и приглашал джентльменов желавших ознакомиться с тайнами религии "святых последних дней" слушать его чтение.

"Я непременно пойду слушать его", сказал себе Паспарту, имевший только понятие о полигамии мормонов, основании мормонского общества.

Объявление стало вскоре известно по всем вагонам. Изо ста путешественников тридцать заинтересовались предстоявшим чтением и собрались к одиннадцати часам в отделение No 117. Паспарту занял место в первом ряду. Ни его господин, ни Фикс не заблагоразсудили явиться на чтение.

В назначенный час старейшина Вилльям Гитч встал с своего места и воскликнул гневным голосом, как бы отвечая на возражение противника:

- Я говорю вам что Джоэ Смит мученик, что брат его Гирам мученик, и что вследствие преследования пророков союзным правительством, Брайгам Юнг также будет мучеником. Кто осмелится утверждать противное?

Никто не пытался противоречить миссионеру, одушевление которого страшно противоречило обычному спокойствию его физиономии. Но гнев его был понятен в виду тех притеснений которым в последнее время подвергались мормоны. Правительство Соединенных Штатов не без труда ограничило права этих фанатиков, бывших совершенно независимыми от него; оно овладело Утахом, подчинило его законам Союза и заключило в тюрьму Брайгама Юнга, объявив его мятежником и полигамистом. С тех пор ученики пророка с удвоенным рвением распространяют свое учение и, в ожидании случая для противодействия, возстают словом против притеснений конгресса.

Старейшина Вилльям Гитч, как мы видели, хотел воспользоваться для распространения своей веры даже своим путешествием.

Он изложил в присутствии собравшихся пассажиров историю мормонизма со времен библейских, сопровождая свой разказ громкими возгласами и энергичными жестами: он говорил что в земле Израильской мормонский проповедник из колена Иосифова обнародовал правила новой религии и завещал их своему сыну Морому, что много столетий спустя после того, эта драгоценная книга, первоначально написанная на языке Египтян, переведена была Джозефом Смитом младшим, вермонским фермером, мистическим пророком, появившимся в 1825 году, и что последнему явился небесный вестник среди освещенного леса и вручил правила составленные самим Богом.

В эту минуту некоторые из слушателей, не интересовавшиеся обзором истории мормонизма, вышли из вагона; но Вилльям Гитч продолжал разказывать остальным, как Смит младший, соединив своего отца, двух братьев и нескольких учеников положил основание религии "святых последних дней", имеющей последователей не только в Америке, но и в Англии, Скандинавии, Германии, между ремесленниками и между людьми свободных профессий; как основана была колония в Огайо, как выстроен был храм на двести тысяч долларов и как в Киркланде основан был город; как Смит сделался банкиром, и как простой человек показывавший мумии вручил ему папирус содержавший разказ написанный рукой Авраама и других знаменитых людей.

Разказ становился несколько длинным; ряды слушателей стали еще более редеть, и в вагоне осталось не более двадцати человек.

перьях, как через несколько лет после того его нашли в Миссури, в местечке известном под названием "Независимости", начальником цветущей колонии, имевшим под своим начальством не менее трех тысяч последователей, и как он должен был бежать на дальний Запад, преследуемый ненавистью язычников."

В вагоне оставалось только десять человек, между которыми находился Паспарту, слушавший разкащика с величайшим вниманием. Он узнал что после долгих преследований Смит снова появился в Иллинойсе и в 1839 году основал на берегу Миссисипи Науво-ла-белль, население которого возрасло до двадцати пяти тысяч человек, что Смит сделан был мером, верховным судьей и предводителем колонии, что в 1843 году он явился кандидатом на место президента Соединенных Штатов, и что наконец он был схвачен обманом в Карsагене, заключен в тюрьму и убит шайкой замаскированных людей.

В эту минуту Паспарту оставался один в вагоне, и старейшина, глядя ему прямо в лицо и стараясь подействовать на него своими словами, прибавил что два года спустя после убиения Смита, вдохновенный пророк Брайгам Юнг оставил Науво и поселился у берегов Соленого Озера, и что там, среди прекрасной плодородной местности, расположенной на пути по которому следуют эмигранты отправляющиеся в Калифорнию, новая колония, благодаря полигамизму мормонов, приняла громадные размеры.

- Вот причина зависти конгресса, прибавил Вилльям Гитч, - потому-то солдаты Союза появились в утахской земле, потому наш глава, пророк Брайгам Юнг, заключен в тюрьму вопреки справедливости. Разве мы уступим [175]силе? Никогда. Если нас и изгнали из Вермона, из Иллинойса, из Огайо, из Миссури, из Утаха, мы снова найдем независимую территорию, на которой никто не помешает нам раскинуть шатер. А вы, мой друг, прибавил старейшина, устремив на своего единственного слушателя гневный взгляд, - согласны ли вы также поселиться вместе с нами под защитой нашего знамени?

Во время происходившей беседы, поезд быстро подвигался вперед и к половине первого достиг северо-западной оконечности Большого Соленого Озера. Взорам путешественников представилось обширное внутреннее море, называемое Мертвым морем и имеющее также приток называемый Американским Иорданом. Великолепное озеро, окаймленное дикими скалами, местами покрытое белыми слоями соли, представляет собою обширное водяное пространство; воды его некогда разливались на более далекое разстояние, но озеро мало-по-малу уменьшилось в объеме и вместе с тем стало глубже.

Соляное Озеро, длиной около семидесяти миль и шириной около тридцати пяти, лежит на три тысячи восемьсот футов выше уровня моря. Вода Соленого Озера, соленая на вкус, содержит в себе до четвертой части твердого вещества. Если выразить вес её цифрой 1.170, то после дистиллировки он уменьшится до 1.000. Рыбы не могут жить в ней; те которые забрасываются в озеро водами Иордана, Вебера и других рек немедленно гибнут; но плотность её не доходит до того чтобы человек не мог в него погрузиться.

Почва у берегов озера, тщательно возделанная, доказывала что мормоны искусные земледельцы; хлева для домашних животных; поля, усеянные пшеницей, маисом, сорго; роскошные луга, заборы из диких роз, кусты акаций и молочайника представились бы взорам путешественников летом, но в то время почва покрыта была тонким слоем снега.

В два часа путешественники остановились на станции Огден. Так как поезд должен был простоять там до шести часов, то мистер Фогг, мистрис Ауда и их два спутника имели достаточно времени для того чтобы съездить в город Святых на небольшом пароходе, служившем для сообщения его со станцией. Двух часов достаточно было для осмотра этого города, выстроенного в американском вкусе, по образцу городов Союза, и напоминавшого собою шахматную доску, перерезанную длинными, правильными линиями.

достопримечательности его; дома, построенные из синеватого кирпича и украшенные верандами и галлереями, окружены были садами, в которых росли акации, пальмовые и рожковые деревья. Город опоясан был стеной из глины и кремня, построенною в 1853 году. На главной улице, повременам обращавшейся в рынок, возвышалось несколько отелей, украшенных павильйонами, и в числе их Городская Дума Соленого Озера.

Мистер Фогг и его спутники нашли город мало населенным. Улицы были почти пусты, за исключением только той части где находился храм, которого они достигли пройдя несколько кварталов окруженных палисадами. Женщины попадались часто, что объясняется семейною жизнью мормонов. Но не все мормоны полигамисты. Они не стеснены никакими обязательствами, и только жительницы Утаха особенно дорожат семейною жизнью, вследствие того что, согласно их религии, мормонский рай недоступен для незамужних женщин. Эти жалкия существа повидимому не пользуются ни счастием, ни благосостоянием. На некоторых из них, вероятно на более достаточных, надеты были черные шелковые кофточки с разрезами у талии, и сверх накинуты были капюшоны или небольшие шали. На других были одни ситцевые платья.

Паспарту, решившийся на всю жизнь остаться холостяком, не без ужаса думал о том что несколько мормонок должны были составлять счастие одного мормона. При своем здравом взгляде на вещи, он более всех сожалел мормона. Ему казалось ужасным в одно и то же время оберегать несколько дам от жизненных искушений и вести их в мормонский рай, с тем чтобы там встретить их в обществе славного Смита, который должен составлять украшение блаженного местопребывания душ. Он положительно считал себя неспособным на такой подвиг и находил, - быть-может он слишком много о себе думал, - что жительницы города Большого Соленого Озера бросали на него взгляды смущавшие его.

По счастию его пребывание "в городе святых" было не продолжительно. Около четырех часов путешественники наши были уже на станции и снова садились в вагон.

Только-что раздался свисток, и колеса локомотива начали двигаться, раздался возглас: "Постойте, постойте!"

вспрыгнул на подножку последняго вагона и упал в изнеможении на ближайшую скамью.

Паспарту, с волнением следивший за движениями опоздавшого пассажира, вышел посмотреть на него и был в высшей степени заинтересован его похождениями, когда узнал что он был утахский гражданин и бежал вследствие семейного раздора.

Когда мормон несколько пришел в себя, Паспарту решился спросить его сколько у него было жен, так как судя по его бегству, можно было предположит что у него было их не менее двадцати.

- Только одна, милостивый государь, сказал мормон, поднимая руку к небу, - только одна, но и этого слишком довольно!

 



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница