Остров Ричмонд.
ГЛАВА III.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Верн Ж., год: 1880
Категории:Роман, Приключения, Детская литература

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Остров Ричмонд. ГЛАВА III. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ГЛАВА III.

В одном из городов Новой Зеландии, под названием Оклэнд, в начале шестидесятых годов, был в большой моде английский пансион Ричмонда. В нем воспитывалось более сотни мальчиков всех возрастов, начиная от самого младшого и кончая подростками. У Ричмонда в пансионе воспитывались только дети более или менее состоятельных родителей, как чиновников и купцов, и кроме того европейцев, так-как для детей маорийцев были другия школы.

Порядки в пансионе были строго английские и вообще он был так устроен, как все средне-учебные заведения в Англии. Новозеландский архипелаг состоит из двух островов Ика-на-Мауи и Тавай Пунаму, разделенных Куковым проливом и находящихся между 34°--45° южной широты. Остров Ика-на-Мауи, имеет вид трапеции, которая на северо-запад ограничивается Ван-Дименовым мысом.

Город Оклэнд расположен в самой узкой части острова имеющей всего несколько миль в ширину. Оклэнд по положению очень похож на греческий "Коринф", почему его и называют: "Астралийский Коринф".

При своем прекрасном положении город имеет две хорошия гавани, восточную и западную.

Восточная крайне незначительна, благодаря мелководью, почему в ней могут стоять только мелкия и плоскодонные суда, находится она при заливе Гаурака.

Пристань гавани называется Коммерческой и к ней примыкает одна из славных улиц города, под названием Королевской.-- На этой-то улице и находился известный пансион Ричмонда.

В один прекрасный солнечный день 15 февраля 1860 года, из пансиона с веселым смехом выходила шумная толпа школьников, отправляющихся на вакации. Они были веселы, как птицы, выпущенные на волю, да и как им было не радоваться, когда они на целых два месяца освобождались от школьных занятий. Некоторым из них, особенным счастливцам, предстояло большое удовольствие, отправиться в морское путешествие вокруг Зеландии на шкуне "Мери", зафрахтованной их родителями.-- Об этом событии было не мало толков в школе и остающиеся товарищи порядочно завидовали счастливцам, родители которых обпадали такими средствами, что могли купить билеты для путешествия на "Мери". Шкуну взялся вести, сам владелец её, отец одного из школьников Вильям Гарнет, бывший капитан, на опытность и искусство которого можно была вполне положиться. Между родителями учеников была устроена подписка для издержек и покрытия расходов по путешествию, доставившая большую сумму, чем предполагали израсходовать, так что вакационная поездка устроилась со всевозможным комфортом и полною безопасностью.

Нужно заметить, что английския учебные заведения по своей воспитательной системе совершенно не похожи на французския. Прежде всего у англичан воспитание идет об руку с обучением; затем ученикам дается большая свобода действий, что имеет благоприятное влияние на развитие их характера. Все английские мальчики очень вежливы и предупредительны, аккуратны и еще имеют одно очень прекрасное качество - не лживы и не склонны к запирательству, даже и тогда, когда знают что их ожидает наказание за совершенный проступок.

Кроме того внутренний быт учеников в английских учебных заведениях обставлен весьма удобно и гигиенично; они очень редко живут в общих помещениях; почти каждый ученик имеет свою маленькую спальню и даже не обязан выходить к утреннему и вечернему чаю, в общую столовую...

Во время завтрака и обеда ученики имеют право разговаривать, но не выходить из пределов приличия.-- В учебном заведении Ричмонда делятся воспитанники на пять отделений. Первые два были предназначены для самых младших, а три последния - для подростков. Читать позволялось сколько угодно, уроков очень трудных не задавалось вовсе. Всего больше обращали внимания на различные телесные упражнения, как гимнастику, бокс и другия игры. Но за то в пансионе применялись наказания розгами, хотя быть высеченным не считалось позорным и юные англичане без ропота покорялись наказанию, особенно если оно было заслужено.

Как известно англичане строго придерживаются древних преданий и обычаев и их очень не охотно меняют. В школьном быту есть также несколько таких старых обычаев, которые продолжают существовать, не смотря на то, что раздаются громкия протесты среди людей новейшей школы.

Между прочим существует обычай фаггизма т. е. прислуживание младших учеников старшим. Фаггизм заключается в том, что старшие ученики обязаны, по правилам, покровительствовать младшим, а младшие за это, в свою очередь, обязаны прислуживать старшим; напр: приносить завтрак, чистить сапоги, платье, исполнять различные поручения.-- Эти ученики носят название фагов и обыкновенно выбираются из двух младших отделений.

Если-бы кто-либо из учеников вздумал отказаться от фаггизма, то товарищи испортят ему жизнь. Но таких случаев почти не бывает,-- быть фагом не считается унижением, а напротив делом совершенно обыкновенным, даже необходимым.

Никакое общественное положение родителей не может избавить новичка от должности фага, сын богатого лорда, может преспокойно очутиться фагом на ряду с сыном мелкого торговца.

Ученики, отправившиеся путешествовать на яхте "Мери" все более или менее принадлежали к состоятельным семьям лучшого Аукландского общества.

Все школьники потерпевшие крушение, за исключением двух братьев Бриан, французов, и американца Гордона, были англичане

Необходимо однако познакомить читателя с характером, способностями и общественным положением каждого из героев этого рассказа.

Двоюродные братья Донифан и Кросс оба были дети очень богатых родителей.

Донифан недурненький мальчик, лет тринадцати, много занимался собою и имел крайне властолюбивый характер; учился хорошо, что было для него не трудно, так-как он обладал большими способностями, учился же собственно для того, чтобы быть выше всех и первенствовать между товарищами. За его постоянное важничанье товарищи прозвали его в насмешку "лорд Донифан".

Что-же касается двоюродного брата Донифана, Кросса, то это был ничем не отличавшийся от других, мальчик, средних способностей, но обожавший Донифана и не только подчинявшийся ему, но и бравший с него решительно во всем пример.

Бакстер был сын купца средней руки. Очень разсудительный и хладнокровный мальчик, лет тринадцати; прилежный и очень способный к разным ручным работам.

Из четвертого отделения были два мальчика, лет по двенадцати с половиною - Вилькокс и Вебб, сыновья богатых родителей, занимавших важные должности, средних способностей, но очень самолюбивые и требовательные к другим, особенно к фаггам.

уделял ей гораздо больше времени, чем наукам.

Друг-же его Гарнет, сын отставного капитана Гарнета вполне подходил по характеру к Сервису и отличался от него только тем, что не умел играть на аккордеоне, и большую часть своего времени проводил в разных шалостях; кроме того начитавшись Робинзона Крузе, бредил путешествиями и приключениями.

Еще остается сказать несколько слов о двух мальчиках девяти лет; Дженкинсе, сыне председателя новозеландского ученого общества, лучшого ученика третьяго отделения, и Айверсоне, ученике второго отделения, одинаковых с ним лет, сыне пастора церкви Св. Павла. Оба мальчика были лучшими учениками всего пансиона.

Затем самые маленькия ученики первого отделения, лет по восьми, были Доль и Костар, сыновья офицеров местных войск, не отличавшиеся большими способностями, но гордившиеся тем, что умеют читать и писать.-- Доль слыл за очень упрямого мальчика, а Костар любил полакомиться. Родители их не жили в самом Оклэнде, а в шести верстах от города в местечке, под названием Угунга. И так юные мореплаватели собравшиеся на яхте "Мери" принадлежали, как видит читатель, к избранному обществу Оклэнда.

Но мы ни единым словом еще не упомянули о трех мальчиках не англичанах.

Двое из них, а именно братья Бриан были детьми французского инженера Бриана, приехавшого на остров Ика-на-Мади в качестве управляющого над работами по осушению болот.

Теперь осталось только сказать о последнем из неблагоприятных мореплавателей, четырнадцатилетнем американце Гордоне, в котором, несмотря на юность проглядывала грубость настоящого "янки". Он был по натуре очень хладнокровный, спокойный и в тоже время очень положительный и сметливый юноша. Обладая такими хорошими качествами, Гордон был уважаем и любим всеми товарищами, хотя не был англичанином.

Родом он был из американского города Бостона, но рано лишившись отца и матери, был взят на воспитание дядею, безвыездно жившим на острове Ика-на-Мауи, в красивой вилле на горе близь селения Маунт-Сент-Джон.

Из всех мальчиков находящихся на яхте "Мери", Гордон был самый положительный.

Теперь, когда мы познакомили наших читателей с характером и общественным и семейным положением наших героев,-- можем продолжать рассказ о тех приключениях и опасностях, которым подвергались злополучные пассажиры шхуны.

- Но каким-же образом ученики Ричмондской школы очутились одни на яхте в таком бедственном положении? спросят нас.

- Может быть они шаля отъехали от берега и, благодаря ветру и течению их отнесло в море?...

- Нет мои дорогие читатели, никто из мальчиков, даже шалун Сервис, никогда не позволил-бы себе такую проделку

- Но, так как-же? спросит опять читатель.

А вот как! Мы уже знаем, что предполагалась увеселительная каникулярная прогулка вокруг Новой Зеландии, на испытанной яхте "Мери", под командой опытного командира владельца её, капитана Гарнет, побывавшого не раз со своей яхтой в Новой Каледонии, Новой Голландии, в Торресовом проливе, у южных оконечностей Тасмании, на Филиппинских и Молукских островах да и еще Бог ведает где {Яхта была очень хорошо построена и выдерживала сильные бури - ей ничего не делалось!}. Экипаж яхты состоял из боцмана, опытного старого моряка, шести сильных матросов; очень расторопного и усердного негритенка, юнги Моко, с которым мы уже несколько знакомы. Родители Моко долгое время служили у одного из Новозеландских колонистов.-- Кроме команды еще находилась на судне собака Гордона, по имени Фанн. Она, казалось, больше всего на свете любила своего хозяина и ни на шаг не отступала от него.

День отплытия был назначен на 15 февраля, рано утром, так что школьники явились на яхту четырнадцатого и были встречены не владельцем судна, а боцманом и юнгой; так как капитан должен был приехать на шкуну перед самым её отходом. Все матросы были отпущены на берег, чтобы дать им возможность в последний раз повеселиться перед долгим плаванием.-- Боцман-же, поместив мальчиков в предназначенные для них каюты, решил также присоединиться к матросам, а яхту оставить под охраной юнги, который однако преспокойно завалился спать.

Надо сказать, что пристань у которой стояла яхта, находилась у самого входа в гавань. Мальчики крепко спали в своих каютах, как вдруг Бриан, Гордон и Донифан и некоторые другие были разбужены отчаянными криками, несшимися с палубы. Бросившись на верх они увидали Моко, который кричал из всех сил: "Ко мне, помогите!" - все кинулись к нему с вопросами.

- Мы в море! отвечал юнга, яхта верно оторвалась или кто-нибудь отвязал канат и нас унесло в море. Действительно яхта быстро мчалась, подхваченная сильным ветром, по волнам океана.

помощь, но повидимому яхту успело отнести далеко от гавани, так-как даже огней не было видно; помощи ждать было не откуда.

Сообразив все это, мальчики решили по совету Бриана и Моко попробовать с помощью паруса возвратиться в гавань; но, благодаря их полной неумелости в этом деле, им это не только не удалось, но наоборот, яхта еще с большей силой понеслась вперед. Если-бы их исчезновение из гавани даж и заметили, то можно-ли было предполагать, что высланный в огоню за ними корабль, не только догадается поехать по их направлению, но и заметит маленькую яхту, среди полного мрака на бесконечном пространстве океана? Но все-таки мальчики в надежде на встречу с каким-нибудь возвращающимся в Новую Зеландию судном, вывесили на мачте красный фонарь. Самых маленьких не будили, блого сами они не проснулись от шума, ибо они своими криками и слезами только усилили-бы безпорядок.

Вдруг за несколько миль впереди яхты мелькнул сначала белый свет, а затем пониже зеленый и красный, очевидно как раз на встречу яхте шел пароход. Надежда снова оживила совершенна было упавших духом мальчуганов. Они лихорадочно следили за приближением судна и боялись то чтобы оно не проехало мимо не заметив их. Но как нарочно в эту минуту фонарь, ярко горевший на верхушке мачты, от сильной качки упал на палубу и разбился вдребезги. В отчаяньи мальчики принялись кричать изо всех сил, стараясь перекричать шум ветра и плеск волн, но все было напрасно! На пароходе за свистом ветра и шумом машины их не слыхали, да и не могли услышать!..

Через несколько минут яхта, получив сильный толчек в кормовую часть, с лопнувшей и снесенной на корме обшивкой, была отброшена далеко в сторону, налетевшим на нее пароходом.

Толчек был очень сильный, но он был только чувствителен для маленькой яхты, на пароходе его даже и не заметили, тем более что в темноте не видно было яхты.

С большим нетерпением они ждали утра, надеясь при свете, как-нибудь наставить паруса.

Наконец взошло солнце и осветило необозримый океан, на котором тщетно глаза мальчиков искали спасительной точки.

В это-то время и был Бриан, как более других знакомый с морем, выбран в командиры, приказаниям которого подчинялись все бывшие на яхте, не исключая, в первое время и Донифана. Приняв на себя обязанности командира Бриан прежде всего велел бросить в море бутылки с за писками о их приключениях, а затем при помощи товарище попробовал поставить паруса, чтобы яхта хоть немного пере стала метаться по волнам. Если бы ветер изменился и по дул с востока на запад т. е. в противоположном направ лении, мальчики пожалуй и вернулись бы в Ново-Зеландския воды, но ветер дул все в прежнем направлении, а они не умели управлять парусами против ветра и потому не знали долго-ли они будут так плыть.

наших путешественников на один из островов океана.

Как только в Оклэндской гавани заметили исчезновение яхты, сейчас же дали знать об этом владельцу, который в свою очередь известил родителей уехавших школьников. Вскоре весь Оклэнд был вь таком переполохе, точно в городе был неприятель: бросились на пристань, осматривали место стоянки шхуны, подавали советы. В надежде, что яхта не успела далеко уйти, хотя все усиливающийся западный ветер наводил на печальные предположения,--были высланы два парохода на поиски, обыскавшие всю бухту залива Гаураки и побережье на несколько десятков верст. К утру оба парохода возвратились с напрасных поисков, привезя с собою только несколько, найденных в океане, обломков от обшивки яхты, на одной из них виднелась надпись "Мери". Эта последняя, как мы уже знаем, действительно была частью кормовой обшивки "Мери", сорванная налетевшим на нее перуанским пароходом "Квито", даже и не заметившим толчка.

По этим обломкам жители, а в их числе и родители несчастных мальчиков, решили, что по всей вероятности яхта, никем не управляемая, была где-нибудь у берега разбита об камни или утесы, а пассажиры её безусловно погибли.

 



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница