Приключения капитана Гаттераса.
Часть I.
Глава XIV. Экспедиция, отправленная на поиски за Франклином.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Верн Ж., год: 1866
Категории:Роман, Приключения

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Приключения капитана Гаттераса. Часть I. Глава XIV. Экспедиция, отправленная на поиски за Франклином. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

XIV.

 

Экспедиция, отправленная на поиски за Франклином.

В среду, 23 мая, Forward продолжал свое опасное плавание, искусно лавируя между pack'ами и ледяными горами, благодаря пару - этой послушной силе, не бывшей в распоряжении многих мореплавателей, отправлявшихся в полярные моря. Казалось, бриг резвился среди этих подвижных подводных скале, и, подобно коню под искусным всадником, повиновался малейшему желанию своего капитана.

Температура повышалась. В шесть часов утра термометр показывал 26°(--3°стоградусного термометра), в шесть часов вечера --29°(2°стоградусного термометра), а в полночь --25° (--4° стоградусного термометра); дул легкий юго-восточный ветер.

 

Приключения капитана Гаттераса. Часть I. Глава XIV. Экспедиция, отправленная на поиски за Франклином.

В четверг, в трем часам утра, Forward находился в виду залива Владения (Possession), на берегу Америки, при входе в пролив Ланкастера. Вскоре показался мыс Берней; несколько эскимосских лодок направились было к бригу, но Гаттерас не стал ждать их.

Вершины Бьяам-Мартина (Byam-Martin), господствовавшия над Ливерпульским мысом и оставшияся влево, скрылись в вечернем сумраке, не позволившем видеть мыс Гэ. Впрочем, последний очень невысок и сливается с прибрежными льдами,-- обстоятельство, значительно затрудняющее производство гидрографических исследовании в полярных хорях.

Puffin'ы, утки и белые чайки появлялись в больших количествах. Обсервация дала 74°01' широты, а хронометр - 77°15' долготы.

Горы Екатерины и Елизаветы возносили за облака свои снежные вершины.

 

Приключения капитана Гаттераса. Часть I. Глава XIV. Экспедиция, отправленная на поиски за Франклином.

В пятницу, в шесть часов, бриг прошел мыс Уэрендер (Warender) на правом берегу пролива, а на левом - залив Адмиралтейства, мало еще изследованный мореплавателями, всегда спешащими уйти на запад. Море волновалось довольно сильно и нередко волны перекатывались по палубе брига, оставляя на ней куски льда. На севере материк представлял какой-то странный вид, с своими высокими горами, с почти гладкими вершинами, отражавшими яркие лучи солнца.

Гаттерас хотел было пройти вдоль северных берегов с тем, чтобы поскорее достичь острова Бичи и протока в канал Веллинттона; но сплошные гряды льдов, к сожалению, заставили его идти южными проливами.

По этой причине, 26-то мая, Forward, и позволило произвести довольно точную обсервацию, давшую 74°4' широты и 84°23' долготы. Следовательно, Forward находился у оконечности пролива Ланкастера.

 

Приключения капитана Гаттераса. Часть I. Глава XIV. Экспедиция, отправленная на поиски за Франклином.

Гаттерас указывал доктору на карте путь, которым шел Forward и по которому намеревался идти в будущем. В настоящую минуту положение брига представлялось очень интересным.

- Я хотел-бы,-- сказал Гаттерас,-- находиться севернее, но что невозможно, то невозможно... Взгляните, доктор: мы находимся именно в этом пункте.

И капитан наметил булавкою пункт невдалеке от мыса Иорк.

- Мы находимся теперь на открытом для всех ветров распутьи, образуемом устьями проливов Ланкастера и Барро, канала Веллингтона и протока Регента. Здесь побывали все мореплаватели, отправлявшиеся в полярные воды.

- Да,-- ответил доктор,-- и, по всем вероятиям, они находились здесь в очень затруднительном положении. Действительно, это чистое распутье, как вы говорите, где перекрещиваются большие пути, а между тем я нигде не вижу милевых столбов, указывающих настоящую дорогу. Но как-же в подобных случаях действовали Барро, Росс и Франклин?

- Они бездействовали, доктор, и только подчинялись обстоятельствам. Выбора у них не было, уверяю вас. Случалось, что пролив Барро закрывался для одного из них, а в следующем году открывался для другого; случалось также, что корабль неудержимо относило в протоку Регента. Вследствие этого и по самой силе вещей, путаница здешних морей была наконец выяснена.

- Что за своеобразная страна! - сказал доктор, глядя на карту. Вся истерзанная, раздробленная, искрошенная, без всякого, повидимому, порядка, без всякой логики! Кажется, будто земля, соседния к полюсу, нарочно измельчены таким образом, чтобы затруднить к нему доступ. A между тем в другом полушарии материки заканчиваются спокойными, протяженными удлинениями, каковы мысы Горн, Доброй Надежды и Индийский полуостров. Неужели такой порядок вещей обусловливается быстротою вращательного движения земли под экватором? Неужели земли, удаленные от экватора и в первичные эпохи мира находившияся еще в жидком состоянии, не могли сплотиться, слиться между собою только по недостатку достаточно быстрого вращательного движения?

- Должно быть, что так, потому что все в мире совершается согласно с законами логики и ничего не делается без причин, которые Бог дозволяет иногда разгадывать ученым. Поэтому, доктор, пользуйтесь этим позволением.

- К сожалению, я буду очень воздержан в этом отношении. Однако, какой странный ветер господствует в этом проливе! - добавил доктор, плотно надвигая шапку.

- Да, здесь в особенности свирепствует северный ветер, отклоняющий нас от нашей дороги.

- В таком случае, он должен-бы отбросить льды к югу и очистить дорогу.

- Должен-бы, доктор, но ветер не всегда делает то, что следовало-бы делать. Посмотрите, эта гряда ледяных гор, повидимому, непроходима. Что-ж, мы постараемся достичь острова Гриффита, затем обогнем остров Корнвалиса и пройдем в канал Королевы, миновав пролив Веллингтона. Но я непременно хочу пристать к острову Бичи и запастись там углем.

- Запастись углем?-- спросил изумленный доктор.

- Да. По распоряжению адмиралтейства, в видах снабжения углем будущих экспедиций, на острове Бичи оставлены большие запасы продовольствия, и сколько-бы Мак-Клинток ни взял их в августе 1859 года, все-же кое-что останется и на нашу долю, уверяю вас, доктор.

- Действительно,-- сказал Клоубонни,-- эти страны изследовались впродолжение пятнадцати лет, и пока не было несомненным образом доказано, что экспедиция Франклина погибла, адмиралтейство постоянно содержало в полярных морях пять или шесть кораблей. Если не ошибаюсь, то остров Гриффита, который я вижу вот здесь на карте, почтя посредине распутья, сделался сборным пунктом мореплавателей.

- Да, доктор, злополучная экспедиция Франклина нас познакомиться с далекими полярными странами.

- Именно, капитан, потому что, начиная с 1845 года, экспедиции в полярные моря безпрестанно возобновлялись. Только в 1848 году, участь, которая постигла корабли Erebus и Terror, состоявшие под начальством Франклина, начала тревожить общество. Престарелый друг адмирала, доктор Ричардсон, семидесяти лет, отправился в Канаду и поднялся по реке Копермайну до полярного моря. С своей стороны, Джемс Росс, командовавший судами Entreprise и Investigator, выступил из Уппернавика в 184а году и прибыл к мысу Иорк, где мы теперь находимся. Каждый день он бросал в море по одному боченку, в котором находились бумаги, указывавшия место, где находились корабли, в туманную погоду с кораблей стреляли из пушек, по ночам жгли бенгальские огни и спускали ракеты, причем суда держались под малыми парусами. Наконец, Джемс Росс провел в порте Леопольда зиму с 1848 на 1849 год. Наловив там множество белых лисиц, он надел им медные ошейники, обозначив на последних местонахождение кораблей и запасов продовольствия, и распустил животных во все стороны. Весною он отправился на санях вдоль берега Норт-Соммерсета, подвергался опасностям и лишениям, от которых переболел весь его экипаж, возводил cairns (небольшие земляные пирамиды) и оставлял в них медные цилиндры с необходимыми указаниями для отыскания затерявшейся экспедиции. Во время отсутствия Джемса Росса, его лейтенант Мак-Клюр занялся исследованием северных берегов пролива Барро. Замечательно, капитан, что под начальством Джона Росса находились тогда два офицера, которым впоследствии суждено было прославиться: Мак-Клюр, прошедший северо-западный пролив, и Мак-Клинток, нашедший остатки экспедиции Франклина.

- В настоящее время оба они - достойные, мужественные капитаны и добрые англичане. Продолжайте, доктор, рассказывать историю полярных морей, так хорошо вам иввестную. Из рассказов об этих отважных попытках всегда можно позаимствовать что нибудь полезное.

 

Приключения капитана Гаттераса. Часть I. Глава XIV. Экспедиция, отправленная на поиски за Франклином.

- И так, чтоб не возвращаться уже к Джемсу Россу, добавлю, что он старался с запада подойти в острову Мельвиля. При этом едва не погубил свои суда, был затерт льдами и, помимо своей воли, отброшен в Баффиново море.

- Помимо своей воли! - повторил Гаттерас, нахмурив брови.

- Он ничего мы нашел,-- продолжал доктор. С 1850 года английския суда не переставали бороздить полярные моря; назначена была премия в 20,000 фунтов стерлингов, которую мог получить всякий, открывший следы Terror'а и Erebus'а. Еще в 1848 году, капитаны Келлет и Мур, командовавпгие судами Herald'ом и Plover'ом, сAssistance и Resolute, канал Веллингтона; старик Джон Росс, герой магнитного полюса, тоже не утерпел и отправился на яхте Fеlix отыскивать своего друга; бриг Prince Albert, снаряженный лэди Франклин, отплыл в свою первую экспедицию; следует упомянуть еще о двух американских судах, отправленных Гриннелем, под командою капитана Гевена (Haven), и отброшенных из канала Веллингтона в канал Ланкастера. В этом-же году Мак-Клинток, лейтенант капитана Аустина, поднялся до острова Мельвиля и мыса Дундаса, крайних пунктов, до которых доходил Парри в 1819 году. Там, на острове Бичи, были найдены следы зимовки Франклина в 1845 году.

- Да,-- сказал Гаттерас,-- там же погребены трое из его матросов, более счастливые, чем их товарищи.

- В 1851 и 1852 годах,-- продолжал доктор, жестом подтверждая замечание капитана,-- Prince Albert предпринял свое второе путешествие в полярные воды под командою французского лейтенанта Бэлло, который провел зиму в Батти-бай, в проливе Регента, изследовал юго-западные части Соммерсета и прошел вдоль его берегов до мыса Валькера. Между тем возвратившияся в Англию суда Enterprise и Investigator, поступив под начальство Коллинсона и Мак-Клюра, отправились в Берингов пролив на соединение с капитанами Муром и Келлетом. Коллинсон возвратился на зиму в Гонг-Конг, а Мак-Клюр отправился на север и, проведя там три зимы, с 1850 на 1851, с 1851 на 1852 и с 1852 на 1853 годы, открыл северо-западный пролив, ничего не узнав об участи, постигшей экспедицию Франклина. С 1852 на 1853 год, новая экспедиция, состоявшая из трех парусных судов - Assistance, Resolute и Norht-Star и двух пароходов - Pionnier и Intrepide, отплыла к полюсу под начальством сэра Эдварда Бельчера и его помощника, капитана Келлета. Сэр Эдвард проник в канал Веллингтона, провел зиму в заливе Нортумбернлэнда и прошел вдоль его берегов, а Келлет, между тем, достигнув Бридпорта на острове Мельвиля, безуспешно изследовал эту часть полярных земель. В то время в Англии распространился слух, что два брошенные среди льдов корабля, были усмотрены невдалеке от берегов Новой Шотландии. Лэди Франклин немедленно-же снарядила, на остатки своего состояния, небольшой винтовой пароход Капитан Ингльфильд поднялся на нем в Баффиновом заливе до мыса Виктории, под восьмидесятою параллелью, и затем безуспешно возвратился на остров Бичи. В начале 1855 года, американец Гриннель снарядил новую экспедицию, и доктор Кэн, стараясь подняться к полюсу...

- К которому, однакоже, не поднялся, благодаря Богу!-- вскричал Гаттерас. Но мы сделаем то, чего он не мог сделать!

- Знаю, капитан,-- ответил доктор,-- и если я упомянул об этом факте, то только потому, что он находится в связи с поисками за Франклином. Впрочем, экспедиция Кэна не увенчалась успехом. Я чуть было не забыл сказать, что адмиралтейство, считая остров Бичи сборным местом всех экспедмций, поручило капитану Ингльфидьду, в 1853 году, доставить на остров запас продовольствия на пароходе Phenix. Ингльфильд отправился туда с лейтенантом Бэлло, лишившись в полярных морях этого мужественного офицера, который вторично отдавал себя в распоряжение Англии. О катастрофе этой мы можем иметь тем более точные сведения, что свидетелем её был Джонсон.

- Лейтенант Бэлло был доблестный человек и память его чтит вся Англия.

- Мало по малу,-- продолжал доктор,-- корабли экспедиции Бельчера начали возвращаться назад. Не все, впрочем, потому что сэр Эдвард нашелся вынужденным бросить Assistance в 1854 году, подобно Мак-Клюру, бросившему Investigator'а Земли Короля Вильгельма находятся многие предметы с кораблей Terror и Erebus. После этого не могло уже быть никакого сомнения на счет участи, постигшей экспедицию. Phenix и и судно Коллинсона возвратились в Англию, так что в арктических морях не осталось ни одного английского корабля. Правительство, казалось, лишилось всякой надежды найти Франклина, но лэди Франклин все еще не унывала и на остатки своего состояния снарядила корабль Fox, под командою Мак-Клинтока. Отправившись в путь в 1857 году, Мак-Клинток провел зиму в местности, где вы явились к нам, капитан, дошел до острова Бичи, 11-го августа 1858 года, во второй раз провел зиму в проливе Бэлло, возобновил свои поиски в 1859 году, 16-то мая нашел документ, не оставлявший никакого сомнения насчет участи Erebus'а и Terror'а Fox'а ни один корабль не пытал счастья в полярных морях.

- Но мы испытаем его,-- ответил Гаттерас.

 



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница