Автор: | Верн Ж., год: 1866 |
Категории: | Роман, Приключения |
Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Приключения капитана Гаттераса. Часть I. Глава XIV. Экспедиция, отправленная на поиски за Франклином. (старая орфография)
XIV.
Экспедиция, отправленная на поиски за Франклином.
В среду, 23 мая, Forward продолжал свое опасное плавание, искусно лавируя между pack'ами и ледяными горами, благодаря пару - этой послушной силе, не бывшей в распоряжении многих мореплавателей, отправлявшихся в полярные моря. Казалось, бриг резвился среди этих подвижных подводных скале, и, подобно коню под искусным всадником, повиновался малейшему желанию своего капитана.
Температура повышалась. В шесть часов утра термометр показывал 26°(--3°стоградусного термометра), в шесть часов вечера --29°(2°стоградусного термометра), а в полночь --25° (--4° стоградусного термометра); дул легкий юго-восточный ветер.
В четверг, в трем часам утра, Forward находился в виду залива Владения (Possession), на берегу Америки, при входе в пролив Ланкастера. Вскоре показался мыс Берней; несколько эскимосских лодок направились было к бригу, но Гаттерас не стал ждать их.
Вершины Бьяам-Мартина (Byam-Martin), господствовавшия над Ливерпульским мысом и оставшияся влево, скрылись в вечернем сумраке, не позволившем видеть мыс Гэ. Впрочем, последний очень невысок и сливается с прибрежными льдами,-- обстоятельство, значительно затрудняющее производство гидрографических исследовании в полярных хорях.
Puffin'ы, утки и белые чайки появлялись в больших количествах. Обсервация дала 74°01' широты, а хронометр - 77°15' долготы.
Горы Екатерины и Елизаветы возносили за облака свои снежные вершины.
В пятницу, в шесть часов, бриг прошел мыс Уэрендер (Warender) на правом берегу пролива, а на левом - залив Адмиралтейства, мало еще изследованный мореплавателями, всегда спешащими уйти на запад. Море волновалось довольно сильно и нередко волны перекатывались по палубе брига, оставляя на ней куски льда. На севере материк представлял какой-то странный вид, с своими высокими горами, с почти гладкими вершинами, отражавшими яркие лучи солнца.
Гаттерас хотел было пройти вдоль северных берегов с тем, чтобы поскорее достичь острова Бичи и протока в канал Веллинттона; но сплошные гряды льдов, к сожалению, заставили его идти южными проливами.
По этой причине, 26-то мая, Forward, и позволило произвести довольно точную обсервацию, давшую 74°4' широты и 84°23' долготы. Следовательно, Forward находился у оконечности пролива Ланкастера.
Гаттерас указывал доктору на карте путь, которым шел Forward и по которому намеревался идти в будущем. В настоящую минуту положение брига представлялось очень интересным.
- Я хотел-бы,-- сказал Гаттерас,-- находиться севернее, но что невозможно, то невозможно... Взгляните, доктор: мы находимся именно в этом пункте.
И капитан наметил булавкою пункт невдалеке от мыса Иорк.
- Мы находимся теперь на открытом для всех ветров распутьи, образуемом устьями проливов Ланкастера и Барро, канала Веллингтона и протока Регента. Здесь побывали все мореплаватели, отправлявшиеся в полярные воды.
- Да,-- ответил доктор,-- и, по всем вероятиям, они находились здесь в очень затруднительном положении. Действительно, это чистое распутье, как вы говорите, где перекрещиваются большие пути, а между тем я нигде не вижу милевых столбов, указывающих настоящую дорогу. Но как-же в подобных случаях действовали Барро, Росс и Франклин?
- Они бездействовали, доктор, и только подчинялись обстоятельствам. Выбора у них не было, уверяю вас. Случалось, что пролив Барро закрывался для одного из них, а в следующем году открывался для другого; случалось также, что корабль неудержимо относило в протоку Регента. Вследствие этого и по самой силе вещей, путаница здешних морей была наконец выяснена.
- Что за своеобразная страна! - сказал доктор, глядя на карту. Вся истерзанная, раздробленная, искрошенная, без всякого, повидимому, порядка, без всякой логики! Кажется, будто земля, соседния к полюсу, нарочно измельчены таким образом, чтобы затруднить к нему доступ. A между тем в другом полушарии материки заканчиваются спокойными, протяженными удлинениями, каковы мысы Горн, Доброй Надежды и Индийский полуостров. Неужели такой порядок вещей обусловливается быстротою вращательного движения земли под экватором? Неужели земли, удаленные от экватора и в первичные эпохи мира находившияся еще в жидком состоянии, не могли сплотиться, слиться между собою только по недостатку достаточно быстрого вращательного движения?
- Должно быть, что так, потому что все в мире совершается согласно с законами логики и ничего не делается без причин, которые Бог дозволяет иногда разгадывать ученым. Поэтому, доктор, пользуйтесь этим позволением.
- К сожалению, я буду очень воздержан в этом отношении. Однако, какой странный ветер господствует в этом проливе! - добавил доктор, плотно надвигая шапку.
- Да, здесь в особенности свирепствует северный ветер, отклоняющий нас от нашей дороги.
- В таком случае, он должен-бы отбросить льды к югу и очистить дорогу.
- Должен-бы, доктор, но ветер не всегда делает то, что следовало-бы делать. Посмотрите, эта гряда ледяных гор, повидимому, непроходима. Что-ж, мы постараемся достичь острова Гриффита, затем обогнем остров Корнвалиса и пройдем в канал Королевы, миновав пролив Веллингтона. Но я непременно хочу пристать к острову Бичи и запастись там углем.
- Запастись углем?-- спросил изумленный доктор.
- Да. По распоряжению адмиралтейства, в видах снабжения углем будущих экспедиций, на острове Бичи оставлены большие запасы продовольствия, и сколько-бы Мак-Клинток ни взял их в августе 1859 года, все-же кое-что останется и на нашу долю, уверяю вас, доктор.
- Действительно,-- сказал Клоубонни,-- эти страны изследовались впродолжение пятнадцати лет, и пока не было несомненным образом доказано, что экспедиция Франклина погибла, адмиралтейство постоянно содержало в полярных морях пять или шесть кораблей. Если не ошибаюсь, то остров Гриффита, который я вижу вот здесь на карте, почтя посредине распутья, сделался сборным пунктом мореплавателей.
- Да, доктор, злополучная экспедиция Франклина нас познакомиться с далекими полярными странами.
- Именно, капитан, потому что, начиная с 1845 года, экспедиции в полярные моря безпрестанно возобновлялись. Только в 1848 году, участь, которая постигла корабли Erebus и Terror, состоявшие под начальством Франклина, начала тревожить общество. Престарелый друг адмирала, доктор Ричардсон, семидесяти лет, отправился в Канаду и поднялся по реке Копермайну до полярного моря. С своей стороны, Джемс Росс, командовавший судами Entreprise и Investigator, выступил из Уппернавика в 184а году и прибыл к мысу Иорк, где мы теперь находимся. Каждый день он бросал в море по одному боченку, в котором находились бумаги, указывавшия место, где находились корабли, в туманную погоду с кораблей стреляли из пушек, по ночам жгли бенгальские огни и спускали ракеты, причем суда держались под малыми парусами. Наконец, Джемс Росс провел в порте Леопольда зиму с 1848 на 1849 год. Наловив там множество белых лисиц, он надел им медные ошейники, обозначив на последних местонахождение кораблей и запасов продовольствия, и распустил животных во все стороны. Весною он отправился на санях вдоль берега Норт-Соммерсета, подвергался опасностям и лишениям, от которых переболел весь его экипаж, возводил cairns (небольшие земляные пирамиды) и оставлял в них медные цилиндры с необходимыми указаниями для отыскания затерявшейся экспедиции. Во время отсутствия Джемса Росса, его лейтенант Мак-Клюр занялся исследованием северных берегов пролива Барро. Замечательно, капитан, что под начальством Джона Росса находились тогда два офицера, которым впоследствии суждено было прославиться: Мак-Клюр, прошедший северо-западный пролив, и Мак-Клинток, нашедший остатки экспедиции Франклина.
- В настоящее время оба они - достойные, мужественные капитаны и добрые англичане. Продолжайте, доктор, рассказывать историю полярных морей, так хорошо вам иввестную. Из рассказов об этих отважных попытках всегда можно позаимствовать что нибудь полезное.
- И так, чтоб не возвращаться уже к Джемсу Россу, добавлю, что он старался с запада подойти в острову Мельвиля. При этом едва не погубил свои суда, был затерт льдами и, помимо своей воли, отброшен в Баффиново море.
- Помимо своей воли! - повторил Гаттерас, нахмурив брови.
- Он ничего мы нашел,-- продолжал доктор. С 1850 года английския суда не переставали бороздить полярные моря; назначена была премия в 20,000 фунтов стерлингов, которую мог получить всякий, открывший следы Terror'а и Erebus'а. Еще в 1848 году, капитаны Келлет и Мур, командовавпгие судами Herald'ом и Plover'ом, сAssistance и Resolute, канал Веллингтона; старик Джон Росс, герой магнитного полюса, тоже не утерпел и отправился на яхте Fеlix отыскивать своего друга; бриг Prince Albert, снаряженный лэди Франклин, отплыл в свою первую экспедицию; следует упомянуть еще о двух американских судах, отправленных Гриннелем, под командою капитана Гевена (Haven), и отброшенных из канала Веллингтона в канал Ланкастера. В этом-же году Мак-Клинток, лейтенант капитана Аустина, поднялся до острова Мельвиля и мыса Дундаса, крайних пунктов, до которых доходил Парри в 1819 году. Там, на острове Бичи, были найдены следы зимовки Франклина в 1845 году.
- Да,-- сказал Гаттерас,-- там же погребены трое из его матросов, более счастливые, чем их товарищи.
- В 1851 и 1852 годах,-- продолжал доктор, жестом подтверждая замечание капитана,-- Prince Albert предпринял свое второе путешествие в полярные воды под командою французского лейтенанта Бэлло, который провел зиму в Батти-бай, в проливе Регента, изследовал юго-западные части Соммерсета и прошел вдоль его берегов до мыса Валькера. Между тем возвратившияся в Англию суда Enterprise и Investigator, поступив под начальство Коллинсона и Мак-Клюра, отправились в Берингов пролив на соединение с капитанами Муром и Келлетом. Коллинсон возвратился на зиму в Гонг-Конг, а Мак-Клюр отправился на север и, проведя там три зимы, с 1850 на 1851, с 1851 на 1852 и с 1852 на 1853 годы, открыл северо-западный пролив, ничего не узнав об участи, постигшей экспедицию Франклина. С 1852 на 1853 год, новая экспедиция, состоявшая из трех парусных судов - Assistance, Resolute и Norht-Star и двух пароходов - Pionnier и Intrepide, отплыла к полюсу под начальством сэра Эдварда Бельчера и его помощника, капитана Келлета. Сэр Эдвард проник в канал Веллингтона, провел зиму в заливе Нортумбернлэнда и прошел вдоль его берегов, а Келлет, между тем, достигнув Бридпорта на острове Мельвиля, безуспешно изследовал эту часть полярных земель. В то время в Англии распространился слух, что два брошенные среди льдов корабля, были усмотрены невдалеке от берегов Новой Шотландии. Лэди Франклин немедленно-же снарядила, на остатки своего состояния, небольшой винтовой пароход Капитан Ингльфильд поднялся на нем в Баффиновом заливе до мыса Виктории, под восьмидесятою параллелью, и затем безуспешно возвратился на остров Бичи. В начале 1855 года, американец Гриннель снарядил новую экспедицию, и доктор Кэн, стараясь подняться к полюсу...
- К которому, однакоже, не поднялся, благодаря Богу!-- вскричал Гаттерас. Но мы сделаем то, чего он не мог сделать!
- Знаю, капитан,-- ответил доктор,-- и если я упомянул об этом факте, то только потому, что он находится в связи с поисками за Франклином. Впрочем, экспедиция Кэна не увенчалась успехом. Я чуть было не забыл сказать, что адмиралтейство, считая остров Бичи сборным местом всех экспедмций, поручило капитану Ингльфидьду, в 1853 году, доставить на остров запас продовольствия на пароходе Phenix. Ингльфильд отправился туда с лейтенантом Бэлло, лишившись в полярных морях этого мужественного офицера, который вторично отдавал себя в распоряжение Англии. О катастрофе этой мы можем иметь тем более точные сведения, что свидетелем её был Джонсон.
- Лейтенант Бэлло был доблестный человек и память его чтит вся Англия.
- Мало по малу,-- продолжал доктор,-- корабли экспедиции Бельчера начали возвращаться назад. Не все, впрочем, потому что сэр Эдвард нашелся вынужденным бросить Assistance в 1854 году, подобно Мак-Клюру, бросившему Investigator'а Земли Короля Вильгельма находятся многие предметы с кораблей Terror и Erebus. После этого не могло уже быть никакого сомнения на счет участи, постигшей экспедицию. Phenix и и судно Коллинсона возвратились в Англию, так что в арктических морях не осталось ни одного английского корабля. Правительство, казалось, лишилось всякой надежды найти Франклина, но лэди Франклин все еще не унывала и на остатки своего состояния снарядила корабль Fox, под командою Мак-Клинтока. Отправившись в путь в 1857 году, Мак-Клинток провел зиму в местности, где вы явились к нам, капитан, дошел до острова Бичи, 11-го августа 1858 года, во второй раз провел зиму в проливе Бэлло, возобновил свои поиски в 1859 году, 16-то мая нашел документ, не оставлявший никакого сомнения насчет участи Erebus'а и Terror'а Fox'а ни один корабль не пытал счастья в полярных морях.
- Но мы испытаем его,-- ответил Гаттерас.